Проблемы международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Выбирая данную тему, мы поставили перед собой следующую цель - рассмотреть международный туризм как форму международных экономических отношений. Для достижения этой цели обозначили несколько задач:

рассмотреть понятие и классификацию туризма;
проанализировать значение международного туризма на отдельные регионы мира;
обозначить проблемы, связанные с развитием международного туризма.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Международный туризм как форма МЭО 5 стр.
1.1. Характеристика международного туризма:
понятие и классификация
7 стр.
1.2. Развитие международного туризма 10 стр.
1.3. ВТО – Всемирная туристская организация 12 стр.
2. Значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира 16 стр.
2.1. Страны Западной и Восточной Европы, США 16 стр.
2.2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки 21 стр.
2.3. Россия 23 стр.
3. Проблемы международного туризма 26 стр.
Заключение 30 стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3 стр.
1. Международный  туризм как форма МЭО 5 стр.
   1.1. Характеристика международного  туризма: 

       понятие и классификация

7 стр.
   1.2. Развитие международного туризма 10 стр.
   1.3. ВТО – Всемирная туристская организация 12 стр.
2. Значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира 16 стр.
   2.1. Страны Западной и Восточной  Европы, США 16 стр.
   2.2. Страны Азии, Африки и Латинской  Америки 21 стр.
   2.3. Россия 23 стр.
3. Проблемы международного туризма 26 стр.
Заключение 30 стр.
Список  использованной литературы 32 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется  значительными темпами роста  международной торговли услугами и  увеличением вклада сферы услуг  в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высоко прибыльных и динамических секторов мировой экономики.

    Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40 % стран туризм -  главный источник поступлений  в иностранной валюте.

    Во  многих государствах мира туризм развивается  как система, которая предоставляет  все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными  и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дает доход в казну. Не говоря уже о том, что «кормит» эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важнейшим источником повышения благосостояния государства.

    Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

    Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, нефтедобывающей  промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11 % и 8,6 % соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7 % от общего объема мирового экспорта и 3 % от мирового экспорта услуг.

    Международный туризм в мире крайне не равномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы торговли.

    Значение  туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости, расширения межличностных контактов, создания отраслей, обслуживающих данную сферу, повышения уровня благосостояния нации возрастает.

    Выбирая данную тему, мы поставили перед  собой следующую цель - рассмотреть международный туризм как форму международных экономических отношений.  Для достижения этой цели обозначили несколько задач:

  • рассмотреть понятие и классификацию туризма;
  • проанализировать значение международного туризма на отдельные регионы мира;
  • обозначить проблемы, связанные с развитием международного туризма.

    Предметом исследования данной работы является международный туризм как отрасль  мировой экономики.

    Объектом  же исследования является форма международных  экономических отношений, представленная международным туризмом.

    Методологическую  основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, синтеза, сравнений и классификаций.

    Структура курсовой работы обусловлена поставленными  в исследовании задачами. Глава первая посвящена теоретическому раскрытию  проблемы, а именно характеристике международного туризма как формы  международных экономических отношений, в которой раскрываются такие аспекты как понятие, классификация, развитие туризма и  существование ВТО. Во второй главе мы выявляем значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира. На основе полученных результатов анализа, в третьей главе курсовой работы, представлен, на наш взгляд, один из самых важных аспектов – проблемы международного туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Международный туризм как форма  экономических отношений

    Туризм, давно ставший международным  явлением, представляет собой важный экономический фактор. Он превратился в индустрию мирового масштаба, наблюдается расширение многих его направлений (например, деловой туризм). Глобализация развития международного туризма в последние десятилетия является одним из результатов НТР, которая привела к существенному удешевлению и ускорению транспортных перевозок, повышению комфорта поездок и проживания в рекреационных зонах. Усилившаяся урбанизация, общие тенденции социально-экономического развития, рост доходов и увеличение свободного времени у населения, улучшение транспортных услуг, повышение уровня информированности общества усиливают стремление покидать города. Туристический обмен способствует развитию политического, культурного, делового сотрудничества между странами, играет важную роль в выравнивании платежного баланса страны, содействует особой специализации некоторых районов и целых стран в МРТ.

    Индустрия  туризма в целом отличается высокой  капиталоемкостью. При этом в крупнейших туристических центрах в структуре  затрат 50-60 % - размещение и питание, 5-10 % - на подготовку персонала, 5-10 % - на защиту окружающей среды, охрану памятников, 10-15 % - на другие туристические услуги. В западных странах, например, приобретение земли для рекреационного использования, строительство дорожной сети, оборудование зон отдыха, организация выставочных центров и музеев обычно финансируется государством, а частный капитал при этих «внешних» выгодах, финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов.

    Одна  из самых больших статей расходов в сфере туризма – ассигнования на рекламу. Правительства государств, в которых эти отрасли имеют первостепенное значение, в 1993 г. израсходовали на организацию кампании  по привлечению в их страны интуристов 10,4 млрд. долларов. Примером острого соперничества в данном секторе может служить борьба за визитеров в США, которые известны в мире как наиболее мобильные элементы туристического бизнеса. Мексика, Австралия и маленькая Аруба вкладывают каждая в подобного рода кампании в США больше средств, чем, например, Великобритания.

