Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:12, доклад
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.
Транспортные услуги различаются в зависимости от:
вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный); трубопроводный; смешанный; предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);
аэронавигация;
совместное
финансирование
упрощение формальностей
в международных воздушных
разработка норм и кодификация международного воздушного права;
техническая
помощь развивающимся странам
в строительстве аэропортов и
других аэронавигационных
издание печатных
материалов.
ИКАО имеет следующую структуру:
Ассамблея;
Совет;
специальные комитеты;
региональные бюро;
секретариат.
Ассамблея, состоящая
из всех государств-членов, является высшим
органом ИКАО. Собирается не реже одного
раза в три года. По инициативе Совета
ИКАО или по требованию государств-членов
могут созываться чрезвычайные ассамблеи.
Все государства имеют одинаковые права,
и каждое располагает только одним голосом.
Решения принимаются, как правило, простым
большинством голосов.
Ассамблея определяет
принципы ИКАО, избирает членов Совета
из числа государств — членов ИКАО,
рассматривает отчеты Совета и принимает
по ним решения, утверждает бюджет организации
и шкалу членских взносов государств,
контролирует правильность исполнения
бюджета ИКАО, утверждает постоянные и
временные комиссии и комитеты. Ассамблея
также определяет размеры фонда для оказания
финансовой помощи странам — участницам
ИКАО на строительство аэропортов, навигационных
сооружений и т. д. К исключительной компетенции
Ассамблеи относится также право внесения
изменений и поправок в Конвенцию, которые
подлежат ратификации государствами —
членами ИКАО.
Ассамблея избирает исполнительный орган — Совет ИКАО в составе 33 государств сроком на три года, который является постоянно действующим органом. Его возглавляют президент, избираемый на три года, и три вице-президента. При избрании членов Совета Ассамблея руководствуется принципом равномерного представительства в нем следующих групп государств:
I группа — государства, играющие ведущую роль в воздушных перевозках;
II группа — государства, не входящие в первую группу, но вносящие значительный вклад в развитие международной воздушной навигации;
III группа —
государства, не вошедшие в
первые две группы, но участие
которых в Совете обеспечивает
представительство всех
Основными постоянными
рабочими органами Совета являются: Аэронавигационная
комиссия (Air Navigation Commission), Комитет воздушного
транспорта (Air Transport Committee), Финансовый
комитет (Finance Committee), Юридический комитет
(Legal Committee), а также Комитет по совместной
поддержке аэронавигационных служб (Committee
of Joint Support of Air Navigation Service), Комитет по кадрам
(Personal Committee), Комитет по контролю за противоправным
вмешательством в международные Воздушные
перевозки (Committee on Unlawful Interference), Комитет
по техническому сотрудничеству (Technical
Co-operation Committee).
ИКАО имеет региональные бюро, деятельность которых направлена главным образом на оказание помощи государствам при осуществлении региональных аэронавигационных планов:
Африканское бюро для стран Западной и Южной Африки в Дакаре (Сенегал);
Европейское бюро для стран Европы в Париже (Франция);
Бюро для стран Дальнего Востока и бассейна Тихого океана в Бангкоке (Таиланд);
Бюро для стран Среднего Востока и Восточной Африки в Найроби (Кения);
Бюро для стран Северной Америки и бассейна Карибского моря в Мехико (Мексика);
Бюро для стран
Южной Америки в Лиме (Перу).
Исполнительным органом ИКАО является его секретариат, который обеспечивает работу Ассамблеи, Совета и его постоянных и временных органов, сбор и обобщение информации по интересующим вопросам.. Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, который является главным исполнительным лицом ИКАО. Секретариат состоит из пяти бюро (департаментов) — аэронавигационного; авиатранспортного; юридического; технической помощи и административного.
Региональные
межправительственные организации
гражданской авиации
Региональные
межправительственные организации
гражданской авиации решают проблемы
воздушного транспорта соответствующих
регионов и координируют деятельность
соответствующих государств, а также авиакомпаний
и аэропортов в этих регионах. Координацию
деятельности этих организаций осуществляет
ИКАО. Основными региональными организациями
являются:
Европейская конференция
гражданской авиации, ЕКАК (European Civil
Aviation Conference, ECAC). Создана в 1954 г. на Страсбургской
конференции по инициативе Совета Европы
и при активной поддержке ИКАО. Она явилась
первой региональной межправительственной
организацией, созданной для координации
деятельности гражданской авиации в Западной
Европе;
Европейская организация
по безопасности аэронавигации, Евроконтрол
(European Organization for fhe Safety of Air Navigation, Eurokontrol).
Создана в 1963 г. с вступлением в силу
подписанной в 1960 г. Международной конвенции
о сотрудничестве в обеспечении безопасности
воздушной навигации. Основными целями
являются: совместная деятельность в области
воздушного сообщения с учетом требований
обороны и при одновременном обеспечении
большей свободы для пользователей воздушным
пространством; разработка согласованной
и скоординированной системы контроля
воздушной навигации в Европе; реализация
Европейской программы гармонизации и
интеграции аэронавигационного контроля
(European Air Traffic Control Harmonisation and Integration Programe,
EATCHIP) и др.;
Африканская комиссия
гражданской авиации (АФКАК). Создана
в 1969 г., ее членом может стать любое
африканское государство — член
Экономической комиссии по Африке (ЕКА)
или Организации африканского единства
(ОАЕ). Членами АФКАК являются 32 государства;
Латиноамериканская
комиссия гражданской авиации (ЛАКАК).
