Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е -по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., Второй — с момента принятия сейчас работающей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. — более демократичный за всю историю страны — мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как итог конфигурации соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для её принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в государственном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., Регулировавшей функцию её пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности — генералу Ш. Де Голлю, точнее — «его правительству».Национальное собрание указало принципы, на которых обязана основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование обязано быть единственным источником власти, обязаны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть обязана быть независящей и обязана быть создана новая организация отношений с ассоциированными народами.
Введение
Конституция Франции.
Конституционное развитие.
Общая характеристика действующей конституции.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Особенности конституционного регулирования.
Конституционные принципы и гарантии.
Французское гражданство.
Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
Политические права и свободы.
Конституционные основы общественного строя.
Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений.
Конституционные основы политической системы.
Выборы и референдум.
Избирательные права.
Избирательный процесс.
Парламентские выборы.
Президентские выборы.
Выборы органов регионального и местного самоуправления.
Выборы в Европейский парламент.
Референдум.
Государственные органы.
Президент республики.
Парламент
Правительство (Совет министров
Конституционный совет.
Государственный совет.
Счетный суд.
Посредник
Высший совет магистратуры.
Экономический и социальный совет.
Высокий суд правосудия
Суд правосудия республики.
Судебная система.
7.Заключение
8. список используемой литературы
Содержание
7.Заключение
8. список используемой литературы
1.Введение
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е -по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
В послевоенное
время в конституционном
Конституция определила: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (ст. 2). Идеологическое значение такового провозглашения, определяющего социальный характер учрежденного государственного строя. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава страны избирается без роли парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Интересен тот факт, что в Конституцию 1958 г. не была включена норма Основного закона 1946 г. (Ст. 44): «Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на должность Президента республики»; это положение перешло в Конституцию 1946 г. Из конституционного закона Третьей республики от 25 февраля 1875 г. После пересмотра последнего 14 августа 1884 г. Впрочем, республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку ст. 89 Работающего Основного закона гласит, что она «не может быть предметом пересмотра».
Демократический характер республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция показывает в качестве составных частей такового режима всеобщее голосование, прямое либо косвенное, но постоянно равное и тайное (ст. 3), Возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Особенностью работающей
Конституции Франции является её структура
и порядок закрепления провозглашаемых
прав и свобод. Хотя их перечень не содержит
ряда новейших прав и свобод, нашедших
место в последних по времени принятия
конституционных актах разных стран, но
и Декларация 1789 г., И преамбула Конституции
1946 г. До сих пор остаются примером последовательно
демократических докуме нтов. Круг прав
и свобод, провозглашенных в них, широкий,
к примеру, продолжает действовать даже
такое экзотическое для нашего времени
право, как право на сопротивление подавлению.
Оно было типично для «золотого» времени
буржуазной государственности, наступившего
сходу же после того, как было покончено
с феодальными порядками.
2.Конституция Франции.
Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конституцией. Вместе с тем есть все основания полагать, что Франция держит в Европе рекорд по числу разработанных и действовавших в ней конституций со времени Великой революции конца XVIII в.
После Второй мировой войны в 1946 г. Франция получила самую демократическую в своей истории Конституцию, однако эта Конституция не смогла гарантировать политическую стабильность в стране. Путч в Алжире, бывшем тогда французским владением, и угроза гражданской войны в самой метрополии повлекли принятие 1 июня 1958 г. закона о наделении генерала де Голля полномочиями по выработке новой Конституции. Предусматривалось, что выработанный Правительством проект Конституции по получении заключения Государственно го совета будет вынесен на референдум и после промульгации Президентом республики вступит в силу через восемь дней после его принятия. Одновременно Конституционным законом от 3 июня 1958 г. образовывался Консультативный комитет, который должен был включить членов обеих парламентских палат: нижней -Национального собрания и верхней -Совета республики. Общая доля парламентариев в комитете должна была составлять 2/3 членов. В соответствии с декретом от 16 июля 1958 г. о Конституционном консультативном комитете он включал 16 членов, назначавшихся комиссией всеобщего голосования Национального собрания, и 10 членов, назначавшихся аналогичной комиссией Совета республики, а 13 членов подбирались Правительством из числа «компетентных лиц» и назначались его декретом. Названный Комитет должен был рас сматривать подготовленный Правительством проект с точки зрения условий, установленных для Конституции законом от 3 июня 1958 г. Эти условия по существу состояли в следующем. Всеобщее голосование должно было оставаться источником власти, а законодательная и исполнительная власть -быть производными от такого голосования. Обе эти ветви власти должны были быть разделены, а судебная власть -сохранять независимость, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содержащихся в преамбуле Конституции 1946 г. и в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Правительство должно было нести ответственность перед Парламентом. Наконец, Конституция должна была организовать отношения Франции с народами ее колоний.
Делегированный способ создания Конституции противоречил прежним французским традициям: ранее все республиканские конституции разрабатывались выборными учреждениями.
Подготовленный сотрудниками Шарля де Голля проект Конституции после обсуждения в Консультативном комитете и в Совете министров был вынесен на референдум и одобрен 28 октября 1958г.
Так в истории Франции начался период, именуемый Пятой республикой. Конституция 1958 г. стала 17-й с 1789 г.
