Роль и значение международного туризма мировой эконогмики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14

ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35



ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72

Работа содержит 1 файл

роль и значение мнтуризма в МЭ.doc

— 548.00 Кб (Скачать)
 
Международные прибытия и доходы от туризма в Европе
Таблица 2.2
Страна Международные туристские прибытия Доходы  от международного туризма
1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %
2005 04/03 05/04 2005   04/03 05/04 2005
Европа 399,759 -0,5 2,3 100 240,490 -1,7 6,5 100
Австрия 18,611 1.1 2.4 4.7 11,237 1.9 11.1 4.7
Бельгия 6,724 -0.1 4.2 1.7 6,892 4.7 -0.2 2.9
Хорватия 6,944 12.2 6.1 1.7 3,811 20.9 14.3 1.6
Франция 77,012 -2.6 2.4 19.3 32,329 -2.5 7.8 13.4
Германия 17,969 -5.9 0.6 4.5 19,158 -0.3 4.0 8.0
Греция 14,180 7.3 0.9 3.5 9,741 2.4 3.1 4.1
Венгрия 15,870 -1.5 3.5 4.0 3,273 9.4 -13.2 1.4
Ирландия 6,476 -4.4 1.9 1.6 3,089 7.0 10.7 1.3
Италия 39,799 -3.9 0.6 10.0 26,915 -6.2 4.3 11.2
Нидерланды 9,595 -5.0 1.0 2.4 7,706 -6.8 14.6 3.2
Польша 13,980 -13.8 -6.8 3.5 4,500 -21.1 -6.5 1.9
Португалия 11,666 0.6 -4.1 2.9 5,919 4.2 7.5 2.5
Россия 7,943 5.3 7.3 2.0 4,188 3.8 17.6 1.7
Испания 51,748 4.6 3.3 12.9 33,609 4.5 2.2 14.0
Швейцария 10,000 -1.8 -7.4 2.5 7,628 -3.5 4.4 3.2
Турция 12,782 12.5 18.5 3.2 9,010 -3.3 22.0 3.7
Украина 6,326 31.4 9.2 1.6 2,992 23.5 9.8 1.2
Великобритания 24,180 -9.4 5.9 6.0 17,591 -16.7 8.0 7.3
Источник: Всемирная Туристская Организация) Сентябрь 2006г.

 

    В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.

    Азиатско-Тихоокеанский  регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной  пневмонии устойчивый экономический  рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.

    Ведущими  странами в этом регионе являются Китай, Гонконг (Китай), Корея, Тайвань и Сингапур (Таблица 2.3).

Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском  регионе
Таблица 2.3
Страна Международные туристские прибытия Доходы  от международного туризма
1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %
2005 04/03 05/04 2005   04/03 05/04 2005
Азиатско-Тихоокеанский  регион 131,295 5,1 8,4 100 94,697 1,2 7,7 100
Австралия 4,841 -1.5 -0.3 3.7 8,087 -9.8 6.1 8.5
Китай 36,803 6.2 11.0 28.0 20,385 9.7 14.6 21.5
Гонконг (Китай) 16,566 5.1 20.7 12.6 10,117 5.0 22.2 10.7
Индия 2,370 -4.2 -6.6 1.8 2,923 -4.0 -3.9 3.1
Индонезия 5,033 1.8 -2.3 3.8 -5.9
Япония 5,239 0.3 9.8 4.0 3,499 -2.1 6.0 3.7
Корея 5,347 -3.3 3.9 4.1 5,277 -6.4 -17.2 5.6
Макао (Китай) 6,565 12.4 12.4 5.0 4,415 16.8 17.9 4.7
Малайзия 13,292 25.0 4.0 10.1 6,785 39.7 6.4 7.2
Новая Зеландия 2,045 6.9 7.1 1.6 2,918 4.2 25.0 3.1
Филиппины 1,933 -9.8 7.6 1.5 1,741 -19.3 1.0 1.8
Сингапур 6,996 -2.8 4.0 5.3 4,932 -15.6 -2.9 5.2
Тайвань 2,726 -0.3 4.2 2.1 4,197 6.7 5.2 4.4
Таиланд 10,873 5.8 7.3 8.3 7,902 -5.5 11.7 8.3
Источник: Всемирная Туристская Организация  . Сентябрь 2006г.

 

    В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

    Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.

    В Американском регионе также было зарегистрировано сокращение (-1%), причем Северная Америка явилась единственным субрегионом, в котором сокращение (-5%) происходило третий год подряд, главным образом по причине слабой экономической конъюнктуры в сочетании с беспокойством по поводу безопасности после событий 11 сентября. В Карибском субрегионе (+8%) и Южной Америке (+12%) произошел энергичный подъем на фоне отрицательных показателей двух прежних лет, который был вызван улучшением экономической ситуации в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия, что способствовало росту внутрирегиональных путешествий.

