Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа
Будди́зм «Учение Просветлённого» — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Будди́зм «Учение Просветлённого» — религиозно-ф
Сами последователи этого
Считается, что это одна из древнейших
мировых религий, признанная самыми
различными народами с совершенно разными
традициями. «Без понимания буддизма
невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую
Основы Учения
После нескольких лет наблюдения за
своим сознанием Будда
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией». Но все они, как отмечает Е. А. Торчинов, базируются на следующих доктринах:
Последователи буддийского учения
полагают, что эти принципы указал
сам Будда, однако трактовки доктрин
в разных школах могут сильно отличаться.
Так последователи тхеравады считаю
Трактовка данного списка элементов
в разных школах также неоднозначна.
Так в отдельных текстах
Стать последователем учения возможно через принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности
Не все буддийские наставники однозначно
трактовали принятие прибежища. Например,
шестой чаньский патриарх Хуэйн
После принятия прибежища мирянину
также рекомендовалось
Течения буддизма
Традиционно буддизм делят на Хинаяну («
Современный буддизм также делят на Махаяну («великую колесницу»), к которой относятся тибетские и дальневосточные школы, и Тхераваду («учение старейших») — единственную сохранившуюся школу Никаи раннего буддизма. Причина обновлённого разделения состоит в том, что термин «хинаяна» из-за оскорбительного характера не применяется к тхераваде некоторыми исследователями а также теми последователями буддизма, представители которых прибыли на шестой буддийский собор, проводившийся в середине XX века, и заключили соглашение о неприменении термина для тхеравады
Подробная схема школ и ответвлений буддизма собрана в разделе «Школы буддизма».
Буддизм, распространенный среди некоторой
части мирян и значительно
отличающийся от буддизма, проповедуемого
в монашеской среде, присутствием различных
суеверий и добуддийских местных
верований носит название прост
Хинаяна
Хинаяна (санскр. буквально «Малая колесница») — колесница последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя. Название было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма и применялось в исторической полемике с ныне не существующими школами раннего буддизма с целью объяснения понятия бодхичитты.
Хинаяна разделяется на колесницы шравак (слушателей) и пратьекабудд, достигающих нирваны без поддержки сангхи Содержала в себе, согласно современным исследованиям, от 23 до 26 школ, включая сохранившуюся школу тхеравады
Хинаяна опирается на Палийский канон, а также на более поздний текст
буддийского философа Васубандху «Абхидхарм
Махаяна
Главными «опорами» махаянской
Целью махаянских школ, в отличие от школ
хинаяны, является не достижение нирваны,
а полное и окончательное просветление
(аннутара самьяк самбодхи).
Нирвану хинаяны последователи махаяны
считают промежуточным этапом, указывая,
что даже уничтожив клеши или омрачения сознания, остаются
«препятствия гносеологического
Основной религиозной
Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «истинной природой всех дхарм» Природа Будды, согласно махаяне, это также «истинная природа всех феноменов» или дхарм. Исходя из этого вывода, махаянские школы указывают на абсолютную тождественность сансары и нирваны, которые являются, согласно учению, лишь разными аспектами друг друга. Также из того, что «все дхармы суть дхармы Будды», последователи махаяны делают вывод о том, что любое существо является буддой, но «только не пробудилось к пониманию этого»
Ещё одним отличием махаяны от хинаяны
стало меньшее значение монашества.
Последователю в махаяне
Последователи махаяны также проявляли большую гибкость и адаптируемость, используя разнообразные искусные средства, но не меняя при этом основы своего учения, и гораздо большее стремление проповедовать в других странах по сравнению с хинаяной. По этим причинам именно махаянская традиция трансформировала буддизм из региональной религии в мировую
Одним из способов деления махаяны является её деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся по большей части на тексты на китайском языке
Махаяна также подразделяется на «школы трактатов», основывающиеся на шастрах и уделяющие повышенное внимание философии, «школы сутр» и «школы дхьяны» или школысозерцания
Основные философские
Основные школы сутр
Основные школы дхьяны
Ваджраяна
Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.
Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.
Основные школы:
Численность
Оценка количества последователей
буддизма во всём мире значительно
колеблется в зависимости от способа
подсчёта, однако самые минимальные
цифры колеблются в районе 350—500 миллионов
человек Основное число буддистов живёт
в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной
Азии:Бутане, Вьетнаме, Индии,
История буддизма
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, а
в настоящее время распространён в странах Южной, Юго-Восточной,
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах: