• Изучение политической системы
Таджикистана позволило наиболее полно
показать, что в Таджикистане сформировалась
политическая система «закрытого» типа, представленная ретрадиционалистской
моделью;
• различия между странами Центральной
Азии начинаются на уровне политики власти
в отношении общества. При полноте
власти президента одного только политического
ресурса недостаточно для того, чтобы
консолидировать общество. Общество не
может контролироваться по причине неэффективности
органов управления. За почти два десятилетия
независимости в стране устойчивая система
политических институтов не появилась.
Коррумпированность и неэффективность
власти проявляется на всех уровнях;
• общее направление происходящих
процессов, которые характеризуют
Таджикистан, заключается в том,
что страна провозгласила себя светским
государством при сильных авторитарных
тенденциях и торможении формирования
демократической оппозиции власти.
Отказ руководства от компромиссов,
основанный на неспособности общества
к позитивной самоорганизации может
привести к дискредитации парламентских
форм политической деятельности. Внепарламентский
путь может привести к силовой
борьбе, как это случилось ранее
в стране;
• результаты анализа условий создания,
становления, укрепления и развития
политической системы Республики Таджикистан
в период гражданской войны и
демократизации общества в переходный
период, показывают своеобразие политической
системы страны, которая выражается
в низкой грамотности и политической
непросвещенности большей части
населения, слабом развитии демократических
институтов, в недостаточном почитании
обычаев и традиций своих предков,
влиянии территориальных кланов,
а также сильном сосредоточении
власти в руках одного человека. Страна,
имеет яркие черты авторитарной политической
системы, а разделение властей носит формальный
характер.
• результаты анализа влияния религиозно-политического
экстремизма на политическую систему
Республики Таджикистан, показывают, что
с развитием религиозно-политических
и экстремистских организаций исламской
направленности в стране сформировалась
доминирующая оппозиционная сила умеренного
исламского толка. Несмотря на это, при
оценке перспективы распространения религиозно-политического
экстремизма в стране, необходимо учитывать
сложную социально-экономическую ситуацию
и высокое распространение радикальной
идеологии.
• важнейшим достижением для
страны в переходном периоде, являлось
стабилизация обстановки и мира, и
достижения национального согласия в
Таджикистане. В условиях, развития политической
системы Таджикистана необходимо реформирование
всех политических институтов и государственных
структур. Требуется реорганизовать государственную
службу и вовлечь в неё новое поколение
управленцев. Основным смыслом углубления
политических реформ в условиях Таджикистана
является повышение эффективности управления,
что возможно только на основе использования
высококвалифицированных кадров в управлении
государством и, соответственно, ведет
к оживлению политического процесса в
стране;
• роль Российской Федерации
в переговорном процессе по урегулированию
гражданской войны была одной
из главных, что положительно повлияло
на укрепление политической системы
страны. Россия последовательно отстаивала
единство и независимость Республики
Таджикистан и оказывала большую
политическую, экономическую, военную
и дипломатическую помощь. Российская
Федерация стала постоянным участником межтаджикского урегулирования, завершившегося
долгожданным миром.
• Таджикистан является
активным участником ШОС и придает большое значение
его работе, рассматривая взаимодействие
в её рамках как одно из приоритетных направлений
своей внешней политики, которое влияет
в конечном итоге на развитие политической
системы страны. Теоретическая и практическая
значимость работы. Результаты данной
работы могут быть использованы при политическом
анализе общественных процессов, политических
систем и их возможностей влиять на региональную
обстановку в целом, а равно и в странах
с переходным типом развития. Практический
интерес для политологов, историков представляет
исследование роли ислама в возрождении
светского государства.
Материалы работы могут быть полезны
всем, кто занимается обществоведческой
проблематикой и изучением политических
проблем Центральной Азии, особенно
Республики Таджикистан. Апробация
результатов.
Основные положения диссертационного
исследования отражены в публикациях,
список которых приведен в приложении
к настоящей работе. Работа прошла
апробацию на заседании кафедры
политических наук
Российского университета дружбы народов,
в выступлениях автора на научно-практической
конференции Института современной
политики РУДН перед студентами (февраль,
2010г.), а также в рамках научно-преподавательской
практики в РУДН.
Структура работы. Диссертация
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы.
