Основы международного отношения Евпропейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Развитие общества по пути демократии, овладение новыми формами и методами регулирования общественной жизни обусловливаются необходимостью исследования особенностей становления политического режима в суверенном Таджикистане. Возникновение и становление политического режима в Таджикистане является закономерным процессом. Вместе с тем, это становится необходимой потребностью нашего демократического общества, поэтому изучение, анализ и исследование вопросов политического режима в условиях Таджикистана приобретает актуальное теоретическое и практическое значение.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 146.52 Кб (Скачать)

В изданной за последние  годы литературе по проблемам политического  режима разные авторы придерживаются различных точек зрения. Трактовки  понятия политического режима, даваемые бывшими советскими и зарубежными  авторами, далеко не идентичны. Советские  исследователи подходили к этому  понятию путем анализа методов  и приемов осуществления власти, уровня характера и степени демократии, политико-правового статуса личности. Иногда проводилось различие между  государственно-правовым и политическим режимам.

Зарубежные авторы давали самые разнообразные определения  политического режима. Зачастую его  отождествляли с политической системой, государственным строем или формой правления. Нередко для характеристики режима используются конституционные  постановления. Несостоятельность  сугубо формального подхода, при  котором основу классификации составляют такие показатели, как количество партий, ответственность правительства  и т.п., признают теперь многие западные авторы. Сегодня все больше внимания уделяется воздействию внешней  общественной среды на власть, а  сам режим трактуется, как результат  сложного взаимодействия политических сил. '

