Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа
Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5
Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14
ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72
Франция
и Испания лидируют по
По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 миллиардов долларов, несмотря на спад в 20% по сравнению с 2000 годом. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 миллиардов долларов. Наиболее прогрессивными по сравнению с предыдущим годом являются Гонконг (Китай), Китай и Австрия (Таблица 1.2).
С
60-x годов ХХ века международный туризм
начал бурно развиваться. В это
время феномен туризма
Первые десять стран мира по доходам от туризма (международные туристские поступления) в 2005г. | ||||
Таблица 1.2 | ||||
Позиция | Страна | Доход от туризма, млрд. долл. | Соотношение
доходов (%)
2005/2004 |
Доля от общемирового уровня(%) |
В мире |
474 |
3.2 |
100 | |
1. | США | 66,5 | -7,4 | 14,0 |
2. | Испания | 33,6 | 2,2 | 7,1 |
3. | Франция | 32,3 | 7,8 | 6,8 |
4. | Италия | 26,9 | 4,3 | 5,7 |
5. | Китай | 20,4 | 14,6 | 4,3 |
6. | Германия | 19,2 | 4,0 | 4,0 |
7. | Великобритания | 17,8 | 9,5 | 3,8 |
8. | Австрия | 11,2 | 11,1 | 2,4 |
9. | Гонконг (Китай) | 10,1 | 22,2 | 2,1 |
10. | Греция | 9,7 | 3,1 | 2,1 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) | Сентябрь 2006г. |
Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000-е увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1.4). Среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000-е год 4,3%, отражают жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими колебаниями.
Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2005гг.
Таблица 1.3
Число прибытий, млн. человек | Изменения, % | Поступления,
млрд. долл. |
Изменения, % | |
1960 | 69,2 | - | 6,86 | - |
1970 | 159,6 | 130,4 | 17,9 | 163,2 |
1980 | 284,8 | 78,3 | 102,3 | 471,9 |
1990 | 459,2 | 61,2 | 264,7 | 158,5 |
2000 | 687,3 | 49,6 | 473,4 | 78,8 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) |
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 1.5).
Диаграмма 1.4
Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.
Международный
туризм оказывает значительное влияние
на решение проблемы занятости населения,
обеспечения рабочих мест на временной
и постоянной основе. По данным Всемирного
совета по туризму и путешествиям(WTTC),
в 2005 году в мировом туризме будет занято
8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма
будет занят каждый двенадцатый работающий.
Прогнозы показывают, что в 2014 году число
работающих в туризме составит 8,6% всего
занятого населения в мире. В США, согласно
национальной статистике, туристская
индустрия обеспечивает более 16,7 млн.
рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего
количества рабочих мест в стране.11
Вклад туризма
в занятость населения и открытие новых
рабочих мест определяют социально-экономическое
значение данного сектора.
Развитие
туризма оказывает
Увеличение
объемов капитальных инвестиций
в туризм также свидетельствует
об экономическом значении этой области
на мировом уровне. Так, в 2005 году доля
туризма в общем объеме инвестиций в мире
составил 9,4% или 802,3 млрд. долларов.
В общем числе туристических поездок в
мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом,
30% - деловые поездки.
Согласно
прогнозам ВТО, развитие международного
туризма будет постоянно
Международный туризм способствует экономическому
и социальному развитию в мировом масштабе.
Приведенные данные еще раз подтверждают,
что международный туризм занимает важное
и значимое место в мировой экономике.
2.2...Тенденции
развития международного
туризма в отдельных
регионах мира
Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО), выделяет пять основных регионов мира:
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.12
Каждый регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь представлены составляющими их странами (Таблица 2.1).
Географическое
сосредоточение международных туристских
обменов соответствует
Во-первых,
страны с положительным балансом
по поступлениям от туризма, например
США, Испания, Португалия, Греция, часто
имеют отрицательный баланс в торговле.
Страны с отрицательным балансом по туристским
обменам имеют положительный торговый
баланс, например Германия, Япония.
Состав регионов мира | ||
Таблица 2.1 | ||
Регион | Субрегион | Страны региона |
Америка | Северная Америка
Страны Карибского бассейна Центральная Америка Южная Америка |
США, Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Аргентина, Бразилия |
Африка | Северная Африка
Западная Африка Центральная Африка Восточная Африка Южная Африка |
Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова |
Азиатско-Тихоокеанский регион | Северо-Восточная
Азия
Юго-Восточная Азия Океания Южная Азия |
Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань, Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы |
Европа | Северная Европа
Западная Европа Центральная/Восточная Европа Южная Европа Восточное-Средиземноморье |
Франция, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды |
Ближний Восток | - | Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Ирак |
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2005 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития (Таблица 2.2).
За
относительной потерей
• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
•
некоторые североевропейские
•
растет популярность стран
Юго-Восточной Азии, которые с
недавнего времени успешно
Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики