Основы международного отношения Евпропейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Развитие общества по пути демократии, овладение новыми формами и методами регулирования общественной жизни обусловливаются необходимостью исследования особенностей становления политического режима в суверенном Таджикистане. Возникновение и становление политического режима в Таджикистане является закономерным процессом. Вместе с тем, это становится необходимой потребностью нашего демократического общества, поэтому изучение, анализ и исследование вопросов политического режима в условиях Таджикистана приобретает актуальное теоретическое и практическое значение.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 146.52 Кб (Скачать)

17Токаев К.-Ж. Свет и Тень. Очерки  казахстанского политика. - М., 2008.

18Масов Р. Таджики: история  с грифом «совершенно секретно». - Душанбе 1995.

19Юлдашев К. Эмомали Рахмонов - основатель дипломатии и внешней  политики суверенного Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2001.

20 Рудненко А., Сорокина. А. Таджикистан в огне. - Душанбе, 1996.

21Тоштемиров К., Саидов. 3. Президент  Рахмонов: Человек и политик,- Душанбе, 2004.

223оиров О. М. Таджикистан:  от государства Саманидов до суверенной государственности. - Душанбе:

Деваштич, 2003.

Кенджаев. С. Переворот в Таджикистане. - Душанбе, 1996.

24Рахматулаев. Э. Миротворчество ООН в Таджикистане. - М., 2001.

25Каримов Б.Б. Фареди солхо ( Стон времен). - М.,1997.

26Хамидов X. Сравнительное конституционное  право. - Душанбе, 2001.

27Достиева А. Вопросы становления  парламентаризма в Республике  Таджикистан. - Душанбе, 2002.

28Исмаилов Ш. Система органов  государственной власти в Республике  Таджикистан. - Душанбе, 2002.

29Назаров Т.Н. Таджикистан: Политика, экономика, международное сотрудничество. - Минск, 2002.

30 Шарипов А.Л. Таджикско-Российские отношения: состояние и перспективы/ЛГаджикистан и современный мир. (Душанбе). - 2008. -№1(2).

31Мамадазимов А. Новый Таджикистан. Вопросы становления суверенитета.- Душанбе: Дониш, 1996.

32Саидов 3. Внешняя политика президента  Рахмонова. - Душанбе, 2001.

33Олимова С.К., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. - M., 1999.

34Махкамов М.М. Внешнеполитические ориентиры Таджикистана и Таджикско-Российские отношения// Россия и страны ближнего зарубежья. Внешнеполитические ориентиры. - М., 1997. политической системы и внешней политики Таджикистана отражена и в некоторых выступлениях Президента страны Э.Ш. Рахмона .

Проблемам политического характера  в центральноазиатском регионе, налаживанию связей с Евросоюзом, перспективам интеграции посвящены работы западных исследователей М. Олкота38, А. Бейлса, П. Даней39, О. Антоненко40, М. Оресмана41, С. Бланка42, Р. Эллисона43, Н. Суонстрома44.

Основной документальной правовой базой для исследования в диссертационной  работе являлись Конституция Республики Таджикистан (1991г.), Конституция Республики Таджикистан (1994 г.), законодательные  акты, правительственные и программные  документы правящей партии -Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ), статьи, посвященные проблемам политического процесса в последние годы.

Однако во всех указанных работах  анализируются вопросы политической системы общества в целом, а особенности  процесса возникновения, становления  и развития данной проблемы освещаются в общих чертах. Несмотря на наличие  ряда работ, посвященных развитию политических систем и их отдельным аспектам в  научной литературе

35Алимов Р. Вместе с ООН - дорогой мира и созидания. - Нью-Йорк, 2003.

36 Саидзод 3. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства (1992-2004). Монография. 3-е изд-е.-Душанбе.: 000«Контраст», 2010.

37Рахмон Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. - Душанбе, 1997; Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. - Душанбе, 2001; Долгий путь к миру. - Душанбе, 1998.

38 Olkott М. Carnegie Endowment for International Peace at Commission on Security and Cooperation Conference in Helsinki, in Maher, Central Asia. US Helsinki Commission concerned about SCO's influence. EURASIA Insight - 10.01.06 - http://wwvv.eurasianet.org/departements/insight/articles/ppl00I06.shtml

39 Bailes A. Dunay P. The Shanghai Cooperation Organization as a regional security institution//The Shanghai Cooperation Organization, Stockholm International Peace Research Institute, Policy Paper №17. (May 2007). http://www.sipri.org./contents/publications/Policypaperl7.html#download

40 Antonenko O. The EU should ignore the Shanghai Cooperation Organization, Policy Brief, Centre for European Reform, http//www.cer.org.uk/pdf7policybriefsco\vebl Imay07.pdf.

41 Oresman M. The Shanghai Cooperation Summit: Where Do We Go From Here?//The Journal Of The China-Eurasia Forum Special Edition: The SCO at One (July 2005) http//www.silkroadstudies.org/new/docs/CEF/CEFQuarterIyJuly2005.pdf

42 Blank S. The Shanghai Cooperative Organization Post-Mortem of Prophecy//CEF Quarterly, The Journal of the China-Eurasia Forum (Summer 2005). http//\vww.chinaeurasia.org/files/CEFQuarterlyAugust2005.pdf

43 Allison R. Regionalism, regional structures and security management in Central Asia. //International affairs Vol. 80. -2004.-№3.P. 463-483.

44 Svvanstrom N. The prospect for multilateral conflict prevention and regional cooperation in Central Asia//Central Asian survey. - Oxford, 2004. - Vol.23, №1. - P.41-53; Svvanstrom N. China and Central Asia: A new Great Game of traditional vassal relations?//Journal of Contemporary China, Abingdon. - 2005. - Vol. 14, № 45. - P.569-584.

Таджикистана и других стран, все-таки недостаточно исследований политических систем переходного периода развития общества, и тем более, в условиях возрождения государственности  после завершения гражданской войны. Исследователями и политиками еще  не обобщен опыт происходящих политических процессов в политической системе  Таджикистана и влияние конструктивных тенденций на жизнь страны в целом, значение военно-политической и экономической  помощи Российской Федерации. Именно эти  и другие обстоятельства определили выбор темы настоящего диссертационного исследования. Но, понимая всю сложность  исследуемого вопроса, автор не претендует на его исчерпывающее раскрытие. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, научных коллективов, требует более длительного мониторинга  и комплексного изучения. Цели и  задачи исследования.

Цель работы заключается в исследовании проблем формирования, функционирования и совершенствования политической системы Республики Таджикистан  с 1992-1997 гг. по наше время.

С учетом особенностей процессов, происходящих в условиях демократизации общества и опыта урегулирования гражданской войны в стране, в процессе исследования решаются следующие задачи:

• Определение общих принципов  построения политической системы и  выявление характерных черт политического  процесса в Таджикистане в условиях возникновения многопартийности:

• Раскрытие сущности политической системы в условиях демократизации общественных отношений с учетом гражданской войны и особенностей политических процессов в Республике Таджикистан.

• Выявление проблем создания, становления и укрепления политической системы в Республике Таджикистан.

• Анализ причин и обстоятельств  возникновения различных политических партий, общественных организаций и  движений в стране и роли оппозиции  в урегулировании военно-политических конфликтов, обеспечении мира и согласия в развитии политической системы  страны.

• Анализ особенностей проявления религиозно-политического  экстремизма в регионе и метаморфоз демократизации таджикского общества в переходный период и во время  гражданской войны.

• Определение роли и значения России и других стран участников переговоров по урегулированию отношений  воюющих сторон в период гражданской  войны 1992-1997 гг. в Таджикистане, которое  в конечном итоге положительно повлияло на улучшение политической системы  страны.

• Анализ и выявление особенностей политики Республики Таджикистан в  условиях развития интеграционных процессов  со странами СНГ, а также взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества в свете развития политической системы  страны.

Объектом исследования является развитие институтов государственной власти Республики Таджикистан, изучение процесса создания, становления и развития многопартийной политической системы.

Предметом исследования данной работы является эволюция политической системы  Республики Таджикистан.

Методологической основой  настоящего диссертационного исследования является общенаучный диалектический метод познания. В процессе своей работы диссертант опирался на историко-правовой, логический, статистический, системно-структурный, сравнительный политологический и другие методы исследования.

Следует также особо выделить следующие  методы исследования:

• институциональный, позволивший  изучить политико-институциональные  аспекты осуществления политической деятельности в Республике Таджикистан;

• системный, позволивший выявить  наиболее важные структурные элементы политической системы Республики Таджикистан;

• структурно-исторический, основанный на изучении политических явлений в их временном развитии, позволивший выявить качественные изменения на определенных этапах развития политической системы Таджикистана.

Ряд данных, введенных автором в  научный оборот, получен при проведении мониторинга материалов прессы и  статистической информации по соответствующим  направлениям диссертации, что позволило  шире раскрыть многие стороны выбранной  диссертантом темы исследования.

