Состояние и проблемы современного международного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международной практики кредитования, анализ состояния и выявление перспектив осуществления иностранных и государственных кредитов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
· Изучалось понятие, формы и значение международного кредитования;
· Давалась характеристика участия международных организаций в международном кредитовании
· Анализировались структура и условия предоставляемых иностранных кредитов, динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Международный кредит: понятие, функции, принципы и виды 5
2 Направления государственного кредитования в современных условиях 10
2.1 Содержание и функции государственного кредита 10
2.2 Классификация государственного кредита 19
3 Основные перспективы развития государственного и зарубежного кредитования в Республике Беларусь 24
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая по МЭО.docx

— 75.06 Кб (Скачать)

Приоритетом при использовании  иностранных кредитов является их целевое  использование при реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, ориентированных на осуществление  структурной перестройки промышленности, создание новых производств и  технологий, укрепление экспортного  потенциала белорусских предприятий, развитие транспорта, коммуникаций, решение  энергетических проблем, удовлетворение первостепенных потребностей населения в продовольствии и медикаментах, улучшение системы здравоохранения и экологии.

 

2. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Содержание и функции государственного кредита

Государственный кредит –  это система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц, а также межнациональных организаций [1, с. 100].

Как и любые другие кредитные  отношения, государственный кредит основан на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.

Причина появления государственного кредита – дефицит государственного бюджета. Развитие государства и  расширением его функций привело  к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет  показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать  не только как заемщик, но и как  гарант или кредитор.

Государственный кредит выполняет  две функции [1, с. 100]:

– фискальную;

– регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита заключается во временном  изъятии свободных денежных средств  юридических и физических лиц  и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет  увеличить государственные расходы  без соответствующего увеличения налогообложения.

Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в его воздействии на важнейшие  макроэкономические показатели: объем  денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

Как метод финансирования расходов государственного бюджета  государственный кредит имеет как  преимущества, так и недостатки. Его положительная сторона заключается  в более равномерном распределении  налогового бремени во времени. С  помощью применения данного механизма  затраты на осуществление крупных  инвестиционных проектов можно распределить между поколениями. С другой стороны, наращивание объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике [1, с. 102].

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Республики Беларусь, как  кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и  др.) выделяли и другие, актуальные и  сейчас различия между государственным  и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.

2. Учитывая особую роль  государства, оно заключает долгосрочные  займы без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.

3. При банковском кредите  договор банковской ссуды заключается,  как и любой гражданско-правовой  договор, на условиях равенства  сторон. Применение принципа диспозитивности,  в регулировании отношений по  банковскому кредиту абсолютно  несовместимо с элементом принуждения  при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите  принуждение «имеет иногда место  при заключении займа» [7, с. 196].

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового внутреннего  продукта и части национального  богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через  государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные  денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных или  социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством  госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону  сущности государственного кредита  как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают  отношения, обусловленные возвратностью  и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат  средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые  не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и  выплате вознаграждения также имеют  перераспределительный характер [2, с. 369].

Государственный кредит –  одна из форм кредитных отношений, имеющая  следующие признаки кредита: наличие  кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной  сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования  госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [3, с. 25].

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования  государственного кредита объясняется  противоречиями между растущими  потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов  бюджета. По своей экономической  природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде [2, с. 125].

Объем доходной части бюджета  ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством  с учетом общего состояния экономики  и платежеспособности субъектов  хозяйствования. Таким образом, в  сферу бюджетного распределения  не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка  и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место  на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в  хозяйственном механизме, нарушения  сбалансированности бюджета государство  испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения  дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность  в государственном кредите сокращается  и сфера его применения сужается.

Государственный кредит –  это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных  расходов и других государственных  программ [8, c. 46].

Как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным  и разумным средством по сравнению  с монетарными приемами.

Государственный кредит как  самостоятельная форма кредитных  отношений отличается от банковского  кредита рядом особенностей.

1. Причины возникновения  потребности государства в кредите.

Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости  урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными  ресурсами. Государственный кредит используется, прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

2. Условия сделки.

Условием сделки банковского  кредита является совпадение экономических  интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите  экономические интересы участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.

3. Целевое назначение.

Банковский кредит имеет  строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения  своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный  кредит используется глобально и  опосредует платежи товарного и  нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного  хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

4. Срок возврата ссуды. 

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические  санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой  регламентации нет. Отношения между  участниками строятся добровольно.

5. Способность увеличивать  или сокращать денежную массу. 

С помощью банковского  кредита создаются деньги и при  не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить  фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении. Государственный  кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств  населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов  для держателей государственных  ценных бумаг.

Государственный кредит при  правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного  обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Государственный кредит как  финансовая категория выполняет  три функции: распределительную, регулирующую, контрольную [4, c. 38].

Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или  их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах  государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых  поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают потребности  не одного поколения, поскольку служат тридцать – пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие  поколения, за счет налогов, с которых  погашается как основной долг, так  и проценты по нему.

Информация о работе Состояние и проблемы современного международного кредитования