1 Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. М., Изд-во Наука. ГРВЛ. 1986, с.95.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
Актуальность темы исследования. Развитие общества по пути демократии, овладение новыми формами и методами регулирования общественной жизни обусловливаются необходимостью исследования особенностей становления политического режима в суверенном Таджикистане. Возникновение и становление политического режима в Таджикистане является закономерным процессом. Вместе с тем, это становится необходимой потребностью нашего демократического общества, поэтому изучение, анализ и исследование вопросов политического режима в условиях Таджикистана приобретает актуальное теоретическое и практическое значение.  
Анализ и обобщение темы политического режима показывает, что данная проблема в условиях суверенного Таджикистана исследована недостаточно. Исходя из этого, автор предпринял попытку показать процесс становления политического режима в условиях современных демократических преобразований в обществе. Изучение, обобщение и ход исследований данной проблемы показывают, что среди сложного, многогранного комплекса факторов, которые проявились в Таджикистане, проблемы политического режима занимают особое место. На основе тщательного анализа конкретных фактов выявляется, что становление политического режима началось в Таджикистане в сложных условиях: гражданская война, социально-политический кризис, нестабильность в политической жизни республики, появление конфликтов различного рода и другие негативные явления, которые препятствовали развитию политического режима. ,  
Актуальность выбранной нами темы определяется и тем, что необходимо выяснить и изучить не только новые направления развития политического режима в Таджикистане, но и показать особенности становления политического процесса в суверенной республике.  
Актуальность темы исследования обусловлена:  
во-первых, потребностями дальнейшего совершенствования теории и практики политического режима, необходимостью конкретизации его места и роли в политической жизни Республики Таджикистан;  
во-вторых, развитием демократического общества в Таджикистане, выдвигающим новые требования усовершенствования положения конституционных норм с тем, чтобы они соответствовали критериям современной политической системы общества и регулированию новых экономических, политических и духовных отношений;  
в-третьих, актуальность проблемы становления и развития политического режима в условиях Таджикистана обусловлена также идеологическим состоянием суверенного государства. Кризис идеологии привел к тому, что в конце 80-х начало 90-х годов прошлого века в Таджикистане появились силы, пытающиеся насаждать и культивировать в обществе политическую нестабильность, формировать у людей аполитичные взгляды, ослабить политическое сознания народа, оживить исламский фундаментализм и другие опасные явления, препятствующие развитию политического режима в обществе.  
Названные факторы обусловливают чрезвычайную актуальность проблемы развития политического режима.  
Степень разработанности проблемы. В последние годы в определенной степени были разработаны важнейшие проблемы политического режима. После распада бывшего Советского Союза начинается новый этап в исследовании проблемы политического процесса и политического режима в суверенном Таджикистане.  
Процесс деэтапизации общества во вновь образованных суверенных государствах в постсоветском пространстве все настоятельнее требовал теоретического осмысления политического режима, что нашло свое отражение в монографических статьях, сборниках, монографиях, брошюрах  
и целых научных трудах, таких российских учёных как: А.Б.Бутенко, Л.М.Этнин, М.Л.Этнин, Б.А.Стародубский, М.Г.Анохин, И.В.Данилович, В.В.Витюк и др.1  
Особое внимание уделяется изучению социально-политических факторов становления и развития политического процесса и политического режима в трудах таких известных учёных, как М.А.Василик, М.С.Вершинин, Ю.В.Ирхин, В.Д.Зотов, А.В.Зотова, В.В.Ильин, А.С.Ахнезер, В.Н.Дохин и др.2 Они не только раскрыли сложную взаимосвязь политического процесса и политического режима, но и научно обосновали место и роль политического режима в политической системе общества, прогнозировали его развитие. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что наш анализ указанной литературы показывает исследование проблемы, понятия, сущности, важнейших черть, структуры и категорий политического режима в политической системе общества, роли политического режима в регулировании политического управления государства и общества.  
Категория политической системы общества как форма политической деятельности выступает в качестве центрального узлового понятия современной политической науки. Российский политолог М.Г.Анохин писал, что категория политической системы, её модернизация, трансформация, адаптация, изменения стали одними из распространённых понятий в политической теории и практике.3  
1 Бутенко А.Б. От тоталитаризма к демократии // Социально-политический журнал. М.: 1996, №1,2,3; Этнин Л.М. Энтин М.Л. Политология развития и освободившихся стран. М., 1986; Стародубский Б.А. Политический режим европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989; Анохин М.Г. Политические системы адаптация, динамика, устойчивость. 1996; Данилович И.В. Государство в период перехода от авторитаризма к демократии. М., 1996; Витюк В.В. Авторитаризм и гражданское общество // Куда идет Россия, М., 1994.  
2 Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Словарь-справочник. М., 2000; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова А.В. Политология учебник. М., 2000; Ильин В.В., Ахнезер АС. Российская государственность: истоки, традиции, перспектива. М., 1997; Дохин ВЦ. личность, общество, государство: Проблемы развития гражданского общества. М., 1992.  
3 Анохин М.Г. Политические системы адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996, с.38.  
Василик М.С. в своем словаре-справочнике даёт политической системе такое определение: «Механизм организации и осуществления политической власти, представляющий собой целостную, упорядоченную совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов».1 Таким образом политическую систему можно рассматривать как теоретическую конструкцию, являющуюся средством системного анализа политики, при котором любое политическое образование, например, партии, рассматриваются как специфическая политическая система.  
Теория политической системы активно разрабатывается американскими политологами с середины 50-г.г. Её основы заложены Д.Истоном, рассматривающим политическую систему, как саморазвивающийся организм, активно реагирующий на поступающие из внешней среды импульсы, команды.  
Политическая система как механизм формирования и функционирования власти включает в себя политические движения, политические отношения возникающие между субъектами и объектами власти, а также политические нормы и принципы, регулирующие эти отношения, политическое сознание и культуру (индивидуальную, коллективную и общественную). Политическую систему можно классифицировать и по различным основаниям, в зависимости от типологии общества - традиционные, тоталитарные, модернизированные демократии (Р.Арон, У.Ростоу); в зависимости от характера взаимодействия со средой -открытые и закрытые; в зависимости от типа политической культуры -англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная (Г.Альмонд); в зависимости от содержания и форм правления - либеральные, радикально-авторитарные или  
1 Василик М.А., Вершинин М. Политология: словарь-справочник. М. Гардарики 2000, с.259.  
коммунистические, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные (Ж.Блондель).1  
Политический режим выступает как конкретно-историческое состояние функционирования политической системы, отражение среды и условий всей политической жизни общества. ,  
Категория политический режим является одной из основных ключевых категории политической системы общества. Само словосочетание «политический режим» происходит от латинского regimen-управление обществом и означает (порядок, систему, правила, государственный строй), тип формы и методы осуществления политической власти.  
Разработка теории политического режима имеет давную традицию на Западе и первые попытки рационального осмысления природы политического режима, принадлежат древнегреческим философам. Подобное понимание восходит к традиции; заложенной «Политикой» Аристотеля. ,  
Исследование социально-политических проблем развивающихся стран и разработки их политических режимов в 70-80-годы XX столетия постоянно привлекало внимание представителей политической науки на Западе. Научный поиск интенсивно вели в США, Франции, Великобритании такие учёные, как Г. Альмонд, Д. Эптер, С. Хантигтон, С. Липсет, К. Дейч, Ф. Рирре, А. Дженинге, Р. Шахтер-Моргентау, Дж. П. Райе, П. Ф. Гонидек, Т. Конак и др.2  
Термин политический режим, в сравнении с ключевыми для политической мысли категориями власти, государства, форма правления,, имеющими многовековую исследовательскую традицию, вышло в теоретический инструментарий политических знаний сравнительно недавно. Данная задача определялась контекстом системного анализа, влиятельного в  
1 Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Словарь-справочник. М. Гардарики. 2000, с.260.  
Энтин Л. М. Энтин М. Л. Политология развития и освободившиеся страны. М. Наука. Г.Р.Р.В.Л. 1986. с.4.  
50-60х гг. направления, связанного с именем американских политологов- Д. Истона и Г. Альмонда1.  
Политический режим нередко рассматривается в качестве ещё одной после формы правления и формы государственного устройство, характеристикой государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти.  
Политический режим-совокупность, характерных для определённого типа государства, политических отношений применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных, и классовых взаимоотношений состояния политической культуры и сознания.  
Понятие «политический режим» раскрывает функциональный динамический характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобода человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможности общества влиять на принятие политических решений. Способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений, таких как тоталитарные, авторитарные и демократические.  
Важнейшим принципом демократического политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих политических и социально-экономических прав и свобод граждан к числу, которых в первую очередь относятся: право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путём голосования или занятия выборной должности, право на труд, и образование, свободу слова, печати, собраний, а также свобода совести подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться  
1 Политическая энциклопедия. В 2-х томах. НООНФ. Под. ред. Т. Ю. Семыгин. М. Мысль. 2000. Т-2. с. 335  
атеистических убеждений. Вместо с тем законном предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность.  
Весомый вклад в развитие проблемы политического процесса и политического режима внес Президент страны Э.Ш.Рахмонов. С учётом хода многовековой истории нашей страны, недавнего тревожного прошлого и сегодняшних перспектив на будущее, для нас очень ценными являются его труды.1  
Существенный вклад в разработку теории и практики развития политического режима внесли известные ученые Таджикистана. В качестве примера можно назвать труды М.К.Гафарова, В.А.Фомина, М.Д.Диноршоева, Ф.Т.Тохирова, К.Р.Расулова, М.Г.Гулахмедова, С.Р.Раджабова, С.Фатоева, А.Имомова, С.И.Шарипова и др.2  
Помимо этого, отдельные проблемы политического режима рассматривались в трудах таких известных отечественных ученых как Т.Р.Рахмонов, А.Р.Рахимов, А.Махаммадходжаев, А.Н.Махмадов, Х.П.Пирумшоев, И.Ш.Шарипов, Т.Н.Назаров, А.Д.Достиев и др.  
1 Рахмонов Э.Ш. Молодежь - будущее суверенного Таджикистана. Душанбе, «Ирфон», 1997; Молодежь - будущее нации. Душанбе, «Ирфон», 1997; Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе, 1997; По пути единства и создания. Душанбе, «Ирфон», 1996; Опираясь на волю народа. Душанбе, «Ирфон», 1997; Таджикистан на пороге будущего. Душанбе, «Ирфон», 1997; Долгий путь к миру. Душанбе, «Ирфон», 1998; Таджики в зеркале истории. Первая книга: От арийцев до Саманидов. Лондон, 1999; Политика мира и созидания, Душанбе, 2001 и др.  
