Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение международной практики кредитования, анализ состояния и выявление перспектив осуществления иностранных и государственных кредитов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
· Изучалось понятие, формы и значение международного кредитования;
· Давалась характеристика участия международных организаций в международном кредитовании
· Анализировались структура и условия предоставляемых иностранных кредитов, динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.
Введение 3
1 Международный кредит: понятие, функции, принципы и виды 5
2 Направления государственного кредитования в современных условиях 10
2.1 Содержание и функции государственного кредита 10
2.2 Классификация государственного кредита 19
3 Основные перспективы развития государственного и зарубежного кредитования в Республике Беларусь 24
Заключение 35
Список использованных источников 37
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового
бремени, вызванное заимствованиями
государства, зависит от их срока
и процентов по кредиту, уплачиваемых
заемщиком. Чем выше доходность государственного
займа для инвестора, тем большую
часть налогов вынуждено
Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику [7, c. 40].
Государство регулирует денежное
обращение, размещая займы среди
различных групп инвесторов. Мобилизуя
средства физических лиц, государство
уменьшает их платежеспособный спрос.
Тогда, если за счет кредита профинансируются
производственные затраты, например, инвестиции,
произойдет абсолютное сокращение наличной
денежной массы в обращении. В
случае финансирования затрат на оплату
труда, например, преподавателей и врачей,
количество наличной денежной массы
в обращении останется без
изменений, хотя возможно изменение
структуры платежеспособного
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Национальным Банком с 1996г.
Выступая на финансовом рынке
в качестве заемщика, государство
увеличивает спрос на заемные
средства и тем самым способствует
росту цены кредита. Чем выше спрос
государства, тем выше при прочих
равных условиях уровень ссудного процента,
тем более дорогим становится
кредит для предпринимателей. Дороговизна
заемных средств вынуждает
До определенных пределов
этот процесс не оказывает существенного
негативного влияния на производство.
В том случае, если в стране достаточно
свободных капиталов, негативное воздействие
будет равняться нулю до их полного
поглощения. Только после этого активность
государства на финансовым рынке
выразится в росте ссудного процента,
а отвлечение значительной доли денежных
накоплений для непроизводительного
использования существенно
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса
предполагает, что государство берет
на себя погашение задолженности
банкам по кредитам, предоставленным
мелким предпринимателям, в случае
их банкротства. В большинстве промышленно
развитых стран функционируют
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного
кредита органически вплетается
в контрольную функцию
– тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
– охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
– осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [5, c. 86].
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
В зависимости от целей, инструментов,
методов осуществления
2.2 Классификация государственного кредита
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
На рисунке 1.1 показана классификация государственного кредита.
Рисунок 1.1 – Классификация государственного кредита [2, с. 240]
Как видно из рисунка 1.1 в зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:
– государственное заимствование;
– государственная гарантия;
– государственный кредит.
Государственные заимствования
осуществляются в виде государственных
займов и прямых кредитов. Государственный
займ – это привлечение временно
свободных денежных средств физических
и юридических лиц путем
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.
Государственные кредиты
предоставляются за счет бюджетных
средств субъектам
Государственные займы можно
классифицировать по нескольким признакам.
По признаку держателей ценных бумаг
различают универсальные и
В зависимости от источника
заимствования или места
По отношению ко вторичному
рынку ценных бумаг займы делятся
на рыночные и нерыночные. Рыночные
займы свободно продаются и покупаются
на первичном и вторичном рынке.
Они играют решающую роль в обеспечении
государства дополнительными
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на следующие категории:
– процентные;
– выигрышные;
– процентно-выигрышные;
– беспроцентные (целевые);
– беспроигрышные;
– дисконтные;
– процентно-дисконтные;
– твердодоходные [1, с. 102].
По облигациям процентного
займа владельцы получают доход
путем оплаты купонов или при
погашении займа путем
Беспроцентный займ гарантирует
держателю получение
По методу определения дохода различают займы с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т.д.).
В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Рентный займ предусматривает выплату дохода без обязательства погасить займ. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни [1, с. 103].
По срокам они делятся на:
– краткосрочные (до 1 года).
Краткосрочные кредиты
– среднесрочные (от года до
5 лет). Среднесрочные кредиты могут
предоставляться для
– долгосрочные (свыше 5 лет) [5, c. 94].
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
Как правило, долгосрочные кредиты оформляются для осуществления крупных инвестиционных проектов, в том числе и для приобретения предприятия, срок погашения по которым достаточно большой.
В зависимости от организации порядка оформления кредитных отношений различают:
Информация о работе Состояние и проблемы современного международного кредитования