Является региональной группировкой государств
Южной и Центральной Америки,
созданной в 1973 г. Членами этой организации
могут быть только государства Южной и
Центральной Америки, а также Карибского
бассейна. Членами ЛАКАК являются 19 государств;
Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС). Создан в 1967 г. для координации усилий по решению экономических проблем воздушного транспорта арабских государств в ИКАО. Членами КАКАС в настоящее время являются 20 государств.
Международная
ассоциация воздушного транспорта (ИАТА)
ИАТА — это
ассоциация авиакомпаний, выполняющих
регулярные коммерческие авиаперевозки.
ИАТА была основана в 1945 г. в Гаване после
подписания Чикагской конвенции 1944 г.,
учредившей ИКАО. Ассоциация является
фактическим правопреемником Международной
ассоциации воздушных перевозок, основанной
в 1919 г. в Гааге.
Основными задачами
ИАТА являются развитие безопасных регулярных
и экономичных воздушных сообщений, содействие
воздушной коммерции и изучение связанных
с этим проблем и др.
В соответствии
с назначением ИАТА действует
как международное агентство, при
помощи которого авиакомпании стремятся
общими усилиями решать те проблемы, которые
они не смогли бы решить индивидуально
в таких областях, как воздушные перевозки,
финансы, юридические и технические вопросы,
медицина и публичная информация. Кроме
того, ИАТА действует как центральный
банк информации и технических знаний
для авиакомпаний — членов этой организации,
содержит такое предприятие, как Центр
международных расчетов, руководит деятельностью
различных комитетов, объединяющих экспертов
авиакомпаний, представляет авиакомпании
в международных организациях.
Высшим органом
ИАТА является Генеральная ассамблея,
которая созывается ежегодно. Кворум
Ассамблеи составляют активные члены
Ассоциации, при этом каждый из них
имеет один голос. В функции Генеральной
ассамблеи входят: выборы президента
ИАТА и членов Исполнительного комитета;
рассмотрение и утверждение отчета Исполнительного
комитета и других комитетов Ассоциации;
утверждение финансовых отчетов и бюджета;
утверждение технических и других комиссий,
назначенных Исполнительным комитетом
и др.
В промежутках между
ежегодными генеральными ассамблеями
руководство организацией осуществляется
Исполнительным комитетом, избираемым
Генеральной ассамблеей и состоящим из
21 члена. Исполнительному комитету подчиняются
пять постоянных комитетов: воздушного
транспорта, финансовый, юридический,
технический и медицинский. Каждый комитет
образует различные подкомитеты и рабочие
группы; часть подкомитетов действует
постоянно, другая часть созывается по
необходимости. Всеми этими органами ИАТА
управляет генеральный директор, назначаемый
Исполнительным комитетом и утверждаемый
в должности Генеральной ассамблеей. Рабочим
органом при генеральном директоре является
секретариат ИАТА.
Членство в
ИАТА подразделяется на две категории:
активное и ассоциированное. Ассоциированное
членство предоставляется регулярным
внутренним авиакомпаниям. Это членство
не дает права голоса на конференциях
или других собраниях ИАТА. Активное членство
предоставляется только тем авиакомпаниям,
которые выполняют регулярные международные
полеты, и тем государствам, которые являются
членами ИКАО.
Тарифные конференции
ИАТА. Земной шар поделен ИАТА
на три тарифные зоны, внутри каждой
из которых устанавливается
Конференция (тарифная
зона) 1 включает континент Северной
и Южной Америки и прилегающие к нему
острова.
Конференция (тарифная
зона) 2 охватывает всю Европу (включая
Европейскую часть России), всю
Африку и прилегающие к ним
острова, часть Азии к западу от Ирана
(включая Иран).
Конференция (тарифная
зона) 3 включает всю Азию и прилегающие
к ней острова, за исключением той части,
которая относится к зоне 2, Австралию,
Новую Зеландию и острова Тихого океана
(за исключением островов, входящих в зону
1).
Конференции ИАТА занимаются проблемами, касающимися международных воздушных сообщений в соответствующих зонах, в частности анализом эксплуатационных расходов, тарифов, ставок и сборов за перевозки пассажиров и грузов, расписаниями полетов, назначением агентов и контролем за их деятельностью и др. Задачи конференций чрезвычайно сложны. Особенно это касается разработки уровня тарифов и условий их применения. Поэтому все принимаемые конференциями резолюции требуют единодушного одобрения и согласования со всеми перевозчиками данной конференции.
§ 3. Прочие виды
транспорта
Международные
железнодорожные перевозки осуществляются
на основании двусторонних и многосторонних
соглашений, которые заключаются соответствующими
министерствами государств — участников
соглашения. Основным документом, которым
оформляется железнодорожная перевозка
грузов, является железнодорожная накладная.
Тарифы на железнодорожные перевозки
регулируются соответствующими национальными
органами и отличаются большим разнообразием
(табл. 11.1).
Таблица 11.1
Средние доходные ставки по грузовым перевозкам на железных дорогах*
Страна
дол./10 т-км
Япония
0,595
Германия
0,572
Франция
0,496
Венгрия
0,366
Испания
0,352
Польша
0,205
США
0,164
Канада
0,154
Китай
0,043
Россия
0,036
*РЖД-Партнер. 1999.
№ 4. С. 9.
Крупнейшими по
объемам перевозок грузов являются железные
дороги Китая, США и России, по грузообороту
— США, Китая и России, по перевозкам пассажиров
— Японии, Индии и России, по эксплуатационной
длине железных дорог — США и Россия, по
протяженности электрифицированных магистралей
— Россия.
В настоящее
время грузооборот железных дорог
несколько сокращается в пользу
автомобильного транспорта, а пассажирооборот
— в пользу авиатранспорта.
Регулированием
международных железнодорожных
перевозок и согласованием