Заключение диссертации по теме "Политические институты,
процессы и технологии", Каримова, Мехрангез
Буриевна
Заключение
1. Изучение политической
системы Таджикистана позволило
наиболее полно и последовательно
раскрыть социально-политическую
природу общества, существующие
в нем политические отношения,
институты, нормы и принципы
организации власти в стране.
К сожалению, в Таджикистане
сформировалась политическая система
«закрытого» типа, представленная ретрадиционалистской
моделью.
2. Таджикистан выступает
локомотивом ретрадиционализации в регионе. Его политическая система
первой опробовала парламентскую форму
правления, однако общество оказалось
совершенно не готовым принять и понять
ее. Современные идеологические установки
властей создают условия для поддержания
действующего режима. Своеобразие политической
системы Таджикистана выражается в низкой
грамотности и политической непросвещенности
большой части населения, слабом развитии
демократических институтов, почитании
традиций и обычаев своих предков, влиянии
территориальных кланов и сильного сосредоточения
власти в руках верховной власти, а также
усталости общества от митингов, шествий
и других проявлений своего недовольства
действиями властей.
Политическая система
Республики Таджикистан носит переходный
характер. В ней присутствуют черты
сильной авторитарной политической
системы и некоторые слабые элементы
демократической системы. Наиболее
существенными чертами авторитаризма,
как политического режима, являются:
сосредоточение власти в руках первого
лица государства и его сторонников,
принижение роли исполнительной ветви
власти, когда президент одновременно
является руководителем исполнительной
власти, а также роли оппозиционных
партий. Существенное снижение роли представительной
(законодательной) ветви власти, «назначение» и «выборы» по указке - тоже одна из особенностей
политической системы Республики
Таджикистан. По форме правления
Республику Таджикистан можно определить
как суперпрезидентскуюреспублику, так как институт президентства
концентрирует практически всю полноту
политической власти за счет ослабления
полномочий других институтов. Разделение
властей носит формальный характер. Демократические
процедуры не всегда выдерживаются.
3. Различия между странами Центральной
Азии начинаются на уровне
политики власти в отношении
общества. При абсолютной полноте
власти президента одного только
политического ресурса недостаточно
для того, чтобы консолидировать
общество. Общество не может контролироваться
по причине неэффективности органов
управления. За почти два десятилетия
независимости в стране устойчивая
система политических институтов
не появилась. Коррумпированность
и неэффективность власти проявляется
на всех уровнях. Тому яркое
подтверждение события происходящие
в марте -апреле 2010 года в Кыргызстане.
4. Общее направление происходящих
процессов, которые характеризуют
Таджикистан, заключается в том,
что страна провозгласила себя
светским государством при сильных
авторитарных тенденциях и торможении
формирования демократической оппозиции
власти. Отказ руководства от
компромиссов, основанный на неспособности
общества к позитивной самоорганизации,
может привести к дискредитации
парламентских и партийных форм
политической деятельности. Внепарламентский
путь может привести к очередной
гражданской войне, как это
случилось ранее в стране.
5. Несмотря на многопартийную
систему, существующую в Таджикистане,
в законодательной и исполнительной
ветвях власти находятся в
основном, представители одной партии
- Народно-демократической партии
Таджикистана, представителей же
других партий -единицы или их вообще
нет. Имеют место факты отказов в регистрации
новых партий и некоторое ущемление прав
других партий. Необходимо поднять роль
других существующих партий страны. Оппозиция
к политическому режиму Таджикистана
существует, но она очень слабая и малочисленная.
Это связано еще с отсутствием настоящих
политических свобод в стране. Сегодня
Коммунистическая партия, Партия исламского
возрождения, Социалистическая партия,
Демократическая партия и Социал-демократическая
партия Таджикистана в какой-то мере находятся
в оппозиции к существующему режиму. Последние
выборы показали, что существующий режим
делает все возможное, чтобы эти партии
получали не более 2 мест в парламенте.
Без коренного решения кадрового вопроса
в Таджикистане серьезного сдвига в общественно-политической
жизни страны не будет. Только специалисты
и профессионалы могут предложить современную
стратегию, концепцию и программу развития
страны, предложить судьбоносные решения
для страны и реализовать их на деле.
7. Важнейшим достижением для
страны в переходном периоде
явилась стабилизация обстановки,
мир и достижение национального
согласия. В условиях развития
политической системы Таджикистана
необходимо реформирование всех
политических институтов и государственных
структур. Требуется реорганизовать
государственную службу и вовлечь
в неё новое поколение управленцев.
Основным смыслом углубления
политических реформ в условиях
Таджикистана является повышение
эффективности управления, что возможно
только на основе использования
высококвалифицированных кадров
в управлении государством и,
соответственно, оживление политического
процесса в стране. В настоящее
время в основном происходит
перестановка кадров с одной
занимаемой должности на другую.
8. Параллельно с развитием религиозно-политических
экстремистских организаций исламского
толка в Таджикистане оформляются
в качестве одной из доминирующих
оппозиционных сил умеренные
исламские движения. Для нынешней
ситуации в Таджикистане необходимы
скоординированные совместные усилия
не только правоохранительных
органов, но и политических
партий, общественных объединений
и, в первую очередь, религиозных
организаций. Относительная стабилизация
внутриполитической ситуации в
Таджикистане, безусловно, способствовала
уменьшению развития экстремистских
тенденций в стране и укреплению
политической системы в Таджикистане.
Вместе с тем, оценивая перспективы
распространения религиозно - политического
экстремизма в Таджикистане необходимо,
учитывая сложную социально-экономическую
ситуацию и широкое распространение радикальной
идеологии в стране.
9. На основе приведенного анализа
эволюции религиозно-политического
экстремизма в Таджикистане необходимо
отметить, что наметилась тенденция
к укреплению президентской власти,
произошел пересмотр прежней
модели управления государством
от соблюдения баланса интересов
различных политических сил к
построению жесткой авторитарной
президентской системы. Остальные
участники политического процесса
отходят на периферийные позиции.
Произошедшие существенные изменения
в общей концепции управления
государством достаточно положительно
повлияли на развитие политической системы.
Необходимо повысить эффективность механизмов
управления политическими и общественными
институтами.
10. Роль Российской Федерации
в переговорном процессе по
урегулированию гражданской войны
была одной из главных. Россия
последовательно отстаивала единство
и независимость Республики Таджикистан
и оказывала большую экономическую,
военную и дипломатическую помощь.
Российская Федерация стала постоянным
участником межтаджикского урегулирования, завершившегося долгожданным
миром. Российско-таджикские отношения
развиваются динамично и по всем направлениям.
Для этого есть все условия, включая политическую
волю народов и руководства России и Таджикистана.
Важно этим эффективно воспользоваться
и постараться поднять двусторонние отношения
на еще более высокий и качественный уровень
сотрудничества, используя огромный потенциал
народов двух стран.
11. Анализ отношений Республики
Таджикистан со странами СНГ показывает, что нормативно-правовая
база охватывает вес спектр сотрудничества.
С целью оперативного решения двусторонних
вопросов созданы постоянно действующие
межправительственные комиссии со всеми
странами СНГ. В геополитическом плане
Таджикистан играет ключевую роль, потому
что Таджикистан граничит с теми странами,
с которыми Россия дружит в рамках ШОС. Здесь - экономические отношения
и безопасность российских границ на юге.
Россия и Таджикистан сегодня поддерживают
друг друга в решении региональных и мировых
проблем, осуществляют координированное
сотрудничество в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС.
12. Таджикистан является
активным участником ШОС и
придает, большое значение его
работе, рассматривая взаимодействие
в её рамках как одно из
приоритетных направлений своей
внешней политики. Таджикистан достиг
определенных успехов в установлении
политических, экономических и гуманитарных
связей с Китаем. Стали нормой
открытость и высокая взаимная
доверительность между руководителями
двух стран и их народами.
Список литературы
диссертационного исследования кандидат политических наук
Каримова, Мехрангез Буриевна, 2010 год
1. Теоретические труды:
2. Алиев X. Формирование
политической системы Таджикистана
-Душанбе, 1997.
3. Алмонд Г. Политика развивающихся регионов.
1968//Политология. Хрестоматия/сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. Спб., 2006 г.
4. Аюшиева Е.Б. Геополитические интересы
России и Китая в центральноазиатском
регионе : автореф. дис.канд. полит, наук.
М., 2003.
5. Батюк В.И. Системная история международных
отношений: в 2 т. / под ред. А.Д. Богатурова. М.: Культур, революция, 2006.