2 Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание. Душанбе, 2001; Диноршоев М.Д. Проблемы политической независимости Таджикистана // Материалы Международной научно-практической конференции. Место Таджикистана в новом Международном порядке // Известия АН Таджикистана. Серия: философия и правоведения, 1997, №1; Тохиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929гг.) Душанбе, 2001; Расулов К.Р., Гулахмедов М.Г. Равандхои милли ва сиёсии истиклолияти Точикистон. Душанбе, 2001. Раджабов СР. Дунявият иродаи халк аст. Душанбе, 1999; Фатоев С. Социально-политические конфликты в современном обществе (опыт Таджикистана). Душанбе, 2001; Имомов А. Конституционные правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992-1998гг.); Шарипов СИ. Таджикистан: Демократизация политических отношений. Душанбе, 2000.  
10  
Однако во всех указанных работах анализируются вопросы политического режима в политической системе общества в целом, а особенности процесса возникновения, становления и развития данной проблемы освещаются в общих чертах. Следует заметить, что все еще остается много нерешенных проблем в дискуссионных вопросах по проблемам и противоречиям процесса политического развития, требующих  
дальнейшего исследования и освещения. В этой связи следует подчеркнуть,  
i что полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с  
закономерностями, особенностями и противоречиями политического режима в политической системе таджикского общества, в рамках одной работы не представляется возможным. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных взятых в своей совокупности источников автор предпринял попытку исследовать особенности проявления закономерностей возникновения, становления и развития политического режима на примере Республики Таджикистан. Все эти и другие, требующие теоретического и практического осмысления, вопросы обусловили выбор темы, определили цели и задачи настоящего исследования.  
Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из степени разработанности проблемы, цель данного исследования состоит в определении сущности и выявлении политического режима на примере таджикского общества. Главной целью является анализ, определение механизма становления политического режима в политической системе демократического общества. В соответствии с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:  
- исследовать понятие политического режима, изменение его содержания в каждом историческом этапе человеческого общества;  
11  
- раскрыть социальную сущность политического режима и ее роль в политическом процессе, показать основные объективные и субъективные предпосылки в политической системе общества;  
- выявить особенности становления политического режима после распада бывшего Советского Союза в условиях суверенного Таджикистана;  
- показать основные факторы, препятствующие становлению и развитию политического режима в Таджикистане;  
- дать конкретный анализ опыт работы государственных организаций Таджикистана в борьбе против антиобщественных элементов, дестабилизирующих политическую систему общества.  
Научная новизна исследования - состоит в том, что до сих пор в Таджикистане нет специальных работ, посвященных проблеме политического режима в области политической науки. Исходя из этого, научная новизна диссертационного исследования, прежде всего, заключается в том, что она является первой специальной работой в современной таджикской политологии, посвященной проблеме возникновения, становления и развития политического режима суверенного Таджикистана.  
Научная новизна диссертации определяются, кроме того, тем, что в ней:  
автором делаются попытки осмысления условий и перспектив формирования института политического режима в Республике Таджикистан; определяются исторические этапы, основные социально-политические предпосылки возникновения и становления политического режима в структуре государственной власти, выявлены формы и ее методы её осуществления в политической системе общества, даётся конкретная характеристика понятий тоталитарного, авторитарного демократического, политического режима;  
проведен научный анализ общего и особенного проявления политического режима в таджикской политической системе общества;  
12  
- даётся научный анализ места и роли политического режима в укреплении структуры государственной власти и политической системы суверенного Таджикистана; '  
- доказываются и четко определяются границы политического процесса и политического режима, показываются основные тенденции возрастания роли политического режима в условиях демократического общества;  
выявляются социально-экономические и политические корни становления и проявления бюрократизма, консерватизма, коррупции и других негативных элементов, препятствующих процессу формирования политического режима и его роли в укреплении политической системы общества. '  
Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы автором использован логический, системный, социологический, структурно-функциональный анализ, диалектический и исторический подход, а также методы сравнительного анализа. Основные положения и выводы содержатся во многих трудах ведущих российских, таджикских и зарубежных ученых, исследующих данную проблему. Наряду с этим, постановка и научный анализ ряда новых теоретических проблем открывают дополнительные возможности к более глубокому изучению особенностей политического режима в Таджикистане. Полагаем, что настоящее исследование позволит выработать единую методику учёта и оценки тех объективных условий, которые определяют особенности нынешнего состояния политической системы общества и дальнейшего развития политического режима в суверенном Таджикистане.  
Теоретическая и практическая ценность исследования имеет принципиальное значение для совершенствования и укрепления политической системы таджикского общества. Основные положения, выводы и практические рекомендации автора могут быть использованы в работе  
13  
I  
органов государственной власти при разработке и реализации политического режима в социальной политике, для дальнейшего совершенствования и укрепления демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Они могут применяться в процессе преподавания соответствующих курсов и спецкурсов по политологии, философии, истории, государственному праву и другим предметам в ведущих учебных заведениях Республики Таджикистан.  
Апробация работы. Работа выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева. Приведенные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе - на лекциях и практических занятиях по политологии. Основные положения и результаты исследования излагались автором в ряде научно-теоретических конференций и семинаров. Основное содержание диссертационного исследования опубликовано автором в брошюре «Понятие политического режима и особенности его развития в Таджикистане», в статьях «Место и роль государственных и общественных организаций в совершенствовании политического режима Республики Таджикистан», "Демократические преобразования политической системы общества в Таджикистане как важный фактор в укрепление политического режима".  
Работа была обсуждена на заседании кафедра политологии Таджикского Государственного педагогического университета им.К.Джураева и рекомендовано к защите от 23 апреля 2004.  
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.  
14  
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ  
ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА  
§1. Понятие политического режима и его роль в развитии политической системы общества  
Слово «режим» происходит от латинского - «regimen» - управление обществом. Одной из основных категорий, раскрывающих проблемы функционирования политической системы в современной политологии, выступает политический режим. Исследование проблемы политического режима показывает, что та или иная власть нужна в любом обществе. Общество без власти также невозможно, как и общество без собственности.  
В самом общем виде эта категория охватывает совокупность приёмов и методов осуществления политической власти, являя степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм реалиям политической жизни.  
Политический режим (фр. regime - порядок, система правил, государственный строй) - формы и методы осуществления политической власти. Понятие «режим политический» раскрывает динамический, функциональный, характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие и реализации политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений, таких, как тоталитарные, авторитарные и  
1 !  
демократические.  
1 ВасшшкМ.А., Вершинин М.С. Политология: Словарь-справочник. -М., Гордарики. 2000,  
с.242.  
15  
Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX-XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли индивидуально определенного физического лица, а также элитарной, социальной группы или большинства населения.  
Что касается разработки теории политического режима, то она имеет давние традиции на Западе, но первые попытки рационального осмысления природы политического режима принадлежат древнегреческим философам. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной "Политикой" Аристотеля. Однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления, что уводит от современных реалий. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики не всегда является обязательным условием демократических преобразований.1  
После формы правления и формы государственного устройства политический режим нередко рассматривается в качестве ещё одной характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. С позиции политологии подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы, наряду с деятельностью институтов государственной  
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. М, Юрист, 2000, с.212.  
16  
власти, охватывает также множество других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.  
Целесообразно различать понятия «государственный режим», и «политический режим», которые, хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти в условиях политической жизни общества.1  
Исследование понятия «политический режим» показывает его как стержень власти. Политический режим - это совокупность характерных для определённого типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений состояния политической культуры и сознания.  
Политический режим - это сложная многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей - по статусу и роли армии в обществе; военный и гражданский режим; по типу менталитета, социокультурному комплексу - «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режим. Общепринятой является следующая типология: политический режим с учётом особенностей взаимодействия государства и  
1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова А.А. Политология. Учебник. М., Юрист, 2000, с.213.  
17  
I  
гражданского общества, с целью проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.  
К числу важнейших показателей уровня и степени политического развития общества в освободившихся странах мира зарубежная политология относит характер политического режима, утвердившего в стране условия функционирования государственно-правовых институтов, становление и эволюцию управленческих структур.1 • I  
В изданной за последние годы литературе по проблемам политического режима разные авторы придерживаются различных точек зрения. Трактовки понятия политического режима, даваемые бывшими советскими и зарубежными авторами, далеко не идентичны. Советские исследователи подходили к этому понятию путем анализа методов и приемов осуществления власти, уровня характера и степени демократии, политико-правового статуса личности. Иногда проводилось различие между государственно-правовым и политическим режимам.  
Зарубежные авторы давали самые разнообразные определения политического режима. Зачастую его отождествляли с политической системой, государственным строем или формой правления. Нередко для характеристики режима используются конституционные постановления. Несостоятельность сугубо формального подхода, при котором основу классификации составляют такие показатели, как количество партий, ответственность правительства и т.п., признают теперь многие западные авторы. Сегодня все больше внимания уделяется воздействию внешней общественной среды на власть, а сам режим трактуется, как результат сложного взаимодействия политических сил. '  
1 Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. М., Изд-во Наука. ГРВЛ. 1986, с.95.

 

 

Актуальность исследования. Особое внимание к политическим системам обусловливается множеством факторов. Богатый материал для анализа  в условиях демократизации общества и переходного периода дает политический опыт последних лет Республики Таджикистан. В новейшей истории страны безусловным  достижением является обретение  Таджикистаном политической независимости. К сожалению, в 1990-е годы под влиянием враждебных внутренних и внешних  сил страна была втянута в братоубийственную  войну. Гражданская война 1992-1997 гг. нанесла  огромный политический, экономический  и моральный ущерб народу Таджикистана. Государственные структуры не функционировали. В стране воцарились произвол и беззаконие. Пострадал международный престиж  страны.

Исходя из реалий исторического  периода 1992-1997 гг. актуальным является анализ политической системы Республики Таджикистан в переходный период. Процессы, происходившие в эти  годы, рассматриваются в качестве важнейших тенденций смены общественно-политического  строя. Тогда перед страной стояла задача не только социально-экономического и политического устройства, но и укрепления целостности, сохранения суверенитета страны.

Реалии и особенности политических процессов, в контексте мирного  урегулирования гражданской войны  и опыта дальнейшего становления  и развития политической системы  Таджикистана, в совокупности являются актуальными и перспективными для  научного исследования.

Попытки раскрытия и обоснования  роли оппозиции в политических процессах  в стране, участии и вмежтаджикском диалоге, становлении и обеспечении мира в Таджикистане являются тоже актуальными, поскольку до сих пор в литературе и СМИ главенствующая роль в стабилизации ситуации в регионе присваивается одной стороной, пришедшей к власти, и недооценивается роль других акторов, особенно оппозиции. Не отрицая заслуг правящей элиты и стран-посредников, очевидно одно: если бы оппозиция не проявила политической воли к сотрудничеству, то урегулирование конфликта в Таджикистане затянулось бы на долгие годы. Эта сторона вопроса практически не подвергалась политическому анализу.

Понимание конструктивной роли оппозиции в Таджикистане важно  не только для правящих кругов Душанбе, но и для всех стран с нестабильными  политическими режимами. В постконфликтной фазе, в условиях созидания государственности, преодоления раскола насущных проблем страны, ощущающей влияние глобального кризиса невозможно. Известные компромиссы, жертвование «политическим имиджем непримиримых» разумеется, дались оппозиции не легко. Но чувства разума, стремление возвыситься над политической конъюнктурой и собственными амбициями, восторжествовали и получили понимание и поддержку всей нации. Стало прологом общетаджикскому диалогу и созиданию. Ярким примером для постсоветских государств является подход современной России, которая предоставляет возможность оппозиционным партиям и их лидерам быть представленными в парламенте и органах исполнительной власти. Несколько оппозиционных лидеров назначены губернаторами и процентная планка голосов, позволяющая попасть в парламент, уменьшена с 7% до 5%, с целью увеличения участников политических партий в современной жизни страны.

