Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Выбирая данную тему, мы поставили перед собой следующую цель - рассмотреть международный туризм как форму международных экономических отношений. Для достижения этой цели обозначили несколько задач:
рассмотреть понятие и классификацию туризма;
проанализировать значение международного туризма на отдельные регионы мира;
обозначить проблемы, связанные с развитием международного туризма.
Введение 3 стр.
1. Международный туризм как форма МЭО 5 стр.
1.1. Характеристика международного туризма:
понятие и классификация
7 стр.
1.2. Развитие международного туризма 10 стр.
1.3. ВТО – Всемирная туристская организация 12 стр.
2. Значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира 16 стр.
2.1. Страны Западной и Восточной Европы, США 16 стр.
2.2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки 21 стр.
2.3. Россия 23 стр.
3. Проблемы международного туризма 26 стр.
Заключение 30 стр.
Список использованной литературы
Но следует акцентировать внимание на различии дефиниций «международный туризм», «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Международный туризм – легальная дефиниция, поэтому нет правовых оснований для существования терминов «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Нет оснований и для вывода, что международный туризм поглощает эти два понятия, они являются скорее экономическими категориями, и более характерны для советского государства и права.
Определение туризма базируется на следующих признаках:
К
специальным принципам
Из
всего вышеперечисленного можно
сделать вывод, что туризм представляет
собой сложное образование. Внешний
мир активно воздействует на него,
в одних случаях открывая широкие
возможности, в других - грозя новыми
опасностями. В целях устойчивого
развития он вынужден приспосабливаться
в изменениям во внешнем окружении.
Классификация
Существует
очень много классификаций
Другая
особенность международного туризма
носит экономический характер и раскрывается
через влияние, какое международный туризм
оказывает на платежный баланс страны.
Иностранные туристы, оплачивая товары
и услуги, обеспечивают поступление валюты
в бюджет принимающей страны и тем самым
активизируют ее платежный баланс. Поэтому
приезд иностранных туристов получил
название активного
туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен
с оттоком национальной денежной единицы
из страны их постоянного проживания.
Международные платежи по туристским
операциям такого рода фиксируются в пассиве
платежного баланса страны - поставщика
туристов, а сам туризм именуется пассивным.
Деление на активный и пассивный, исходя
из особенностей отражения финансовых
результатов туристской деятельности
в платежном балансе, присуще только международному
туризму и не распространяется на внутренний
туризм.
В международном туризме выделяют две его формы - въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором - о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.
Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы постоянного местожительства. Главные цели путешествий и поездок определяют их формы:
В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65 % всех международных туристических поездок приходится на Европу, коло 20 % - на Америку и около 15 % на остальные регионы.
Основными факторами, влияющими на развитие международного туризма в высокоразвитых странах являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма.
К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан.
Развитие
международного туризма в странах,
преимущественно принимающих
По данным Всемирного совета по туризма в 1993 г. На туризм приходилось 10,1 % всемирного ВВП и 10,5 % рабочих мест. Согласно ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков – Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают ¼ часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. Составили 255 006 мл. долларов. Небольшие доходы получили США – 40 579 млн. долларов.
Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40 % своих денег, на проживание – 30 %, на проезд внутри страны – 8 %, прочие расходы, такие как сувениры – 22 %. В результате расходов, «оставленных» туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прями или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект).Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.
Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55 % поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием (демонстрационного эффекта). Туристы, приезжая из промышленно-развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.
Велико
значение туризма и для рынка
рабочей силы. По данным американских
специалистов, индустрия туризма
(включая внутренний) является крупнейшей
по числу занятых рабочих мест в большинстве
стран, обеспечивая работой свыше 100 млн.
человек.
В послевоенные годы индустрия отдыха развивалась стремительно. К туризму приобщились самые широкие слои населения, что привело к массовому спросу на экономические путешествия с полным обслуживанием, организуемые агентствами путешествий, число которых в мире быстро росло.
Новые масштабы привели к созданию крупных ассоциаций: в 1947 году в Париже образован Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), позднее преобразованный во Всемирную туристскую организацию (ВТО). Кроме того, в 1946 году была образована Международная гостиничная ассоциация, а в 1966-м - Всемирная Федерация туристских агентств (ВАТА).
Датой
образования ВТО как
Организационное начало деятельности ВТО относится к марту 1975 года, когда на 1 сессии ее генеральной ассамблеи (Мадрид, Испания) были приняты рабочая программа, различные правила и регламенты деятельности руководящих органов, финансовые принципы, правила персонала и другие рабочие документы, а также избран генеральный секретарь ВТО.
Следует признать, что процесс формирования ВТО как межправительственной организации оказался довольно сложным и затянутым, несмотря на то, что она создавалась на основе довольно авторитетной международной организации – Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО). Процесс преобразования неправительственного МСОТО в межправительственную ВТО для наглядности можно проследить в нижеприведенной хронологии, которая отражает этапы формирования сотрудничества в области международного туристского обмена.
1925
год – созыв Международного
конгресса официальных
1927
год – созыв Международного
конгресса официальных
1934
год – создание Международного
союза официальных организаций
по пропаганде туризма (
1946 год – созыв первой Международной конференции национальных туристских организаций (октябрь, Лондон);
1947
год – созыв второй
1951 год – перенос штаб-квартиры МСОТО из Лондона в Женеву;
1954
год – участие МСОТО в
1958
год – обращение МСОТО в
адрес ООН о проведении