    Из  стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм (Таблица 2.4).

    Первой  страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям (44 и 64% соответственно) являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.

Международные прибытия и доходы от туризма в Америке
Таблица 2.4
Страна Международные туристские прибытия Доходы  от международного туризма
1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %
2005 04/03 05/04 2005   04/03 05/04 2005
Америка 114,855 -6.1 -4.4 100 114,255 -8.4 -6.5 100
Аргентина 2,820 -9.9 7.6 2.5 -10
Бразилия 3,783 -10.2 -20.7 3.3 3,120 -12 -16 2.7
Канада 20,057 0.3 1.9 17.5 9,700 -0.6 -10.0 8.5
Чили 1,412 -1.1 -18.0 1.2 733 -2.6 -8.2 0.6
Коста-Рика 1,113 4.0 -1.6 1.0 1,078 -10.9 -1.6 0.9
Куба 1,656 -0.3 -4.6 1.4 1,633 -2.6 -3.5 1.4
Доминиканская Республика 2,811 -3.0 -2.5 2.4 2,736 -2.2 -2.2 2.4
Ямайка 1,266 -3.5 -0.8 1.1 1,209 -7.5 -1.9 1.1
Мексика 19,667 -4.0 -0.7 17.1 8,858 1.3 5.4 7.8
Порто Рико 3,087 6.3 -13.1 2.7 2,486 14.2 -8.9 2.2
США 41,892 -11.9 -6.7 36.5 66,547 -12.8 -7.4 58.2
Уругвай 1,258 -3.9 -33.5 1.1 318 -14.0 -43.3 0.3
Источник: Всемирная Туристская Организация  Сентябрь 2006г.

 

    Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким образом, рост числа международных туристских прибытий в 2005 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие (Таблица 2.5).

    Ведущим звеном остается Южная Африка с ростом международных туристских прибытий в 11 %.

    Правительства стран данного региона стали  значительно активнее поддерживать развитие туризма.

    Туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа. Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20% числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний.

Международные прибытия и доходы от туризма в Африке
Таблица 2.5
Страна Международные туристские прибытия Доходы  от международного туризма
1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %
2005 04/03 05/04 2005   04/03 05/04 2005
Африка 29,136 3,2 2,8 100 11,785 7,8 1,0 100
Алжир 998 4.1 10.7 3.4 133 4.2 33.0 1.1
Ботсвана 1,037 -5.0 -1.1 3.6 309 -4.2 3.0 2.6
Гана 483 10.0 10.1 1.7 520 16.1 16.1 4.4
Кения 838 -6.5 -0.4 2.9 297 11.6 -3.6 2.5
Мавритания 682 0.6 3.2 2.3 612 15.1 -1.9 5.2
Марокко 4,193 2.7 -0.7 14.4 2,152 23.8 -14.8 18.3
ЮАР 6,550 -1.5 10.9 22.5 2,719 -0.5 8.7 23.1
Танзания 550 9.2 9.8 1.9 730 -1.9 0.7 6.2
Тунис 5,064 6.5 -6.0 17.4 1,422 7.3 -11.4 12.1
Замбия 565 7.6 14.8 1.9 5.4
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) Сентябрь 2006г.

    Больше  половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в Африку. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания,  Сейшельские острова и Зимбабве,  которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном  туризме  и  развивают  высококлассную  гостиничную индустрию.

    Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной  ситуации в мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил 10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по доходам от международного туризма (Таблица 2.6).

    В целом регион в 2005 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.

Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем  Востоке
Таблица 2.6
Страна Международные туристские прибытия Доходы  от международного туризма
1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %
2005 04/03 05/04 2005   04/03 05/04 2005
Ближний Восток 27,594 -1,3 16,7 100 12,963 -5,2 10,0 100
Бахрейн 3,167 15.2 13.6 11.5 9.9
Египет 4,906 -14.8 12.6 17.8 3,764 -12.5 -0.9 29.0
Иордания 1,622 3.6 9.8 5.9 786 -3.0 12.3 6.1
Ливан 956 12.9 14.2 3.5 956 12.8 14.2 7.4
Саудовская  Аравия 7,511 2.1 11.7 27.2
Сирия 2,809 -6.9 10.2 1,366 10.5
ОАЭ 5,445 5.8 31.7 19.7 1,328 5.1 24.8 10.2
Источник: Всемирная Туристская Организация  Сентябрь 2006г.

Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики