Отношение России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в реферате составлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;
- изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…………………..….3
Глава 1 Экономическое сотрудничество РФ со странами СНГ……………....6
Глава 2 Цели, задачи и тапы экономического сотрудничество России с государствами членами СНГ…………………………………………………………………..…..14
2.1 Основные сферы экономического сотрудничества России с СНГ…..…..17
2.2Системообразующие аспекты экономического сотрудничества……..….28
Глава 3 Экономические интересы России в СНГ………………………………………. 35
3.1 Проблемы Торгово-экономического сотрудничества ………………………..37
Глава 4 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………………………..39
Заключение (выводы)………………………………………………………………………………..46
Список используемой литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СНГ.docx

— 79.21 Кб (Скачать)

- проведение  на приграничных территориях  совместных мероприятий по мониторингу  и охране окружающей среды,  обеспечению санитарной охраны  территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;

-развитие  приграничного туризма.

     В сфере социальной политики предполагаются совершенствование взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение  социальных гарантий инвалидов и  участников Великой Отечественной  войны, лиц, приравненных к ним, участников боевых действий, а также дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие  социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ. 
 

Основными направлениями в области образования и науки являются:

- гарантированный  равноправный доступ к образованию  и содействие возможности получения  высокого качества образования  каждым гражданином в течение всей его жизни;

- расширение  взаимодействия в научно-технологической,  информационной, образовательной и  других сферах гуманитарного сотрудничества;

-расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

-обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях.

Таким образом, государства - участники СНГ будут  содействовать доступу к национальным и мировым рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а  также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для продвижения  продукции совместного производства на рынки третьих стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СНГ

     В картине торгово-экономических отношений  России со странами СНГ в глаза  бросается явное преобладание негативных фактов и тенденций. В таких условиях, казалось бы, единственным интересом России в ближнем зарубежье должно быть стремление получить с этих неплательщиков по долгам. Но у России в ближнем зарубежье еще сохраняются экономические интересы.

Первое -- это рынки российской продукции. Ни одна страна мира добровольно не расстается с потенциальными рынками такого масштаба. Например, Украина несмотря на все сокращения в товарообороте еще в I квартале нынешнего года на обгоняла второго по величине внешнеторгового партнера России, Германию, по доле в экспорте: соответствующие цифры - 9 и 7,5%.

Кроме того, ни для кого не секрет, что технический  уровень нашей продукции далек  от мирового. Страны ближнего зарубежья  еще долгие годы будут основной (а  в большинстве случаев и единственной) зоной реализации продукции российского  машиностроения, станкостроения и электротехники, нефтехимии, легкой промышленности.

     Рынок нужен не только для продукции  обрабатывающей промышленности, но и  для продукции тех отраслей, которые, казалось бы, могли и в ус не дуть, потому что вышли на рынки дальнего зарубежья. Например, для лесной промышленности Сибири и Дальнего Востока рынки  среднеазиатских республик были бы спасением, потому что именно туда шла продукция так называемых «внутренних стандартов», не имеющая  никаких шансов пробиться на мировой  рынок.

     Второе. - Россия продолжает сохранять достаточно серьезную зависимость от поставок из соседних стран стратегического сырья (цветных металлов и редкоземельных элементов), которого в наших недрах нет; хлопка, который у нас не растет, и некоторых видов продовольствия. Отказ от импорта этой продукции не только невозможен в ближайшей перспективе, но и вообще по целому ряду позиций экономически нецелесообразен. По некоторым товарам импорт из стран ближнего зарубежья действительно сошел на нет. Но все-таки за счет ввоза из бывших союзных республик Россия удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23%, черной и цветной металлургии -- более чем на 1/3, химической и легкой промышленности -- на 1/4. По многим товарам развитие импортозамещающих производств тоже пока нецелесообразно, поскольку потребует значительных инвестиций.

     Третье. - Россию связывают с внешним миром транспортные коммуникации и магистрали, проходящие по территории стран ближнего зарубежья. Поэтому обеспечение доступа к ним -- насущная потребность для России. Иначе и газ не пойдет, и нефть не потечет.

     Четвертое.-Существуют еще технологические цепочки и производственная кооперация, поддерживать которые даже при структурной перестройке экономики российским производителям выгодно.

     Если  Россия будет занимать пассивную  позицию, эти экономические интересы могут просто не приниматься нашими соседями во внимание -- если это противоречит их интересам. Тогда российские производители попадут в весьма неловкое положение. Совсем недавно стало известно, что непоставки хрома Казахстаном остановили с десяток российских предприятий.

     Кроме того, эти интересы могут стать  инструментом давления на Россию. Например, Украина любит пользоваться тем, что газопроводы проходят по ее территории. Часто используется этот аргумент при  попытках указать ей на накопившуюся задолженность. Тут можно поторговаться  и с могущественным «Газпромом». (Такую торговлю можно было наблюдать совсем недавно. Аргумент Украины: а мы мало с вас берем за транзит. Аргумент «Газпрома»: а мы вам повысим цены на газ. Результат: цены на транзит повышены незначительно, а цены на газ остались прежними.)

     3.1ПРОБЛЕМЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. 
В экономической сфере взаимодействия не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялись Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют. Иллюзорными оказались в конечном счете расчеты на сохранение былой экономики. И сегодня отношения со странами - членами Содружества Независимых Государств неизменно приносят России целую россыпь проблем.

     Помимо  Украины в последние годы перед  российской политикой на постсоветском  пространстве появились и другие вызовы. Так, серьезно испортились отношения  с Белоруссией. Ухудшилась политическая обстановка в Молдавии. В Грузии после августовской «пятидневной войны» не ослабли, а наоборот, даже несколько  укрепились позиции Саакашвили. Непростыми стал диалог России с государствами Центральной Азии. В Туркмении, Таджикистане и Узбекистане явно обозначились проблемные зоны. 

     Не  урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что  оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения  на региональном уровне. К их числу относятся:

1.Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.

2. Отсутствие  данных о конъюнктуре рынков и ценах.

3.Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

     Развитие  Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто  не отказывается от сотрудничества в  целом и тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И СНГ

     Новая модель интеграции должна учитывать  решающую роль предпринимательских  структур в развитии экономических  отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты  сотрудничества должны существенно  измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых  условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

     Целесообразно определить приоритетные интеграционные задачи, решение которых обеспечит  поэтапное продвижение по пути формирования Общего рынка, и в первую очередь  создание благоприятных условий  для развития хозяйственных связей в рамках СНГ. Речь идет о программе  согласованных мер, учитывающей  процессы, происходящие в экономиках стран СНГ, с их одновременной  интеграцией в систему мирохозяйственных  связей, а также между собой  в субрегиональные союзы. Осуществление  таких мер зависит от степени  согласованности интересов партнеров. Анализ свидетельствует, что они сегодня совпадают во многих социально-экономических областях, в первую очередь в топливно-энергетическом, транспортном, агропромышленном комплексах, в создании режима свободной торговли, в развитии производственной кооперации, финансово-банковском секторе, научно-технической сфере.

     Свободному  перемещению товаров и услуг  поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические  барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации  внешнеторговой политики и защиты внутреннего  рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в  торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.

     Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных  направлений реформирования и структурных  преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические  ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную  перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного  союза, что помогло бы проводить  согласованные изменения в структуре  национальных экономик, облегчить поиск  взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так  и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.

     Неотложной  задачей является устранение расхождений  в действующих в странах СНГ  нормативно-правовых положениях, устанавливающих  режим деятельности совместного  предпринимательства. В национальных инвестиционных программах следует  предусматривать меры по поддержке  и стимулированию на льготных условиях проектов, направленных на обеспечение  взаимодействия предпринимателей стран  СНГ. Важно решить вопросы создания фондов страхования инвестиций, поддержки  крупных проектов и малого бизнеса, в том числе на совместной основе.

     Интеграционным  связям препятствуют взаимные неплатежи  государств и предприятий, преимущественно  бартерный характер торговли. Поэтому  необходим действенный механизм платежно-расчетных отношений, основанный на привлечении потенциала коммерческих банков, использовании вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности предприятий. Нужен также механизм погашения долгов стран Содружества в имущественной форме путем их обмена на находящиеся в государственной собственности акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Важны согласованное установление официальных курсов валют, их поддержка, единообразные условия их конвертации, содействие банкам в развитии сети филиалов. Целесообразны взаимная конвертируемость национальных валют, прежде всего в рамках Таможенного союза, постепенный переход к совместному регулированию их курсов, что облегчает введение во взаимных расчетах многостороннего клиринга. Опыт создания платежной системы, накопленный Таможенным союзом, можно использовать для формирования мультивалютных расчетов в масштабах всего Содружества. Крупным резервом сотрудничества являются экономические связи между регионами стран СНГ. Поэтому необходимы адекватные права территориальных образований в организации торговых, производственных, инвестиционных, научно-исследовательских и других отношений на региональном уровне.  Целесообразны меры по государственной поддержке межрегионального и приграничного сотрудничества, созданию благоприятных организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых и других условий для развития прямых связей между регионами стран СНГ.

     В предстоящий период экономическое  сотрудничество России со странами СНГ  будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана основных мероприятий по её реализации. Концепцией определено, что экономическое сотрудничество сегодня является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

Информация о работе Отношение России и стран СНГ