Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа
Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5
Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14
ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72
Важным разделом туристической статистики является величина поступлений. В зависимости от отработанности системы статистического учета поступлений определяется реальный вклад туризма в экономику республики.
Только
при наличии отлаженной системы
статистического учета туристических
расходов и поступлений можно установить
его влияние на взаимоотношения с другими
секторами экономики.
1.2.
Туристский рынок
как сфера проявления
экономических отношений
Туристский рынок - система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.
Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
1)
реализация стоимости и
2)
организация процесса
3)
экономическое обеспечение
В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги « туристский продукт.
Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристической индустрии.
Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена "деньги- туристский продукт" на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.
У работников туристской фирмы, получающих за свои труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.
Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка, а именно: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.
Турист - лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов - экскурсанты) 2 .
Туристский
рынок характеризуется
Емкость туристского рынка - это его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.
На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристическая фирма.
Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристического продукта.
На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.
Туристский кругооборот - это система экономических и юридических отношений, возникающая между туристом и туристической фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций на развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.
К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.
К вторичным факторам относятся: 1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; 2) наличие свободного времени; 3) демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; 4) психологические - традиции, вкусы, мода; 5) технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.
Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.
Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:
1)
значительный удельный вес
2)
сезонные колебания объема
3)
низкий удельный вес
4) ограниченные возможности профессионального роста;
5)
значительный удельный вес
Для
успешного ведения туристской деятельности
фирмам нецелесообразно распылять
свои усилия, а рекомендуется
Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.
Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.
Спрос на путешествия в определенный туристский регион - это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения.
На величину спроса, его структуру и динамику влияют самые различные факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и так далее.
Туристское
предложение - это идеальная готовность
и реальная возможность
Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков; количества фирм- продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса будущих доходов.
Компоненты
предложения определенного
1) природные ресурсы;
2) инфраструктура;
3) материально-техническая база туризма: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т.п.;
4) культурные ресурсы гостеприимства.
Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т.д.).
По
экономическим элементам
По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные , арендованные этим субъектом у юридических лиц (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц.
Одним из основных и наиболее значимых элементов материально-технической базы являются средства размещения.
Самое популярное среди туристов в настоящее время средство размещения - отель. На сегодняшний день в мире существует более 30 систем классификаций средств размещения. В каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Наиболее известная система - звездная. Она особенно распространена в Европе.
Структуру современного рынка средств определяют наряду с предприятиями гостиничного хозяйства так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и успешно развиваются в течение последних 30-40 лет. Они включают апартаменты, дачные дома, кемпинги, аренду частных комнат, размещение на яхтах, таймшер3, кондоминиум .
Даже прекрасно развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Развитие культурных ресурсов гостеприимства является важнейшим фактором в туризме. Эти ресурсы - все культурное богатство туристского района, которое предоставляет возможности для качественного обслуживания туристов. Понятие "ресурсы гостеприимства" включает учтивость, обходительность, дружелюбие, искренний интерес, желание обслуживать и прочие способы выражения теплоты и гостеприимства работниками туризма и местными жителями принимающего региона. Кроме того, культурные ресурсы включают изящные искусства, литературу, историю. музыку, драматическое искусство, танцы и спорт и т.п.
Благоприятное
отношение к туристам может быть
создано через программы
Вся классическая наука исходит из того, что из основных законов рынка является закон стоимости, который действует и на туристском рынке.
Суть закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.
Закон
стоимости в условиях туристского
рынка выступает как
Действия потребителей турпродукта определяются действием закона спроса и предложения. Этот Закон устанавливает прямую зависимость между ценой и предложением и обратную зависимость между ценой и спросом. Суть его состоит в следующем:
Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики