Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа
Организация Североатлантического договора была создана в 1949 году. Первоначально в её состав входили 12 государств - США, Канада, Великобритания, Франция, Португалия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Исландия, Дания и Норвегия.
В момент своего появления Североатлантический договор был не более чем типичным документом о взаимопомощи. Основная статья договора предусматривала оказание взаимопомощи участниками договора в случае вооружённого нападения на одного или нескольких из них в Европе или в Северной Америке.
Однако после распада СССР и роспуска ОВД первоначальная причина создания НАТО была устранена. Изменение с начала 1990-х годов соотношения традиционных и новых (преимущественно невоенных) вызовов безопасности ставило под вопрос будущее НАТО как военной организации. Выход на передний план локальных конфликтов, не затрагивающих непосредственно военную безопасность НАТО, требовали пересмотра военной стратегии альянса и усиливали настроения в пользу сокращения вооруженных сил и военных расходов.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Образование Организации Североатлантического договора (НАТО)………..5
1.1 Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………… ….5
1.2 НАТО после окончания «Холодной войны»…………………..........................7
2 Средиземноморский диалог………………………………………………...…12
2.1 Средиземноморский диалог: исторические предпосылки и институциализация……………………………………………………………12
2.2 Структура программы НАТО «Средиземноморский диалог»…………….16
2.3 Перспективы развития Средиземноморского диалога ………………………19
Заключение ………………………………………………………………………..25
1.2 НАТО после окончания «Холодной войны»
Распад
социалистического блока в
Функции и цели НАТО после второй мировой войны были ориентированы на сдерживание советского блока, однако, после его распада возникла необходимость пересмотра классических доктрин.
Отметим, что на рубеже 1980-х - 1990-х годов НАТО, выполнявшая на протяжении послевоенного периода скорее сдерживающую, чем военно-наступательную функцию, оказалась перед необходимостью внешней адаптации к новым международным условиям и тесно связанной с ней внутренней структурной перестройки. В годы «холодной войны» НАТО, в соответствии со статьей 51 Устава ООН [7] и статьей 5 собственного Устава, представляла собой региональный пакт, целью которого было обеспечение «коллективной обороны» его членов. Однако после распада СССР и ОВД необходимость сохранения НАТО в том виде, в котором она просуществовала все послевоенные годы была «…поставлена под сомнение…» [8]. Таким образом, в начале 1990-х годов НАТО столкнулась с неизбежным кризисом собственной институциональной идентичности.
Многие
основные проблемы, вызвавшие раскол
Европы во время «холодной войны»,
были осложнены антагонизмом, существовавшим
между Востоком и Западом в
идеологической, политической и военной
сферах. Перемены, приведшие к окончанию
«холодной войны», позволили НАТО
выдвинуть ряд инициатив в
области укрепления безопасности и
стабильности и создать структуры
для диалога, укрепления доверия
и сотрудничества с бывшими противниками,
а также с другими европейскими
государствами и соседними
Степень
конфликтности и политико-
Первым шагом к решению задачи превращения НАТО из оборонительного союза в организацию, нацеленную на обеспечение «коллективной безопасности» ее членов, должна была стать одобренная в ноябре 1991г [11] Стратегическая концепция альянса. Ее еще отличал «…оптимизм по поводу возросших "возможностей успешного разрешения кризисов на ранних стадиях…» [12] и потенциала для развития панъевропейского диалога и сотрудничества в этой области, а также признание ведущей роли СБСЕ в регулировании конфликтов в Европе (при возможном участии ЕС, ЗЕС и ООН) [13].
События, происходящие в мире, намного опередили ход стратегической мысли НАТО: параллельно теории, а зачастую и обгоняя ее, развивалась практика все более активного участия альянса в операциях по поддержанию мира и силовому умиротворению. Именно непосредственный опыт практического участия в регулировании кризисов и конфликтов в Европе на протяжении 1990-х годов, а также новые оперативно-тактические концепции альянса в этой области, послужили основой для формирования современной антикризисной стратегии НАТО [14].
В
стратегической концепции 1991 года была
подчеркнута необходимость
в 1991 году создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) -- консультативный форум, в состав которого, наряду с государствами НАТО, вошли бывшие социалистические страны, а затем и государства, возникшие на постсоветской территории;
в
1994 году инициирована программа «Партнерство
ради мира» (ПРМ), пригласившая все страны
ОБСЕ к сотрудничеству с НАТО на
основе индивидуальных проектов по таким
вопросам, как обеспечение
В своей Стратегической концепции 1991 года лидеры НАТО признали, что «безопасность Союза должна учитывать и глобальный контекст», а также что «интересы Союза в области безопасности могут подвергаться воздействию более масштабных угроз, включая распространение оружия массового уничтожения, нарушение потока жизненно важных ресурсов и акты терроризма и саботажа»[16]. НАТО утверждало, по существу, то же самое в Стратегической концепции 1999 года, причем на этот раз поставило «акты терроризма» на первое место в перечне «других угроз» Стратегическая Концепция Североатлантического союза, утвержденная главами государств и правительств, принимавшими участие во встрече Североатлантического совета в г. Вашингтоне, 23 и 24 апреля 1999 года [17].
Рассматривая процесс перестройки НАТО в мировом пространства «после холодной войны» можно охарактеризовать следующим образом:
Происходит
определенное снижение военной активности
в рамках НАТО. Хотя традиционная задача
организации коллективной обороны
в случае внешней агрессии и обеспечения
соответствующих военных
Сегодня
прилагаются усилия для укрепления
роли альянса как инструмента
стратегического вовлечения США
в Европу с одновременным обеспечением
большей самостоятельности
Предусматривается
более широкое использование
многонациональных
В альянсе взят курс на установление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. Создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), консультативный форум, включивший в свой состав, наряду с государствами НАТО, бывшие социалистические страны, а затем и государства, возникшие на территории распавшегося СССР.
Начиная
с 1993 г. центральное место в дискуссиях
относительно НАТО занял вопрос о
возможности расширения альянса
и вступлении в него бывших социалистических
стран и стран Балтии. В 1997г. принято
официальное решение о
Впоследствии
главное внимание стало уделяться
определению и обоснованию
В «Стратегической концепции» НАТО в число возможных задач впервые было включено «проведение операций по реагированию на кризисные ситуации, не подпадающие под статью 5 Вашингтонского договора» (т.е. не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии). Первым практическим опытом использования сил НАТО в этих целях стали ракетно-бомбовые удары по Югославии, начавшиеся в марте 1999г. Официальной целью это операции было объявлено прекращение гуманитарной катастрофы в Косово. Военная кампания НАТО против Югославии показала, что альянс претендует на право применять силу за пределами территории стран-членов и без санкции Совета Безопасности ООН.
По словам В.В. Штоля «… После окончания «холодной войны» перед победителями встал вопрос о создании нового миропорядка, характер которого, возможно, на многие десятилетия предопределит судьбу человечества, всех стран и народов в еще складывающемся, во многом неустоявшемся геополитическом балансе интересов и сил…» [21]
Таким образом,сделав выводы из вышепрочитанного я могу сказать ,что с окончанием «холодной войны» важнейшим фактором пересмотра стратегических приоритетов НАТО стало изменение характера основных угроз международной безопасности. Несмотря на то, что противостояние сверхдержав ушло в прошлое, степень конфликтности и политико-военной нестабильности в Европе и мире не столько уменьшилась, сколько приобрела качественно новое содержание. На первый план вышли проблемы регулирования многочисленных очагов региональной напряженности, которое не только превратилось в одно из ключевых направлений мировой политики, но и приобрело резко военизированный характер - все более очевидным стало преобладание так называемого силового умиротворения над «традиционным миротворчеством» времен «холодной войны». Однако характер этих изменений вырисовывался не сразу.
Действия
Организации
2
Средиземноморский
диалог
2.1 Средиземноморский диалог: исторические предпосылки и институциализация
После
окончания «холодной» войны в
деятельности Организации
Первой
по времени появления стала
Иными
словами, данная программа рассматривалась
как своего рода подготовительный этап
для стран-кандидатов на пути интеграции
в блок НАТО. Кроме Вашингтонского
договора руководство альянса
Информация о работе Образование организации североатлантического договора (НАТО), ее цели и принципы