Отношение России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в реферате составлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;
- изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…………………..….3
Глава 1 Экономическое сотрудничество РФ со странами СНГ……………....6
Глава 2 Цели, задачи и тапы экономического сотрудничество России с государствами членами СНГ…………………………………………………………………..…..14
2.1 Основные сферы экономического сотрудничества России с СНГ…..…..17
2.2Системообразующие аспекты экономического сотрудничества……..….28
Глава 3 Экономические интересы России в СНГ………………………………………. 35
3.1 Проблемы Торгово-экономического сотрудничества ………………………..37
Глава 4 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………………………..39
Заключение (выводы)………………………………………………………………………………..46
Список используемой литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СНГ.docx

— 79.21 Кб (Скачать)

     В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых  представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над  Стратегией уже в этом году. Это  должен быть системный, комплексный  документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

     Основной  целью в среднесрочной перспективе  является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в  свою очередь, предполагает создание более  благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении. Одним из основных вопросов правового  обеспечения интеграционных процессов  в СНГ, помимо формирования нормативной  правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной  торговли и дальнейшее её совершенствование  согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена  одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5.10.2007 года.

     Принятие  Конвенции по межтерриториальному  сотрудничеству и создание Конгресса  местных и региональных властей  СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих  в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными  органами представительной и исполнительной власти

     Интеграционные  процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки - Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, - В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией. К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать  работу по совершенствованию  нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной  торговли, завершению формирования  таможенного союза России, Белоруссии  и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

-предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

-активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать  более активную экономическую  повестку двусторонних отношений,  в том числе заседаний межправительственных  комиссий со странами СНГ (поддержка  реализуемых и намечаемых проектов  с участием российского бизнеса,  создание выгодных условий для  участия российского бизнеса  в процессах приватизации и  конкурсах по государственным закупкам и др.);

- эффективно  использовать как важное конкурентное  преимущество транспортный и  транзитный потенциал Содружества  Независимых Государств, обусловленный  во многом выгодным географическим  положением. Речь идет о развитии  системы трубопроводного транспорта  для расширения рынка сбыта  энергоносителей, о создании международных  транспортных коридоров для приближения  регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить  к разработке и реализации  крупных инвестиционных проектов  в области энергетики, в том  числе атомной, транспорта, исследований  космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

     Таким образом, ближайшие задачи России и  заинтересованных партнеров из СНГ  состоят в отработке эффективных  организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Страны  СНГ и Содружество в целом  являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с  ними, во многом зависит прочность  международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным  условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в  рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками  на двусторонней основе приобретает  для нас дополнительную актуальность. Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

     Свободному  перемещению товаров и услуг  поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические  барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации  внешнеторговой политики и защиты внутреннего  рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.

     Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных  направлений реформирования и структурных  преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические  ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза .Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.

     Итак, по итогам проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

     1) Существуют различные точки зрения  как на существующие внешнеэкономические  отношения России со странами  СНГ, так и на то, какими они  станут в будущем. Исходя из проведенного анализа можно заметить, что отношения между этими партнерами развиваются, не стоят на месте. Совсем недавно проходила встреча в Казахстане, на которой главы государств Белоруссии, России, Казахстана, конечно, решили продолжать усоврешенствовать комплексы мер по созданию Единого Экономического Пространства между вышеназванными государствами

     2) В целом, проблем (начиная той же самой проблемой предвзятости отношений членов-участников СНГ по отношению друг к другу и кончая проблемой мигрантской) еще довольно много, но кризис лишь показал абсолютную необходимость экономической интеграции на всем пространстве бывшего СССР.

     3) Россия ведет активную политику  по улучшению условий внешней  торговли со странами СНГ.

Россия - перспективная  страна для не очень богатых стран  СНГ, которым в период Мирового финансового  кризиса приходится еще тяжелее, а для России СНГ - это надежный партнер, с которым, с течением времени, мы лелеем надежду, будет создано  Единое Экономическое Пространство, которое не просто поспособствует улучшению  торговли между двумя этими субъектами экономики, но и вкорни изменит наш взгляд на внешнюю торговлю России и стран СНГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -485с.

2. Исингарин Н.К. СНГ: Проблемы, поиски, решения. - СПб: Паллада-медиа, СЗРЦ Русич. -2005. -400с.

3. Комплексные проблемы экономического сотрудничества России и стран СНГ / Под ред. В.А. Вашанова. - М.: СОПС, 2004 - 272с.

4. Мировая экономика/Под. ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2004. -557с.

5. Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI века (проблемы и перспективы). Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Лен. обл. - СПб.: С-ПГУ, 2006. -190с.

6. Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ. - М.: Наука, 2005. - 65с.

7. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ // Общество и экономика. - 2008. - N 9. - С.112-124.

8. Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. - 2005. - N 12. - С.56-61.

9. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 1. - С.95-99.

10. Внешняя торговля Стран Содружества Независимых Государств // Общество и экономика. - 2008. - N 10-11. - С.274-303.

11. Зевин Л.З. Еще раз об организации экономического пространства СНГ / Л.З.Зевин, М.П.Стрепетова // Россия и современ. мир. - 2007. - N 3. - С.60-73.

12. Косикова Л. Экономическое взаимодействие России со странами СНГ и реструктурирование постсоветского пространства: новые условия, тенденции и задачи // Рос. экон. журн. - 2008. - N 11-12. - С.46-57.


Информация о работе Отношение России и стран СНГ