Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа
Организация Североатлантического договора была создана в 1949 году. Первоначально в её состав входили 12 государств - США, Канада, Великобритания, Франция, Португалия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Исландия, Дания и Норвегия.
В момент своего появления Североатлантический договор был не более чем типичным документом о взаимопомощи. Основная статья договора предусматривала оказание взаимопомощи участниками договора в случае вооружённого нападения на одного или нескольких из них в Европе или в Северной Америке.
Однако после распада СССР и роспуска ОВД первоначальная причина создания НАТО была устранена. Изменение с начала 1990-х годов соотношения традиционных и новых (преимущественно невоенных) вызовов безопасности ставило под вопрос будущее НАТО как военной организации. Выход на передний план локальных конфликтов, не затрагивающих непосредственно военную безопасность НАТО, требовали пересмотра военной стратегии альянса и усиливали настроения в пользу сокращения вооруженных сил и военных расходов.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Образование Организации Североатлантического договора (НАТО)………..5
1.1 Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………… ….5
1.2 НАТО после окончания «Холодной войны»…………………..........................7
2 Средиземноморский диалог………………………………………………...…12
2.1 Средиземноморский диалог: исторические предпосылки и институциализация……………………………………………………………12
2.2 Структура программы НАТО «Средиземноморский диалог»…………….16
2.3 Перспективы развития Средиземноморского диалога ………………………19
Заключение ………………………………………………………………………..25
Принимая во внимание усиление политической составляющей НАТО по сравнению с военной компонентой, особое внимание нужно обратить на характер тех дискуссий и консультаций, которые имеют место в рамках программы Средиземноморский диалог. Кроме всего прочего, цель этих обсуждений состоит в гармонизации взглядов по таким вопросам, как процесс трансформации НАТО, развитие миротворчества и урегулирование кризисов[37].
Учитывая всеобъемлющий подход
НАТО к проблемам безопасности,
следует отдельно остановиться
на других сферах, где осуществляется
средиземноморское
Что касается грантов, то из наиболее значительных следует отметить пять стипендий, полученные учеными-гуманитариями из Египта, Израиля, Иордании, Мавритании и Марокко. Темой их исследований стали такие вопросы, как безопасность Восточного Средиземноморья, экономические аспекты сотрудничества в сфере безопасности в средиземноморском регионе и видение вопросов безопасности и сотрудничества в арабском мире. Кроме того, в октябре 1998 года представители научно-исследовательских институтов Египта, Мавритании и Туниса приняли участие в брифингах НАТО по вопросам Средиземноморской инициативы[37].
Не менее интенсивно развивается сотрудничество в сфере естественных наук в рамках научной программы НАТО. Ученые стран Средиземноморского диалога с 1998 года участвуют в работе научно-исследовательских семинаров и институтов, а также получают совместные исследовательские гранты и стипендии. В качестве примера можно взять совместный греко-израильский семинар «Использование нестандартных оптических элементов для хранения информации, ее переработки и коммуникаций». В его работе также приняли участие ученые из Иордании и Марокко.
Кроме вышеперечисленных мероприятий, осуществляется также обмен интересующей обе стороны информацией в ходе международных конференций и семинаров, на которых обсуждается повестка дня НАТО и вопросы Средиземноморской безопасности. Информационное взаимодействие включает также визиты ученых, журналистов, парламентских делегаций и других официальных лиц, для повышения информированности населения стран Магриба желательной представляется публикация натовских материалов на арабском языке[30].
В статье главы многосторонних и региональных дел НАТО Й Нордам «Средиземноморский диалог: устранение ложных представлений и укрепление доверия», опубликованной в «Вестнике НАТО», определяются основные принципы Средиземноморского диалога. Основное преимущество программы, по мнению автора, состоит в том, что диалог по своей структуре является двусторонним и не может быть сорван из-за развития неблагоприятных политических событий в отдельно взятой стране, хотя в некоторых случаях для решения наиболее насущных проблем предусмотрены многосторонние консультации. Обычно такие консультации принимают вид информационных сессий и брифингов. Иными словами формулу Средиземноморского диалога можно выразить так: страны НАТО плюс государство-участник диалога (19+1). Встречи в рамках группы Средиземноморского сотрудничества проходят как правило раз в год[25].
Таким образом, мы видим, что эта инициатива НАТО может служить широким международным форумом, на котором страны-члены альянса и средиземноморские государства имеют возможность обмениваться информацией по вопросам региональной безопасности и координировать свои позиции. В этом, пожалуй, состоит главная функция Средиземноморского диалога.
Другой отличительной чертой Средиземноморского диалога является то, что это гибкое рамочное соглашение, где участникам предлагается одна и та же основа для сотрудничества с НАТО, но они сами выбирают свой уровень участия в тех или иных мероприятиях; при этом вся деятельность, за исключением некоторых информационных мероприятий, осуществляется на основе самофинансирования2. Однако на Римской конференции 1997 года, было решено включать в Средиземноморский диалог мероприятия, требующих выделения значительных финансовых средств из бюджета НАТО[30].
Й.Нордам в своей статье выделяет два направления в структуре Средиземноморского диалога: политический диалог и сотрудничество по особым видам деятельности. К первой группе относятся прежде всего двусторонние политические консультации и обмен мнениями по ключевым вопросам стабильности и безопасности Средиземноморского региона. Второй аспект включает главным образом сферы, не относящиеся к военно-политическому блоку[25].
Однако наиболее четко структура программы «Средиземноморский диалог» определена в статье «Углубление Средиземноморского сотрудничества: вклад НАТО». Эта схема заслуживает того, чтобы привести ее в настоящей работе.
Политический аспект:
Практическое сотрудничество
Военная сфера
2.3 Перспективы развития Средиземноморского диалога
В
этой связи представляется целесообразным
анализ перспективы развития отношений
НАТО и стран южного Средиземноморья.
После успеха программы «Партнерство
ради мира» появилось мнение, что
в скором времени начнется реализация
аналогичной программы для
Как известно, Северная Африка намного опережает Африку Экваториальную по уровню экономического развития и в отличие от последней отличается относительной стабильным внутриполитическим положением. Этим и объясняется интерес НАТО исключительно к странам Северной Африки и ее нежелание вмешиваться в региональные конфликты к югу от Сахары. Однако для немедленного вступления в Североатлантический альянс этого явно не достаточно.
Даже приняв во внимания эти факторы, вряд ли правомерно говорить о том, что Египет, Тунис, Мавритания, Марокко и Алжир удовлетворяют всем формальным признакам демократии западного типа. Это скорее авторитарные режимы с зачатками демократических институтов, где выборы или не проводятся вообще, или носят декоративный характер и фактически не оказывают влияния на формирование органов власти. С этой точки зрения натовскому руководству будет трудно обосновать присоединение не вполне демократических государств к цивилизованному сообществу стран, исповедующему приоритет общечеловеческих ценностей и прав человека.
Для того, чтобы эволюция средиземноморских стран происходила в демократическом русле, им необходимо расширять информационное сотрудничество с НАТО и другими европейскими структурами с целью продвижения демократических ценностей и прав человека, что поможет приблизить регион к западным стандартам в области демократии. Особое внимание должно уделяться средствам массовой информации как «генератору политической культуры», их независимость от местных властей должна стать ключевым элементом информационного сотрудничества в рамках инициативы НАТО.
Кроме того, для вступления в альянс Средиземноморским государствам придется отказаться от взаимных территориальных претензий (Марокко), стабилизировать внутриполитическое положение (Алжир) и согласиться нести бремя военных расходов, связанных с унификацией стандартов вооружения. Поэтому можно сделать вывод о том, что процесс интеграции Северной Африки в западную военную структуру будет проходить не так быстро, как в Восточной Европе, поскольку страны Северной Африки уступают большинству Восточноевропейских государств, как по уровню развития политической системы, так и по сугубо военным показателям.
Именно по этой причине НАТО, скорее всего, не станет форсировать интеграционные процессы в рамках Средиземноморья и выберет эволюционный сценарий, чего в Восточной Европе, увы, не произошло. Это предположение подтверждают и слова генерального секретаря НАТО Робертсона, который на одной из пресс-конференций заявил, что альянс оказывает помощь Североафриканским странам диалога в проведении процесса внутренних преобразований[38].
В другом заявлении бывший секретарь НАТО Хавьер Солана подчеркнул, что «политическая эволюция в регионе должна быть направлена в позитивном направлении» и предсказал эволюционное развитие средиземноморской инициативы. Вместе с тем, он высказал мнение, что в будущем возможно привлечение к диалогу других средиземноморских стран и расширение спектра обсуждаемых проблем. Как видим, о перспективах вступления в НАТО на официальном уровне речь пока не ведется, и о появлении в ближайшем будущем программы «Партнерство ради мира» для Северной Африки Х. Солана отзывается с известной долей скептицизма; он полагает, что восточное направление все-таки останется основополагающим в политике НАТО [36].
Однако Диалог, безусловно, будет развиваться, поскольку в этом заинтересована не только НАТО, но и сами Средиземноморские страны. Ведь государства этого региона еще в 1975 году рассчитывали «подсоединиться» к европейским структурам безопасности через участие в работе СБСЕ, действуя в соответствии с основными принципами Движения неприсоединения[39]. Сейчас, когда дееспособность ОБСЕ поставлена под сомнение, вполне закономерным представляется интеграция стран Северной Африки в НАТО. По мнению многих аналитиков, «несмотря на смену названия она (ОБСЕ) по-прежнему по существу осталась Совещанием» [40] и все решения в рамках ОБСЕ требуют сведения всех заявленных позиций к общему знаменателю. НАТО, в отличие от ОБСЕ, обладает мощной военной структурой и способна оказать реальную поддержку государствам-партнерам. Кроме того, репутация Североатлантического союза как эффективной организации, способствовавшей распаду Варшавского договора и осуществившей успешную военную акцию против режима Милошевича, остается безупречной.
Что
касается официальной позиции НАТО
по этому вопросу, то руководство
альянса рассматривает
Европейский союз может внести значительный вклад в экономическое развитие данного региона, но его позитивное влияние сдерживается тем, что ЕС не включает таких ключевых игроков Средиземноморья, как Турцию и США, поэтому развитие средиземноморской инициативы в рамках НАТО представляется целесообразным.
Однако
некоторые исследователи
Пока руководители НАТО не дали внятный ответ на вопрос о том, каким образом инициативы Европейского Союза и НАТО будут взаимно дополнять друг друга. Ведь на деле обе организации на Средиземном море занимаются решением одних и тех же проблем, отдавая приоритет «мягкой» безопасности.
Подводя итог, следует сказать, что программа Средиземноморский диалог сейчас находится на ранней стадии своего развития, но в будущем, скорее всего, будет иметь не только региональное значение и в долгосрочной перспективе выйдет за рамки южного Средиземноморья. "Развитие Средиземноморского Диалога во всех направлениях - говорится в специальном коммюнике Совета НАТО в связи с присоединением Алжира, - является составной неотъемлемой частью общей внешней политики альянса в нынешний период, наступивший после «холодной» войны"[27]. Кроме того, один из участников Диалога—Мавритания—формально не является Средиземноморским государством, поскольку не имеет выхода к Средиземному морю.
Информация о работе Образование организации североатлантического договора (НАТО), ее цели и принципы