Эмпирическую базу исследования составляют монографии, книги, статьи, рецензии, материалы  периодической печати по теме исследования, статистические данные, базы данных различных  сайтов Интернета, отечественных и  зарубежных авторов по проблемам  развития политических систем на постсоветском  пространстве и других стран мира.

В целом использованы несколько  групп источников. В первую группу включены официальные политические и правовые документы государственных  органов власти, политических партий, общественных движений и нормативные  акты Республики Таджикистан, а также  декларации и межправительственные соглашения.

Вторую группу составляют монографии, научные работы, сборники научных трудов по национальным политическим процессам, технологиям и этнополитическим конфликтам, в т.ч. в Республике Таджикистан.

Третью группу источников составляет большой массив информационного  и аналитического материала, представленного  в журналах, газетах и прочих периодических  изданиях по проблемам ЦАР, что дало возможность учесть изменения в  общей картине политической ситуации в Таджикистане для детального и  точного анализа возможных последствий и путей дальнейшего развития политической системы. Автором использованы материалы таджикских и российских исследователей, иностранных источников, а также стран ЦАР и иностранных источников.

Четвертую группу источников составляют интернет - ресурсы. Особый интерес для данного исследования представляют сайты президентов, правительств государств СНГ, в т.ч. Республики Таджикистан и Российской Федерации, а также аналитических агентств «CentrAsia», «РИА Новости», «Политком.ги», «Фергана.ру», «Евразийский Дом», «Avesta», «Хранитель» и Др.

Рабочая гипотеза исследования состоит  в том, что большинство государств, возникших на постсоветском пространстве, переживают сложный и неоднозначный  процесс национального возрождения, стабилизации новых социально-экономических  отношений, достижения консенсуса различных  общественных групп. Каждая страна пошла  по собственному пути развития и отличается от других, в т.ч. с точки зрения политических систем. Да и интеграционные процессы в рамках СНГ проходят в каждой стране по-разному. Развитие Таджикистана пошло по пути авторитаризма, представляющего собой весьма фрагментированное общество с крайне слабой национальной идентификацией, пережившее период кровопролитной гражданской войны (1992-1997 гг.).

Значительную роль в процессе стабилизации и интеграции таджикского общества, достижении политического согласия играет религия. Автор исходит из того, что в Таджикистане ислам  стал существенным фактором общественной и политической жизни. Действие этого  фактора нельзя сводить к реализации экстремистских целей определенными  группами. Он значительно шире и  включает в т.ч. политическую деятельность умеренных исламских сил. Таджикистан стал первой и пока единственной на постсоветском пространстве страной, легализовавшей деятельность умеренной исламской оппозиции - Партии исламского возрождения Таджикистана - и привлекшей ее представителей к управлению государством. Вследствие этого Таджикистану удалось существенно продвинуться в решении ряда общенациональных задач. По предположению автора, таджикская модель использования конструктивного потенциала ислама, интеграции на его основе разделенного общества представляет несомненный интерес и для России, поскольку ислам является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан. В исламе заложен потенциал, способный работать на общенациональные интересы демократических сил, консолидирующий общество и государство. Перспективы динамичного развития и обеспечения стабильности в Таджикистане всецело зависят от оптимального решения обозначенных выше специфических проблем.

Научная новизна работы состоит  в том, что она является одной  из первых, в которой анализируется  проблема создания, становления и  развития политической системы Республики Таджикистан. Элементы новизны содержатся в определении места и роли партий, в т.ч. оппозиционных, в анализе становления государственной власти Республики Таджикистан и динамики формирования политической системы, с учетом затяжной гражданской войны в стране и формальной демократизации общества в переходный период.

Научная новизна диссертации определяется еще и тем, что в ней автором  впервые:

• предпринята попытка осмысления условий создания, становления и  развития политической системы Республики Таджикистан;

• показаны основные тенденции развития политической системы и возрастания  роли и авторитета страны, как среди  стран СНГ, так и на международном  уровне;

• анализируются особенности  проявления религиозно-политического  экстремизма и его влияния  на политическую систему в Таджикистане , а также раскрывается конструктивный политический потенциал ислама на примере деятельности Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ). На основе изучения и анализа существующих источников исследуется широкий круг проблем и вопросов, касающихся совершенствования политической системы Республики Таджикистан в современных условиях. Основные положения, выносимые на защиту:

Информация о работе Основы международного отношения Евпропейского Союза