Национальное и международное регулирование торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

1. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли. Протекционизм.
2. Формы и методы регулирования международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов и их классификация. Количественные ограничения внешней торговли. Экспортные субсидии. Компенсационные пошлины. Демпинг. Антидемпинговые пошлины. Технические меры.

Работа содержит 1 файл

Seminar3.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

В настоящее время сохраняется  такая форма государственной  монополии, как предоставление исключительных прав государственной или иной компании (действующей, как правило, под контролем государства) на осуществление внешнеторговых операций с конкретным товаром.

Государственное регулирование внешней  торговли охватывает импортные операции. Что касается экспорта, то он обычно ограничен или теми товарами, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле, или военными технологиями.

В промышленно развитых странах  установление единого государственного канала импорта ограничивается узкой  номенклатурой товаров.

Государственное регулирование внешней  торговли далеко не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Очень часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется в 40 развивающихся странах, в том числе в 25 развивающихся странах требуется обязательно пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

В 80-е годы в развивающихся странах  большое значение имел вопрос о дерегулировании  национальной экономики. В результате его решения уменьшилась сфера  государственного регулирования внешнеэкономических  связей, они переданы в руки частных  компаний. Государство отказалось от монопольного права на импорт и экспорт отдельных товаров; уменьшилась сфера лицензирования и т.д.

История развития государственной  монополии свидетельствует о  том, что она представляет собой  крайне нерациональный способ регулирования  экономики, как и любая монополия; при ней расцветает коррупция в сочетании с крайней неэффективностью системы регулирования.

Экономические санкции

Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические  санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для  достижения определенных политических целей.  С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

 

3.Международная торговая  политика. Международные торговые  организации. Инструменты и методы  регулирования торговли международными экономическими организациями. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

 

Первостепенное значение для развития мировой торговли имеют торгово-экономические организации и соглашения, в которых участвуют если не все страны мира, то, по крайней мере, подавляющее их большинство. Фундамент мировой торговой системы формируют следующие многосторонние организации: Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная таможенная организация, Международная торговая палата.

В настоящее время в мире насчитывается  примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом участников.

 

Всемирная торговая организация (ВТО)

Первым международным соглашением, регулирующим мировую торговлю товарами, было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в 1948 г. Первоначально 23 страны согласовали и подписали ГАТТ как временное соглашение, полагая, что за этим последует создание Международной торговой организации.

Генеральное соглашение о тарифах  и торговле (ГАТТ) было подписано 30 октября 1947 года в Женеве 23 странами и вступило в силу 1 января 1948 года после его ратификации всеми государствами-членами. ГАТТ, став самостоятельным международным институтом, ознаменовало рождение многосторонней торговой системы. ГАТТ - это межправительственное соглашение по вопросам таможенных тарифов и торговой политики представляет собой свод правил, договорных обязательств и принципов, которыми руководствуются в торговых взаимоотношениях его участники. В ГАТТ впервые на многосторонней основе был применен принцип не дискриминации в торговых отношениях. На основе этого принципа равные права доступа на рынок были предоставлены 23 подписавшим соглашение развитым и развивающимся странам. За годы существования Соглашения (ГАТТ) в его рамках было проведено восемь различных, многосторонних торговых переговоров (раундов), в результате которых удалось прийти к значительному снижению таможенных пошлин, ослабить нетарифные ограничения, разработать механизм гарантий.

Первые пять раундов – с 1947 по 1962 г. – были посвящены вопросам таможенных тарифов.

Шестой раунд, раунд Кеннеди (1964–1967) привел к соглашению о снижении налоговой  пошлины на промышленную продукцию до 50 %. Участникам удалось согласовать правила борьбы с демпингом и достичь соглашения о мерах в отношении некоторых нетарифных преград для торговли. Таможенные тарифы были снижены на десятки тысяч наименований товаров.

Седьмой Токийский раунд внес нетарифные барьеры в «правила ведения» международной торговли, а также более благосклонное отношение к развивающимся странам. В течение семи лет участники восьмого, Уругвайского раунда (1986–1993) занимались выработкой и согласованием беспрецедентным по объему и сложности пакета соглашений о взаимной либерализации торговли.

Только по итогам восьмого, «уругвайского  раунда» переговоров в рамках ГАТТ, начавшегося в 1986 г. в Пунта-дель-Эсте, было принято решение о создании Всемирной торговой организации, наделенной правом решения торговых споров между государствами. 15 апреля 1994 г. на торжественной церемонии подписания Уругвайского раунда в Маракеше (Марокко) министры торговли стран-членов ГАТТ подписали Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) – универсального механизма регулирования мировой торговли, которая заменила ГАТТ. Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. – ВТО приняла эстафету у ГАТТ – и во время «переходного периода» до 31 декабря 1995 г. ВТО и ГАТТ действовали параллельно. С 1 января 1996 г. а ВТО полностью заменила ГАТТ.

Всемирная торговая организация – многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 г.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

  1. ГАТТ - простой свод правил, многостороннее соглашение, имеющее небольшой секретариат. ВТО - постоянная международная организация, действующая на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющая свой секретариат.
  2. ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. ВТО регулирует торговлю не только товарами, но и услугами. Включая права на интеллектуальную собственность.
  3. Многие соглашения по отдельным товарам, входившие в ГАТТ, охватывали не все, а только некоторые из сторон, участвовавших в ГАТТ, поэтому были селективными по характеру своего действия.
  4. Система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятые решения. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.

В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами  режима наибольшего благоприятствования (РНБ), означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.

Принципы, на которых  строится многосторонняя торговая система, следующие:

1) Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим национальным товарам по сравнению с иностранными. Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.

  1. Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе     правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО предусмотрены следующие меры для защиты внутреннего рынка:

а) временное  ограничение  импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;

б) антидемпинговые  пошлины - применяемые против  конкретного источника демпинга защитные пошлины;

в) компенсационные пошлины - применяемые против субсидируемого импорта.

  1. Предсказуемость торговой политики - проведение торговой       политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств.
  2. Содействие конкуренции - принцип, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии.

 

На 27 июля 2007 г. членами ВТО стали 151 государство. 29 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org.

Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и применения разногласий.

Цели ВТО: Создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую  многостороннюю систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех достижений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.

Функции ВТО.

Основными функциями организации  являются:

• Выполнение роли коллективного  торгового договора по вопросам, входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.

• Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений, входящих в ее правовую структуру.

• Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.

• Выполнение административных функций  в отношении договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

• Выполнение административных функций в отношении мехнизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.

• Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями (схема структуры ВТО приводится в Приложении 1).

 

Международная таможенная организация

 

Международная таможенная организация (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет  таможенного сотрудничества (СТС). В  настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти  все бывшие республики СССР.

Вместо распространенного названия Всемирная таможенная организация (МТО) (чтобы не путать с Всемирной торговой организацией (ВТО» здесь используется вышеприведенное название данной организации – Международная таможенная организация (МТО), аббревиатура которой совпадает с английской, тем более что еще существует и Всемирная туристская организация (ВТО).

Главная задача организации – разработка и распространение единых таможенных «правил игры» С целью ускорения  мирового товарооборота, унификация и  облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. В этих целях большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.

Одним из основных направлений деятельности МТО является совершенствование таможенного дела, т.е. выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации документов и их адаптации к изменениям в мировой экономике. Наибольший практический вклад в развитие мировой экономики внесла разработка МТО Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур – Киотской Конвенции (принята в 1973 г.) и Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (принята в 1983 г. и начала применяться подавляющим большинством стран с 1988 г.).

Информация о работе Национальное и международное регулирование торговли