Разумеется, кризис, охвативший все  стороны жизни Таджикистана, требует  беспристрастного анализа, как в  плане осмысления внутриполитических коллизий, так и внешних факторов. Представляется, по мнению автора, целесообразным проанализировать особенности формирования, развития и совершенствования политической системы страны, а также рассмотреть  политические проблемы, связанные с  функционированием политических институтов.

Политизация ислама - общемировая  тенденция. Республика Таджикистан  в этом смысле не исключение. Ислам  как религия играет значительную роль в процессе стабилизации и интеграции общества, а также в достижении политического согласия. Однако укрепление позиций ислама в Таджикистане вызывает неоднозначную реакцию. После распада  Советского Союза политическая обстановка в центральноазиатском регионе характеризуется ростом угрозы исламского экстремизма, нередко способствующего вольно или не вольно стремлению Запада занять господствующие позиции, в т.ч. в Таджикистане. Следовательно, этнорелигиозный фактор не должен исключаться из поля зрения исследователей.

Актуальность темы диссертации  также определяется геополитическим  положением Таджикистана в системе  мировых отношений, соседством с  Китаем, Узбекистаном, Афганистаном и  Кыргызстаном, по своему ощутивших  геополитические катаклизмы разрушения СССР.

Освоение советского наследия, продолжающееся взаимопроникновение и взаимообогащение культур, языков и особенности общения  разных национальностей в полиэтничной стране, несомненно, должны учитываться при формировании и развитии политической системы.

Среди актуальных вопросов становления государственности  Республики Таджикистан приоритетное место занимают проблемы внешней  политики. Исследование внешнеполитической активности Таджикистана, особенно в  формате отношений со странами СНГ имеет практическое и научно-теоретическое значение. Ориентир Таджикистана на конструктивное взаимодействие с партнерами по СНГ, в частности, с Россией, выстраивание гармоничных, долгосрочных взаимовыгодных отношений - системная задача политического, экономического, социального свойства. Необходимы обоснованные и долгосрочные программы добрососедних отношений в самых различных отраслях, способствующих стабилизации центральноазиатского региона. Многовекторный характер интеграционных инициатив, с учетом интересов других стран, в первую очередь России и Китая, а также Узбекистана, США и Европейского Союза - дает возможность определять реалистичную линию поведения Таджикистана по отношению с другими странами.

О необходимости решать проблему соседей Таджикистана, в частности  Афганистана, укреплять российско-китайское  взаимодействие, улучшать российско-узбекские  отношения и особой роли СНГ сказано  в Концепции внешней политики Российской Федерации1. Для Таджикистана участие в СНГ и партнерство с Россией позволяет создать серьезную основу безопасности на своих южных границах, усилить коллективное противодействие новым возможным угрозам. Таким образом, о многогранности и актуальности данного исследования свидетельствует внешняя и внутренняя политика Таджикистана, а тенденции ее развития становятся предметом изучения и исследования политологов, социологов, историков, занимающихся самыми различными аспектами существования и совершенствования политических систем.

Степень разработанности  проблемы. Политологи и историки еще не сделали полного анализа происходящих политических процессов и политической системы Республики Таджикистан. После распада бывшего Советского Союза начинается новый этап в исследовании проблемы политического процесса и политической системы в целом в суверенном Таджикистане. Развитие политической системы в Таджикистане имеет свою траекторию, специфические черты и особенности.

Общие теоретико-методологические аспекты проблемы формирования и  функционирования политических систем разработаны в известных трудах М. Вебера2, Д. Истона3, Г. Алмонда4, Р. Челлена5 и др. В меньшей степени

1 http://embrus-az.com/nvpolkonc.htmI

2Вебер М. Избранные произведения. Политика как призвание и профессия. - М., 1990.

