Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Выбирая данную тему, мы поставили перед собой следующую цель - рассмотреть международный туризм как форму международных экономических отношений. Для достижения этой цели обозначили несколько задач:
рассмотреть понятие и классификацию туризма;
проанализировать значение международного туризма на отдельные регионы мира;
обозначить проблемы, связанные с развитием международного туризма.
Введение 3 стр.
1. Международный туризм как форма МЭО 5 стр.
1.1. Характеристика международного туризма:
понятие и классификация
7 стр.
1.2. Развитие международного туризма 10 стр.
1.3. ВТО – Всемирная туристская организация 12 стр.
2. Значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира 16 стр.
2.1. Страны Западной и Восточной Европы, США 16 стр.
2.2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки 21 стр.
2.3. Россия 23 стр.
3. Проблемы международного туризма 26 стр.
Заключение 30 стр.
Список использованной литературы
1963
год – активное участие МСОТО
в Конференции ООН по
1965
год- участие в работе
1966
год – образование
1967
год – Организация
1969
год – правительство Болгарии
по соглашению с МСОТО
1970
год – на генеральной
1972 год – МСОТО объявляет 1972 год Годом американского туризма;
1974
год – федеральное
1975
год – созыв последней сессии
исполнительного совета МСОТО;
членами совета к этому
В создании ВТО в качестве межправительственной организации непосредственное и активное участие принимала Организация Объединенных Наций.
Осенью 1969 года Генеральный секретарь ООН представил в рамках Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) доклад о правовых, организационных и финансовых последствиях создания межправительственной туристской организации.
Главная цель ВТО – способствовать развитию туризма как основного фактора международного мира и международных экономических отношений, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами.
Важными направлениями деятельности ВТО являются: «Упрощение туристского обмена и формальностей; определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.); помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме».
Все члены ВТО подразделены на три группы:
ВТО имеет следующую структуру:
Генеральная
ассамблея принимает программу
деятельности ВТО. Всемирная туристская
организация издает сборники, а также
предлагает информационные банки данных.
2. Значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира
Международный
туризм в мире крайне неравномерен, что
в первую очередь объясняется разными
уровнями социально-экономического развития
отдельных регионов. На промышленно-развитые
страны, где проживает немногим более
15 % населения Земли, приходится свыше
60 % всех прибытий иностранных туристов
и 70-75 % совершаемых в мире зарубежных поездок.
Участниками международного туризма в
первую очередь выступают граждане промышленно-развитых
стран, путешествующие по другим развитым
странам. Более половины всех поездок
в рамках международного туризма приходится
на страны Европы, примерно 60 % зарубежных
поездок связаны с туризмом. Туроператоры
промышленно-развитых стран сосредоточили
в своих руках мировой туристический бизнес.
Они играют важную роль в Японии, Великобритании,
Скандинавии, значительно меньше в США,
ФРГ, Франции. Таким образом, международный
туризм не играет балансирующей роли между
развитыми и развивающими странами, несмотря
на все усилия последних использовать
его для улучшения платежного баланса
и благосостояния. Однако индустрия туризма
иногда становится причиной «экономических
чудес» в некоторых странах и регионах.
2.1. Страны Западной и Восточной Европы, США
По степени развития внутреннего и иностранного туризма выдающееся место занимают страны Средиземноморского бассейна. Спецификой туризма здесь является отчетливо выраженный сезонный характер и постоянно возрастающая концентрация в прибрежных районах. С одной стороны, отмечается все еще незначительное использование туристического потенциала городов Средиземноморья, обширной полосы от Лиссабона до Стамбула, с другой – развитие инфраструктуры туризма в Средиземноморье должно включать строительство дорог и гостиниц, что может оказать крайне отрицательное воздействие на экологию региона.
Италия – классическая страна туризма. Она расположена в центре основных мировых туристических потоков (французско-испанского и югославско-греческого), по соседству с Швейцарией и Австрией, не имеющими выхода к морю, вблизи крупных гор Центральной Европы, на пересечении многих мировых транспортных путей, в ней хорошо развиты автомобильная, железнодорожная и авиационная инфраструктура. Ее несомненными достоинствами являются теплое море, мягкий климат и множество исторических и архитектурных памятников. К наиболее посещаемым местам относятся: итальянская Ривьера, Рим, Венеция, Комо, Капри, Неаполь, Трен-то, Сорренто; центры зимнего туризма – Трентино-Алато-Адидже, Пьемонт, Ломбардия. В экономике Италии туризм занимает одно из ведущих мест, в некоторых провинциях дополняя или заменяя сельское хозяйство как источник дохода. Туристические службы являются доходной статьей в бюджете страны и одним из основных источников поступления иностранной валюты. Правительство активно регулирует туристическую деятельность. В 1959 году было создано Министерство по вопросам туризма и зрелищных предприятий, а в его рамках – генеральная дирекция по вопросам туризма. Большую роль играет Национальное управление по туризм (ЭНИТ), задачей которого является проведение рекламных мероприятий с целью увеличения туристического потока из-за границы. Наибольшее число итальянских туристов выезжают во Францию, Испанию, Грецию, США, Великобританию и Австрию. Их численность возросла с 3 млн. в 1969 году до почти 17 млн. в 1994 году.