    Результаты  исследования, проведенного Всемирным  Советом по туризму и путешествиям, показывают, что туризм и путешествия  являются не только крупной отраслью экономики в мире, но также и  мощным генератором рабочих мест. В 1994 г. Туризм в мире способствовал созданию рабочих мест для 204 млн. человек, или для каждого девятого работника. В странах ЕС каждое седьмое рабочее место связано с туризмом, в Восточной Европе – каждое двенадцатое.  В Австрии туризм предоставляет рабочие места 500 тыс. человек, 195 тыс. в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Во Франции в этой же сфере заняты 1 млн. 200 тыс. человек, в Великобритании – 1,5 млн. Россия же, имея около 400 тыс. мест размещения в 3,5 тыс. гостиниц, лишь 80 тыс. из которых отвечают минимальным требованиям, предъявляемым иностранными туристами, при 6-8,5 тыс. туристических фирм, с учетом экскурсоводов, гидов и проводников и при практическом отсутствии внутреннего туризма – предоставляет в этой сфере 500-600 тыс. рабочих мест, или 200-300 тыс. человек заняты в международном туризме. Таким образом, по самым оптимистическим расчетам, туризм предоставляет гражданами России одно рабочее место из 300, т.е. в 30 раз меньше, чем в среднем в мире.

    Большую роль в международном туризме играют крупные транснациональные корпорации и концерны. Они, учитывая крупные размеры и динамику отрасли, стремятся завоевать как можно большую часть этого рынка и укрепить доверие потребителей  к торговой марке, под которой предоставляются такого рода услуги. Создаются трансграничные сервисные сети: под одним фирменным знаком объединяются туроперативные компании в гостиничном хозяйстве, фирмы по найму автомашин и другие участники этого комплексного по своему характеру бизнеса. Некоторые ТНК обеспечили себе в нем стабильные позиции. Американское бюро путешествий Carlson вместе с западноевропейским аналогом Wagonlit создало крупнейшую в мире сеть туристических услуг, включающую 4 тысячи предприятий. Под фирменным знаком Radisson они стремятся сформировать в глобальном масштабе собственную гостиничную сеть. American Express намеревается прибрать к рукам большую часть туристических предприятий в Северной Америке, обслуживающую в настоящее время бюро путешествий Thomas Cook. Большинство стран, предпочитаемых туристами, имею 1-2 национальные гостиничные цепи, но в ряде страна образует обширные  гостиничные империи, включающие средства перевозки товаров, питания, развлечения, торговли (например, «Air mount hotel company» в США,  «Cabal hotels Spa», «Johnie hotels», «Eurotel» в Италии, «Hotel C.P. consulting touristico hotelero adificio mercurio» в Испании). В группе развивающихся стран – в Индии, Бразилии, Египте, Эфиопии, Кении, Ливане, Марокко, Тунисе -  образовались крупные национальные гостиничные цепи. В ресторанном бизнсе, обслуживающем туристов, ведущее место принадлежит ТНК из США (McDonald’s, Pizza Hut, Baskin-Robbins). В сфере воздушных перевозок туристов доминируют североамериканские и западноевропейские компании, а также «Ол-Ниппон», и «Аэрофлот». Относительно малую роль играют ТНК в туристических агентствах, организации туристических маршрутов, которые являются филиалами компаний управления туризмом или ведущими международных гостиничных цепей, воздушных перевозчиков.

    Мировой опыт показывает, что наиболее благоприятной экономической средой для развития туризма является рынок. И сама эта отрасль, и входящие в нее предприятия, ориентированные в своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активную роль в формировании рыночного пространства, включая многие сферы и отрасли, в той или иной степени обеспечивающие развитие туризма. Высокие требования, которые международный туризм уже в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствует не только созданию новых рабочих мест, повышении. Профессионализма, совершенствованию технологий, но и становлению наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности, развитию конкуренции в этой сфере. С экономической точки зрения привлекательность развития международного туризма как составной части сферы услуг – в более быстрой окупаемости вложенных в нее средств и получении дохода в СКВ. Рост въездного туризма способствует расширению производства товаров и услуг в результате поднятия платежеспособного спроса, имеет огромное значение в формировании представления о стране. 
 

  • 1.1. Характеристика международного туризма:
    • понятие и классификация

      Понятие

        Под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы. Необходимость его дефиниции возникла в первой половине XX в. И была обусловлена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим  экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц.

        Одно  из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистика Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное  признание и в основном дошло  до наших дней с некоторыми, более  поздними поправками. В последние десятилетия проблема дефиниции туриста обсуждалась на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950 г.; Лондон, 1957 г.), на конференциях ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963 г.), конгрессе Всемирной туристической организации - ВТО (Манила, 1986 г.), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989 г.). и др., что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также стремления сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явления.1

        В настоящее время в международной  практике широко используется определение, выбранное Международной конференцией по статистике и путешествий (Оттава, 1991 г.)  одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, турист – это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок пребывания не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».2

        С развитием научного знания о туризме  последний предстает как системный  объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость сущностного определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.

        В научной литературе по вопросам туризма  отсутствует однозначное его  определение. Но несмотря не различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономическое отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».

    Информация о работе Проблемы международного туризма