Конституция Франции 1946 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

В период «временного режима» началась глубокая перестройка политической системы, сопровождавшая перегруппировкой основных партийно-политических сил и важными социально-экономическими реформами. Временное Правительство восстановило демократические свободы, реформировало систему социального обеспечения и национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной, по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами. Однако, многие положения программы, касающиеся демократизации государственного строя, не были проведены в жизнь из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего Сопротивления.

Содержание

Содержание:
1.Разработка и принятие Конституции в 1946 г.………………………………..3
2.Общая характеристика Конституции Франции……………………………….5
3.Паталы парламента …………….……………………………………………….7
4.Глава государства Франции……………………………………………………8
5.Падение IVреспублики………………………………………………………....9
6.Казус № 1……………………………………………………………………….11
7.Казус №2………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы……………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

История государства и права зарубежных стран..docx

— 44.03 Кб (Скачать)

Тема: «Конституция Франции 1946 г.».

Содержание:

1.Разработка  и принятие Конституции в 1946 г.………………………………..3

2.Общая  характеристика Конституции Франции……………………………….5

3.Паталы  парламента …………….……………………………………………….7

4.Глава  государства Франции……………………………………………………8

5.Падение  IVреспублики………………………………………………………....9

6.Казус № 1……………………………………………………………………….11

7.Казус №2………………………………………………………………………..12

Список  используемой литературы……………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. В период «временного режима»  началась глубокая перестройка  политической системы, сопровождавшая  перегруппировкой основных партийно-политических  сил и важными социально-экономическими  реформами.  Временное Правительство восстановило демократические свободы, реформировало систему социального обеспечения и национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной, по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами. Однако, многие положения программы, касающиеся демократизации государственного строя, не были проведены в жизнь из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего Сопротивления.

     Центральным вопросом внутриполитической жизни  страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики.

     1946 год и начало 1947 года были переходным  периодом — периодом быстрого, можно сказать неуклонного, перехода  от деголлевской позиции “между  Востоком и Западом” и “жесткости  в отношении Германии” к полному  отказу от этой политики в  отношении Германии, к радостной  готовности принять помощь по  плану Маршалла и скрепя сердце  согласиться на связанные с  нею политические последствия. Что касается внутренней политики, то было проведено два референдума в 1946 г, выборы в Национальное собрание и Учредительное собрание, принятие новой конституции. Получив на выборах наибольшее количество депутатских мандатов в Учредительное собрание в октябре 1945 г., коммунисты, социалисты и МРП добились выработки проекта конституции на основе своей программы  и образовали трехпартийное Временное правительство. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

     Конституция 27 октября 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами:

     1. Была сохранена двухпалатная  система парламента. Это придавало  стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению  в независимых друг от друга  палатах, должен быть более  совершенным. Вместе с тем Конституция,  учитывая опыт Сената Третьей  республики, тормозившего принятие  демократического законодательства, существенно ограничила права  верхней палаты;

     2. Право принимать законы, было  предоставлено только одной палате  – Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование;

     3. Конституция не предусматривала  сильную и независимую от парламента  президентскую власть;

     4. Вводился режим с зависимой  от Национального собрания правительственной властью. 
 
 
 
 
 

2. Новая  Конституция Франции не только  отразила соотношение политических  сил в стране в первый период  после освобождения, но и закрепила  на конституционном уровне ряд  новых политических принципов,  характерных для европейских  конституций так называемой второй  волны (40—50-е гг.).

     Реакцией  на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности. В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: материальное обеспечение в случае нетрудоспособности  и право на труд, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера регулирования политической, и внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.)1.

     Вместе  с тем новая Конституция значительно  расширяла пределы вмешательства  государства в экономическую  и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между  личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало  провозглашение “социального государства”, в котором права собственника сочетаются с “общим благом” и  ограничиваются общественными интересами.

      Конституция 27 октября 1946 года состоит из 106 статей.  По  объему  она значительно  превышает  не  только  конституцию  1875  года,  но  также  обе конституционные  хартии   и   конституции   десятилетнего   и   пожизненного консульства, равно как и конституции  Второй империи (1852 и 1870 годов).  Но она  менее объемна, чем конституция 1848 года и революционные  конституции 1791, 1793 и 1795 годов2.

    Конституция  разделяется   на   двенадцать   глав: Глава  1.  «О  суверенитете»,  Глава II.  «О   парламенте»,   Глава   III.   «Об экономическом совете», Глава IV. «О дипломатических  договорах»,  Глава V.  «О президенте  республики»,  Глава VI.  «О  Совете  министров»,  Глава VII. «Об уголовной ответственности министров», Глава VIII. «О Французском Союзе»,  Глава IX. «О Высшем совете магистратуры», Глава X. «О местных коллективах», Глава XI. «О пересмотре конституции», Глава XII. «Переходные постановления»3.

      Конституция 27 октября 1946 года являлась одновременно  конституцией Республики и Французского Союза.

  Французский Союз состоит:

1. Из Французской республики с департаментами  метрополии,   заморскими департаментами и территориями.

2. Из  объединенных, то есть подмандатных, территорий.

3. Из  объединенных государств.

   Французский Союз  мог быть заключен  только между   коллективами, являющимися политическими образованиями, подлежащими  действию  международного права, или, применяя классическое выражение, являющимися субъектами международного права.

      Французская Конституция 1946г воплотила в жизнь  многие идеи конституционных проектов левых организаций сопротивления. В то время это была одна из самых  демократических конституций буржуазных стран. Её характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий  контроль парламента над действием  правительства. Согласно Конституции  Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социалистической Республикой».  
 

3. С  точки зрения основного принципа  организации государственного строя,  в первой послевоенной конституции  Франции продолжала господствовать  идея абсолютного парламентаризма.  По форме правления Франция  являлась парламентарной республикой и традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента, причем нижняя палата парламента — Национальное собрание — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности.

     Вторая палата — Совет республики — была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума4.

      Двухпалатная   система   парламента, придавала стабильность законодательству:  законопроект,  подвергшийся  двукратному обсуждению в независимых друг  от  друга палатах,  должен  быть  более совершенным. 
 
 
 

4. Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

     Исполнительная  власть по Конституции вручалась  Совету министров во главе с его  председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной  и в этом своем качестве имел широкие  полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный  контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров  декретом президента могло производиться  только после вынесения вотума доверия  со стороны Национального собрания.

     В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции  порицания, а также в случае провала  в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был  уйти в отставку. Правительство могло  распустить парламент только после  двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия  или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава  собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных  фракций во главе с председателем  Национального собрания.

     Конституция практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и местное  управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства  судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся  президент.  
 

     5. Реорганизация политического строя Франции в той форме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к “режиму Собрания”, столь единодушно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике.

     Сложные проблемы модернизации экономики и  перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства  государства и стимулировали  поиски путей к установлению твердой  власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в  условиях многопартийного соперничества  и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной  адекватно реагировать на сложные  социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

      На  протяжении 40-х — середины 50-х  гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой  республики. Возникшая в 1947 г. голлистская партия Объединение французского народа (РПФ) выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над “партийной чехардой”. В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948—1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система.

       Широкое распространение получила  практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен  дополнительными полномочиями по  роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения  вотума доверия правительством  (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве.

     Были  расширены также права Совета республики, который превратился  в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого  пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.

     Обострение  политической обстановки и отход  от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге  к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой5.

Информация о работе Конституция Франции 1946 г.