Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа
Конституцию как правовой акт, занимающего самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1. особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3. всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
Существует также особый орган — парламентский посредник (омбудсман), но его полномочия ограниченны. Обращаться к нему с жалобами на нарушения конституционных прав можно только через членов парламента; он не может вести собственное расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.
Защита основополагающих прав и свобод возможна на международном уровне, если исчерпаны внутренние возможности или если лицо оспаривает решения национальных судов, ссылаясь на их противоречия международным актам. В частности, французские граждане могут обращаться в органы Совета Европы — в Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский суд по правам человека (в Страсбурге).[6]
В России. Глава 2 конституции РФ закрепляет Права и свободы человека и гражданина и названа одноименно. Здесь конкретизируются положения ст. 2 Конституции о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. С принятием новой Конституции завершился начавшийся в 1991 г. период, в рамках которого осуществлялся поворот правовой системы Российской Федерации к признанию и гарантированности прав человека и гражданина. 22 ноября 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах. Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, развитая в этих международных актах. Подписав 10 июля 1992 г. в Хельсинки Декларацию "Надежды и проблемы времени перемен", Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать Заключительный акт СБСЕ 1975 г. в области прав человека.
В принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства.
Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.
Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Содержание гл. 2 соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав.
В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от государства. Духовная и физическая свобода человека от контроля государства (в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, свободы передвижения) исторически сформировалась раньше других свобод. Поскольку обвинение в преступлении часто связано с наказанием в виде лишения свободы, права в этой сфере исторически также оформились рано. Среди них право считаться невиновным до приговора независимого суда, право оспорить в суде заключение под стражу, недействительность доказательств, полученных под пыткой.
Как на пробел в перечне гражданских прав можно указать на отсутствие в гл. 2 отдельной статьи о праве человека по достижении определенного возраста создавать семью, о равноправии супругов при вступлении в брак, пребывании в браке, расторжении брака.
Политические права - это свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.
Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права сформировались позже других - в течение XX в. Они затрагивают область наемного труда. Это свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию и т. д.
Культурные права связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно-технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида в условиях использования атомной энергии, развития химической промышленности, разработки природных ресурсов новой техникой и т. д.
Права и свободы человека связаны с определенными видами обязанностей: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своей страны, общественную мораль.
Целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости. Принцип равноправия сформировался в период антифеодальных революций. Это, прежде всего равенство в обладании всем объемом исходных прав человека, закрепленных в законе, перед которым все равны. Принцип равноправия обогащался в ходе исторического развития новыми аспектами - равенством мужчин и женщин, рас, национальностей. Равноправие утвердилось в истории как вид равенства, не совпадающий с фактическим равенством в области собственности, материальных, социальных и духовных благ. Несовпадение равноправия и фактического равенства ведет к определенным классовым и групповым противоречиям. Опыт социальных революций XX в. привел демократическое международное сообщество к пониманию опасности абсолютного абстрагирования равноправия от других видов равенства.
Принцип взаимодействия различных видов равенства нашел свое выражение в принципе справедливости, ставшем основой социальных, экономических и культурных прав. Международное право признало равноценность обоих принципов, в соответствии с которыми область прав и свобод продолжает динамично развиваться в наше время.
Свобода личности в современную технотронную эпоху конкретизируется в новых правах, например на получение информации от государства. Готовятся новые конвенции по вопросам экологической и ядерной безопасности. В ряде стран и на международном уровне идет борьба за признание права на жизнь с момента ее зарождения.
В истории становление прав и свобод человека, как правило, сопровождалось социальными потрясениями, первоначально - антифеодальными революциями. Опыт революций и войн XX в. совершил поворот в общественном сознании в понимании объективной неизбежности признания и соблюдения прав человека. Общества, ставшие на такую позицию, выходили из кризиса к стабильности и процветанию. Провозглашение прав человека и гражданина в Конституции свидетельствует о движении нашего общества по этому пути.[7]
Заключение.
Проанализировав данный материал, можно прийти к выводу, что наша конституция очень схожа с конституцией Франции, создается даже впечатление, что просто списана.
Сравнив статьи двух конституций и практику их работы, можно отметить следующие положительные стороны Французской Конституции: она относится к разряду «писаных» конституций, то есть, в ней до тонкостей описываются функции и полномочия всех ветвей власти, сферы их компетенции в конкретных вопросах и их взаимодействие между собой. В ней больше согласовательных процедур между ветвями власти при принятии любых важных решений. Есть два органа: Экономический и Конституционный Советы. Первый дает заключение по всем экономическим реформам, второй - дает заключение о соответствии конституции любого закона Сената и указов Президента до их вступления в силу. Кроме того, конституция являет собой пример историчности, в ее состав включено лучшее, что было в предыдущих конституциях, конституция дополняется Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции1946 года. Кроме того, Конституция Франции имеет огромный юридический опыт, накопленный в процессе ее работы.
Конституция России, при всей ее похожести, была перенесена на юридически незрелую почву. Кроме того, она не достаточно прописана, отличается рыхлостью институтов власти, и многое оставляет на регулирование Федеральных законов. К тому же, не все они еще приняты, а из тех, которые приняты - не все соответствуют, а некоторые и нарушают Конституцию. У российского Президента много силовых полномочий, но мало экономических. Наша конституция имеет еще очень малый опыт работы. Многие исследователи считают, что для такой большой и многонациональной страны, как Россия, лучше всего - президентская, а не парламентская форма правления. Возможно, Конституцию надо пересмотреть и доработать. Французскую Конституцию тоже пересматривали в 1992, 1995 и в 1996г. Кроме того, нужно пересмотреть все законы, ее нарушающие, а также проверять перед принятием на соответствие Конституции все новые законы.
Сегодня в нашей стране есть Конституция, как бы к ней не относились, есть Основной закон. И при всех недостатках этого закона он обладает одним неоспоримым достоинством: он позволяет жить более спокойно, т.е. жить по одним и тем же, всем известным, правилам. А спокойствие - большая передышка государству, выходящему из кризиса.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //
2. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник
3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.
4. Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник
5. Теория государства и права:
6. Конституционное право.
7. Лекции по конституционному праву РФ. – М.: Изд-во Московской Государственной Юридической Академии, 1997г.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.
9. Справочно-правовая система Гарант.
Информация о работе Сравнительная характеристика конституций Англии и Франции