Переходные положения
Конституции уполномочили Правительство
создать путем ордонансов, имеющих
силу закона, в течение четырех
месяцев после промульгации Конституции
предусмотренные ею институты Республики
и в течение шести месяцев — институты
Сообщества (так новая Конституция стала
именовать прежний Французский Союз —
юридическое объединение метрополии с
ее колониальными владениями).
Четырехмесячный переходный период закончился в полночь 4 февраля 1959г. За это время Правительство издало 296 ордонансов, многие из которых могли быть востребованы только в будущем. В результате такой делегации полномочий была создана нормативная база нового конституционного режима.
До середины 1996 г. конституция претерпела девять пересмотров, из вторых одни носили технический характер, другие же кардинально влияли на ее содержание.
Наиболее важная реформа была предпринята в ноябре 1962 г.; она установила новый порядок избрания Президента Республики. Этот пересмотр был оформлен на референдуме 28 октября
1962 г. Ш. де Голль применил для пересмотра процедуру ст. 11 Конституции, хотя действовала, как и действует сейчас, специальная норма ст. 89.
20 декабря 1963
г. Конгрессом (т. е. совместно заседающими
палатами Парламента) было изменено время
проведения парламентских сессий (ст.
28). Конституционным законом от 29 октября
1974 г., ратифицированным Конгрессом, была
изменена ст. 61 Конституции и расширен
круг субъектов, имеющих право запроса
Конституционного совета — органа конституционного
контроля страны. Также Конгрессом 18 июня
1976 г. была преобразована ст. 7 Конституции
и уточнен порядок избрания главы государства.
Следующая по счету процедура конституционного
пересмотра состоялась спустя более 15
лет после названной. Она положила начало
серии пересмотров, значительно преобразовавших
Конституцию. Конституционным законом
от 25 июня 1992 г. были изменены ст. 2, 54 и 74
и включен новый раздел «О Европейских
сообществах и Европейском союзе». Этот
конституционный закон также был одобрен
Конгрессом. Чуть более года спустя, а
именно Конституционным законом от 27 июля
1993 г., были изменены ст. 65 и 68 и включены
новый раздел «Об уголовной ответственности
членов Правительства» и новая ст. 93, по
характеру относящаяся к переходным положениям.
Пересмотр был ратифицирован Конгрессом.
Через четыре месяца Конституционным
законом от 25 ноября 1993 г. в Конституцию
была включена статья 53-1, касающаяся международных
соглашений о предоставлении права убежища.
Ратификация поправки так же была проведена
Конгрессом. Конституционный закон от
4 августа 1995 г. изменил ст. 11 (положения
о референдуме), 28 (нормы о парламентской
сессии) и ряд связанных с ней других статей,
а также ст. 26 (о парламентской неприкосновенности)
и отменил положения о Сообществе и переходные
положения Основного закона, внес в конституционный
текст некоторые связанные с этим другие
изменения. И этот конституционный закон
был одобрен Конгрессом. Наконец, Конституционный
закон, принятый Конгрессом 19 февраля
1996 г., изменил ст. 34 (полномочия Парламента),
39 (нормы о процедуре внесения финансовых
законопроектов) и включил новую ст. 47-1
(о процедуре рассмотрения законопроектов
о социальном обеспечении)
Общая
характеристика действующей
конституции.
Французская юридическая конституция в материальном смысле включает три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Это следует из первой части преамбулы Конституции 1958 г., которая гласит: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.». С помощью такой отсылки составители Конституции 1958 г. из бежали включения в ее текст перечня гарантируемых прав и свобод. Конституционный совет в своих решениях неоднократно указывал на Декларацию 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. (впервые соответственно в 1974 и 1975 гг.) как на составные части действующей конституции и включил их в тот блок законов, соответствие которому остальных актов он проверяет. Вряд ли, однако, это можно считать удачным выходом из положения: мировой опыт конституционализма показывает, что время от времени перечень конституционных прав и свобод пополняется и обеспечивается все новыми гарантиями. Декларация же 1789 г., как и преамбула Конституции 1946 г., -это, с текстуальной точки зрения, застывшие памятники права. Кроме того, положения преамбул к конституциям обычно судебной защитой не пользуются. Например, если преамбула Конституции США 1787 г. не обладает юридической силой, а указывает лишь направления, в которых суды должны рассматривать дела, то во Франции проблема стоит совершенно иначе. Здесь во времена Четвертой республики суды мало-помалу признали юридическую силу Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулы к Конституции 1946 г. и стали их применять, несмотря на отсутствие в тексте этой Конституции прямых соответствующих намерений учреди телей41. В частности, суды признали право на забастовку. Вступление в силу Конституции 1958 г. значительно усилило юридическое значение норм названных Декларации 1789 г. и преамбулы Конституции 1946 г., позволив осуществлять конституционный контроль за законами по отношению к этим документам. Данному обстоятельству способствовала формулировка преамбулы Конституции 1958 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.». В ряде последовательных решений Конституционный совет истолковал эту формулу как намерение учредителей добиться соблюдения названных актов, о которых не заставили себя подумать создатели предыдущей Конституции. Первым решительным шагом в названном направлении стало решение по делу о свободе ассоциаций, рассмотренному Конституционным советом 16 июля 1971 г.42 Он признал, что эта свобода, установленная в Законе о договоре образования ассоциации 1901 г. имеет позитивное и конституционное значение.