В Испании наибольшее количество визитеров наблюдается из Франции, Португалии, Великобритании, ФРГ. Серьезной проблемой для развития массового туризма остается чрезмерная концентрация в немногих районах Средиземноморского побережья: Андалузии, Каталонии, Валенсии, на Балеарских и Канарских островах (более 80 % ночевок иностранных туристов), что усиливает отрицательный эффект туризма – воздействие на окружающую среду, отвлечение рабочих рук из сельского хозяйства. Кризис в туристической отрасли Испании начался с 1989 года из-за загрязнения окружающей среды, плохого состояния инфраструктуры, значительного повышения цен, кризиса в зоне Персидского залива, сомнений туристов в пользе солнечных ванн, проблем с перевозками3.
Ярким примером влияния туризма на экономику Испании являются Балеарские острова. Небольшой по размерам архипелаг занимает почетное место среди лучших и наиболее популярных мировых курортов. Мягкий климат, обилие солнца, красоты природы, чистый воздух, богатая культура, удобное географическое положение привлекли в 1995 году свыше 8 млн. туристов. Острова располагают роскошными пляжами, многочисленными площадками для гольфа, современной гостиничной инфраструктуры, насчитывающей 250 тысяч койко-мест. А между тем 30-40 лет назад архипелаг был совершенно неизвестен широкой публике. Меньше, чем за 10 лет экономика Балеар стала на 80 % зависеть от туризма, пришли в упадок из-за перелива кадров в туристический бизнес промышленность и сельское хозяйство.
Широко известны курорты и туристические центры Греции: остров Ликинос (самый популярный и доступный молодежный курорт), остров Тера (привлекающий туристов романтическими скалистыми пейзажами), Афины (одна из культурных столиц древнего мира), Салоники (Триумфальная арка Камара). Экологически чистый остров Крит – жемчужина Греции, самый элитный и престижный курорт Средиземноморья – привлекает туристов щедрым южным солнцем, целебным воздухом, красивыми садами, великолепными пляжами, комфортабельными отелями, многочисленными памятниками культуры4.
Уже сейчас Кипр имеет от своей туристической деятельности более 1 млрд. долларов ежегодно. В совокупности с другими прибылями от сферы услуг правительству удается поднять ежегодный доход на душу населения до 12 тыс. долларов.
Индустрия туризма является одной из ключевых отраслей экономики Австрии. Исторические и архитектурные достопримечательности, умеренный климат, оздоровительные комплексы, кемпинги и пансионаты, рассредоточенные по всей территории Австрии, привлекают многочисленных туристов. Особенно мощный туристический поток направляется в Вену – один из крупнейших центров проведения международных симпозиумов и выставок, центр деловых визитов – а также курорты Тироля.
Долгие века Австрия находилась на перекрестке торговых путей, ведущих во все концы Европы, на Ближний и Средний Восток, и теперь является важнейшим транзитным узлом железнодорожных, авто- и авиалиний. Доля доходов от туризма в ВВП Австрии составляет свыше 7 %, значительно опережая многие государства мира. В сфере обслуживания туристов занято свыше 140 тысяч человек. Австрии удается сохранить один из наиболее низких уровней цен на туристические услуги, благодаря тому, что она принадлежит к числу стран с умеренной инфляцией (2,6 %), ей удалось достигнуть достаточно высокого уровня производительности труда в сфере обслуживания туристов.
Франция располагает такими притягательными туристическими объектами, как Париж с его историко-культурными ценностями, Лазурный берег, Французские Альпы. Благодаря особенностям географического положения Франции на континенте и ее роли в развитии международного туризма туристические связи осуществляются практически всеми видами транспорта. Наиболее высока доля туристов из ФРГ, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии. Такие компании, как «Средиземноморский клуб» предлагают отпускникам организацию их досуга за относительно высокую плату с расширением деятельности на другие страны, на глобализацию своей деятельности ориентируются «Selecttour», «Vagons-Lits-Havace». Развитие французского туризма (развлекательного, лечебного, делового, школьного, коммерческого и др.) страдает от политики строгой экономии, сокращения числа отпускников, дороговизны коммерческих туров. Мало освоены сельские районы, заморские департаменты – Новая Каледония, Гаити, Реюньон, остров Корсика.
Великобритания - видный продавец и покупатель туристических услуг. Туризм имеет преимущественно внутренний характер, большинство туристов привлекает посещение торговых точек и исторических памятников средневековой Англии и Шотландии. Здесь сложилась развитая индустрия туризма, сеть туристических и транспортных агентств, гостиниц, развивается строительство так называемых деревень для отдыха в Шервуд Форест, Эльведене. На туристическом рынке доминирует группа Томсона и группа ИЛГ. Наиболее популярны среди английских туристов Франция, Испания, Северная Америка, а для Гибралтара, Мальдивских островов, Кипра, Греции поток туристов из этой страны – жизненно необходимый источник доходов.
ФРГ характеризуется высокой степенью подвижности населения. Разнообразие ландшафтов разных частей Германии, романтические старинные замки, церкви и дворцы, обилие исторических памятников и культурных центров в Гамбурге, Берлине, Дрездене, Бремене, Мюнхене, Кельне, высокий уровень сервиса, современная развитая инфраструктура – высокоскоростные дороги, аэропорты, прекрасные судоходные пути по Эльбе, Рейну, Майну, - привлекают в Германию туристов из Нидерландов, Великобритании, Франции, Швеции, Швейцарии, Италии, Дании, Австрии, Бельгии.