Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:25, реферат
Распространение буддизма. Будда. Буддизм как учение. Распространение буддизма.
которую он входит. В южном Китае также происходит адаптация буддийских
техник. Там также учат, что существует "мгновенное" просветление. Это
согласуется с конфуцианской идеей о том, что человек добродетелен по своей
природе, и исходит из концепции, что каждый обладает природой будды, о чем я
уже сказал в начале лекции. Чань-буддизм учит, что если человек сможет
успокоить все свои "искусственные" (суетные) мысли, то он сможет преодолеть
все свои заблуждения и препятствия в мгновение ока, и тогда немедленно
наступит просветление. Это не соответствует индийской концепции о том, что
развитие способностей идет в рамках постепенного длительного процесса
создания положительного потенциала, развивая сострадание и так далее путем
активной помощи другим людям.
В это время в Китае существовало огромное количество воюющих княжеств: в
стране царил хаос. В течение длительного времени Бодхидхарма сосредоточенно
размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для того времени и для
тех условий; он разработал то, что в последствии стало известно как боевые
искусства, и начал Обучать этим искусствам.
В Индии не существовала традиция боевых искусств; что-либо подобное не
развилось позднее ни в Тибете, ни в Монголии, куда буддизм проник из Индии.
Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними. Поскольку разработанная
для Китая система боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями тела,
она согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела
описываются с точки
зрения принятого в Китае
этих энергиях, которое мы находим в даосизме.
Буддизму свойственно
стремление развить этическую
способность к концентрации с тем, чтобы личность была в состоянии
сосредоточиться на реальности, мудро проникая в суть вещей и преодолевая
заблуждения; а также разрешить собственные проблемы и максимально помочь
окружающим. Боевые искусства являются техникой, дающей возможность развить те
качества личности, которые могут быть использованы для достижения той же
самой цели.
В Китае и в Восточной Азии наиболее популярной буддийской школой является
школа Чистой земли, которая особое внимание уделяет перерождению в Чистой
земле Будды Амитабы. Там все способствует тому, чтобы быстрее стать Буддой и
быть в состоянии скорее приносить пользу другим. Особое внимание в Индии
всегда уделялось медитативным практикам концентрации с целью достижения этой
же цели. В Китае учили, что все, что надо делать, это повторять имя Амитабы.
Популярность этой
школы в регионе
наше время объясняется, вероятно, тем, что идея перерождения Будды Амитабы в
находящейся на западе Чистой земле согласуется с даосской идеей о попадании
после смерти в "западный рай" бессмертных. Таким образом, мы рассмотрели
различные аспекты и модификации классического китайского буддизма.
Вследствие суровых преследований буддизма в Китае в середине IX в.
большинство имеющих философскую ориентацию школ заглохло. Основными
сохранившимися формами буддизма были школа Чистой земли и чань-буддизм. В
более позднее время буддизм смешался с конфуцианским культом почитания
предков и даосскими практиками гадания с палочками.
В течение многих столетий буддийские тексты переводились на китайский язык с
санскрита и индоевропейских языков Центральной Азии. Китайский канон более
обширен, нежели палийский, ибо он включает также тексты Махаяны. Правила
дисциплины и обеты для монахов и монахинь несколько отличаются от принятых в
традиции Тхеравады, так как китайцы, как уже упоминалось выше, следуют другой
школе Хинаяны, а именно школе Дхармагупты. Несмотря на то, что 85% обетов
монахов, и монахинь те же самые, что и в текстах Тхеравады, незначительные
различия существуют. В Юго-Восточной Азии монахи носят оранжевые или желтые
одежды без рубашек. В Китае предпочитают одежду принятых в этой стране
черного, серого и коричневого цветов с длинными рукавами, что вызвано
традиционными конфуцианскими представлениями о скромности. В отличие от
Тхеравады и поздних тибетских традиций в Китае существует традиция полностью
посвященных монахинь.
Эта преемственная пиния
настоящее время на Тайване, в Гонконге и Южной Корее.
Собственно китайская буддийская традиция существует в наше время в очень
ограниченных масштабах в Китайской Народной Республике. Она наиболее
распространена на Тайване, а практикуется в Гонконге, в заморских общинах
китайцев на Сингапуре, в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и на
Филиппинах, а также в Соединенных Штатах и других странах, где осели китайцы.
Буддизм в Японии.
Собственно китайский буддизм, особенно принятая на севере придающая большое
значение медитативным практикам его форма во второй половине IV в. из Китая
попал в Корею. В IV в. из Кореи он распространился на Японию. В Корее он
процветал приблизительно до конца XIV в., когда завершилось владычество
монголов. До начала XII века, буддизм был значительно ослаблен. Возродился
буддизм во время правления японцев. Преобладающей формой был чань-буддизм,
который в Корее получил название "сон". Эта форма буддизма имеет мощную
монастырскую традицию, в которой особое внимание уделяется интенсивной
медитативной практике.