3Истон Д. Политическая система (1953); Концептуальная структура политического анализа (1956); изучены и разработаны вопросы и специфика становления, развития политических систем в странах Центральной Азии, особенно Республики Таджикистан.

Из российских специалистов, глубоко исследующих проблемы наций, национальных процессов и отношений, институты региональной политической власти в постсоветский период, политические системы в целом, политические конфликты, взаимоотношения религии и политики, fZ можно отметить работы: Р.Г.Абдулатипова, М.Г. Анохина, Н.П. Медведева8, В.Н. Давыдова9, А.Г. Здравомыслова10, Э.Н. Ожиганова11, А.А.Нуруллаева12, Е.М. Примакова13, Кувалдина В.Б.14 Категория политической системы общества как форма политической деятельности выступает в качестве центрального узлового понятия современной политической науки. Российский политолог М.Г.Анохин писал, что категория политической системы, её модернизация, трансформация, адаптация, изменения стали одними из распространённых понятий в политической теории и практике15. Особое внимание также уделяется изучению социально-политических факторов становления и развития политического процесса и политических систем в трудах таких известных учёных, как М.А.Василик, М.С.Вершинин16, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, А.В. Зотова и др. Среди специалистов региона,

Системный анализ политической жизни (1965).

4Алмонд Г. Политика развивающихся регионов (1966); Сравнительная политика: концепция развития (1968); Сравнительная политика сегодня (1988).

5 Челлен Р. Государство как форма жизни. - М.: РОССПЭН, 2008.

6 Абдулатипов Р.Г. Этнополитические конфликты в СНГ: наднациональные механизмы разрешения. - M.: Слав, диалог. 1997.- 32 с.

7Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). - М.:Инфо-март, 1996.

8Медведев Н.П. Политический консенсус: теория и практика. -М, 1999.

9 Давыдов В.Н. Выработка новых критериев мониторинга предконфликтных ситуаций// Актуальные вопросы политической науки.-М.: РУДН/, 2010. С.64-75.

103дравомыслов А. Г. Межнациональные  конфликты в постсоветском пространстве. - М.: 1999.

Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики. - М.: Аспект-Пресс, 2006; Моделирование и анализ политических процессов/ М.: РУДН 2009.

2Нуруллаев А.А., Нуруллаев. А.Ал. Религия и политика,- М.: 2006.

13 Примаков Е.М. Годы в большой политике - М.: Совершено секретно, 1999.

14 Кувалдин В.Б. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения.- М.: Магистр, 2009.

15 Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М.: 1996.

16 Василик М.А., Вершинин M.C. Политология: Словарь-справочник.- М., 2000. занимающихся этими проблемами можно назвать известного казахстанского

1 у политика К.-Ж. Токаева . В его работах даны важные формулировки, касающиеся Казахстана и других государств центральноазиатского региона (ЦАР). В одной из таких работ «Свет и тень» К.-Ж. Токаев пишет о том, что центальноазиатские республики уже сильно отличаются друг от друга с точки зрения политических систем. Они в основном пошли по пути «просвещенного авторитаризма». Правда, с просвещенностью вышла некоторая неувязка, с ней в отдельных государствах случился явный дефицит, в то же время с авторитаризмом проблем не существует, его оказалось в достатке. С данной формулировкой К.-Ж. Токаева автор полностью согласен, даже применительно к Таджикистану. Вопросам развития политических систем ЦАР, внешней политики, в частности Таджикистана, посвящены труды таджикских ученых: Р. Масова18, К.

10 ОП 01

Юлдашева , А. Руденко, А. Сорокина , М. Тоштемирова и 3. Саидова , О.М. Зоирова22, С. Кенджаева23, Э. Рахматуллаева24, Б.Б. Каримова25, X. Хамидова26, А. Достиева27, Ш. Исмаилова28, Т.Н. Назарова29, A.JI. Шарипова , А. Мамадазимова , 3. Саидова , С.К. Олимовой, М. Олимова , М.М. Махкамова34, Р. Алимова35, 3. Саидзода36 и др. Характеристика

Информация о работе Основы международного отношения Евпропейского Союза