Получив первоначально буддизм из Кореи, японцы, начиная с VII в. ездили в
Китай с целью обучения и обеспечения непрерывности преемственных линий.
Привезенные ими учения вначале имели философскую окраску, однако, позднее
стали преобладать характерные японские черты. Как уже упоминалось, буддизм
всегда адаптируется к местным традициям образу мышления. В XIII в. Синран на
основе школы Чистой земли развил учение школы Дзедо Синею. Китайцы в это
время уже свели индийскую практику медитации для достижения перерождения в
Чистой земле Амитабы просто к многократному повторению с искренней верой
имени Амитабы. Японцы сделали шаг еще дальше и упростили всю процедуру до
однократного произнесения
с искренней верой имени
человек должен попасть в Чистую землю независимо от того, сколько плохих
поступков он совершил в прошлом. Дальнейшее повторение имени Будды является
выражением благодарности. Японцы не придавали совершенно никакого значения
медитации и совершению положительных поступков, т. к. это может предполагать
недостаток веры в спасительную силу Амитабы. Это согласуется с японской
культурной тенденцией избегать индивидуальных усилий, а действовать, как
частица большой команды под покровительством выдающейся личности.
Несмотря на то, что к этому времени в Японии существовали лишь полученные из
Кореи и Китая преемственные линии посвящения в монашеский сан мужчин и
женщин, Синран учил, что соблюдение целибата и монашеский образ жизни не
являются обязательными. Он основал традицию, допускающую женитьбу храмовых
священников, соблюдающих ограниченный набор обетов. Во второй половине XIX в.
правительство Мейджи издало декрет, согласно которому духовенство всех
японских буддийских сект могло заключать браки. После этого в Японии
постепенно отмерла традиция монашества.
В XIII в. оформилась также школа Нитирен, ее основателем был учитель Нитирен.
Здесь особое внимание уделялось произнесению на японском языке названия
"Лотосовой сутры" - "Нам-м хОрэн-ге к ", сопровождавшемуся ударами в барабан.
Подчеркивание универсальности Будды и его природы привело к тому, что
историческая фигура Будды Шакьямуни отошла на 2-й план. Утверждение, что если
каждый человек в Японии будет повторять эту формулу, то Япония превратится в
рай на земле, придает буддизму националистический оттенок. Основное внимание
уделяется земной сфере. В XX в. на основе этой секты развилось японское
националистическое движение Сока Гаккай. Традиция Чань, попав в Японию, стала
называться Дзэн; первоначально она достигла расцвета в ХII-ХШ вв. Она также
приобрела ярко выраженный характер, присущий японской культуре. В дзэн-
буддизме присутствуют определенные влияния воинской традиции Японии, которой
присуща очень суровая дисциплина: верующий должен сидеть в безупречной позе,
при нарушении которой его бьют палкой. В Японии существует также традиционная
религия синто, уделяющая особое внимание утонченному восприятию красоты всего
сущего во всех его проявлениях. Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме
развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся
полностью японскими по своим культурным особенностям.
Буддизм во Вьетнаме.
Китайская форма буддизма распространилась также во Вьетнаме. На юге, начиная
с конца II в. н.э., преобладали индийская и кхмерская формы буддизма, причем
следует отметить смешение Тхеравады, Махаяны и индуизма. В XV в. они были
вытеснены китайскими традициями. На севере была первоначально распространена
традиция Тхеравады, попавшая сюда по морю, а также буддийские влияния из
Центральной Азии, которые были занесены осевшими здесь купцами. Во II-III вв.
имели место различные китайские культурные влияния. К концу VI в. относится
появление чань-будцизма, известного во Вьетнаме как Тьен. Практики Чистой
земли также стали частью Тьен, они были ориентированы на социальные и
политические проблемы. Традиция Тьен в значительно меньшей степени, чем Чань,
отстранялась от мирских дел.
В Корее, Японии и Вьетнаме сохранился китайский буддийский канон, записанный
китайскими иероглифами, однако в каждой из этих стран он произносился по-
своему. Несмотря на то, что многие тексты были переведены на национальные
языки, классический китайский язык оставался главным.
В это время (IV в. н.э. и далее) в монастырских университетах Индии
продолжалась устная разработка идей буддизма. Значительное развитие получили
логика и философия как школы Сарвастивады, так и Махаяны. Учение Будды
послужило основой для разработки различных философских систем, например,
Вайбхашики и Саутрантики в Сарвастиваде, Читтаматры, известной также как