Национальное и международное регулирование торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

1. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли. Протекционизм.
2. Формы и методы регулирования международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов и их классификация. Количественные ограничения внешней торговли. Экспортные субсидии. Компенсационные пошлины. Демпинг. Антидемпинговые пошлины. Технические меры.

Работа содержит 1 файл

Seminar3.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Страны используют при распределении  лицензий какой-либо один из этих методов, начиная  обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

 «Добровольные»  ограничения экспорта

С начала 70-х годов широкое распространение  получила особая форма количественного  ограничения импорта – «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restraint – VER), когда не страна –импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательство по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и ЕС. На деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

Меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер

Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми  и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде – те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.

Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не сколько желанием  оградить внутренний рынок, сколько заботой  о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных  рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетке.

В целях унификации стандартов и координации политики в области стандартизации был создан кодекс по стандартам в ходе «Токийского раунда» ГАТТ, в который были внесены новые соглашения по нетарифным метам, такие как:

Соглашение  по санитарным и фитосанитарным мерам

Соглашением признается право его  членов вводить защитные меры с целью  защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, в том числе в  соответствии с более жесткими нормами, нежели существующие международные  стандарты (если это оправдано). Целью  этих мер является гармонизация существующих национальных мер и их применение на недискриминационной основе.

Соглашение  по правилам происхождения

Целью соглашения является гармонизация его членами в течение трех лет правил происхождения товаров. Кроме того, участники обязуются применять правила происхождения таким образом, чтобы они не создавали дополнительных препятствий в торговле.

 Налоги  и налоговая политика как средства  «скрытого протекционизма»

Основной задачей налоговой  политики является мобилизация государством финансовых ресурсов. Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средство регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Дифференцированные методы взимания внутренних налогов, различия в их величине и структуре превратили налоговую систему в мощный, хорошо замаскированный барьер, дополняющий и усиливающий таможенную систему, тесно переплетающийся с другими нетарифными барьерами.

Таможенная политика и налоги –  это два важнейших инструмента прямого воздействия на цены импортных товаров. В связи с тем, что в последние годы произошло существенное снижение ставок таможенных пошлин, роль налогов как регулятора цен возросла. Взимаемые на границе налоги сборы можно разделить на две группы: уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импортера, и специальные импортные налоги и сборы.

Специальным налогом облагаются только иностранные товары и по существу представляет собой замаскированное повышение таможенных пошлин.

К налогам и сборам, связанным  с таможенным оформлением грузов и товаров, относятся: сбор за таможенное оформлени, статистические и гербовые сборы, фрахтовые и портовые сборы… Они уплачиваются лицом, подписывающим таможенную декларацию, в момент импорта. Их величина не превышает 1-2% от стоимости товара.

Большую роль во многих станах играет акцизный сбор – косвенный налог, которым товар облагается при  продаже. Облагаемые им товары не могут  быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом особых марок.

Существует два принципа налогообложения  товаров при экспорте и импорте: в стране происхождения и в  стране потребления. Применение одного из этих принципов позволяет избежать двойного налогообложения.

В начале 70-х годов США, столкнувшиеся  с отрицательным сальдо торгового  баланса, не имея возможности из-за действия ГАТТ увеличивать таможенные пошлины, стали вводить импортный  налог на большую часть иностранных  товаров.

Близкими по воздействию к таможенным пошлинам по стоимостному регулированию импорта и экспорта можно считать таких «двойников», как импортные субсидии, представляющие собой негативный импортный налог, и экспортные субсидии (по существу, негативный экспортный налог).

Прямые экспортные субсидии запрещены международным законодательством и применяются редко - лишь развивающимися странами. Исключением служит прямое субсидирование экспорта сельскохозяйственного производства, широко используемое западноевропейскими государствами - членами ЕС.

Скрытые субсидии выявить труднее и поэтому они используются более широко. Наиболее распространенным методом является предоставление льготных условий кредитования или скрытое субсидирование фрахтовых ставок. При производстве наукоемких товаров фирмы получают право на ускоренные нормы амортизации используемого оборудования. Возможно приобретение по заниженным ценам сырья или энергетических ресурсов (при производстве материало- или энергоемких товаров).

Одной из самых старых и распространенных форм финансового поощрения вывоза товаров является страхование экспорта, которое чаще всего осуществляется путем предоставления государственных гарантий на экспортные кредиты.

Экспортные  субсидии

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, то есть льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает  свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и  внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Соглашение ВТО об антидемпинговых  процедурах разрешает правительствам стран-членов ВТО применять меры против товаров, ввозимых на территорию страны по демпинговым ценам, в случаях, когда это наносит материальный ущерб отечественным товаропроизводителям в данной отрасли. Перед применением антидемпинговых мер правительство страны-импортера должно согласно результатам расследования установить, что демпинг действительно имеет место, оценить его масштабы (насколько ниже та цена, по которой страна-экспортер поставляет данный товар, той цены, которая установлена на внутреннем рынке страны-экспортера или "нормальной стоимости" товара) и определить, что демпинг действительно наносит ущерб.

Внешнеторговое делопроизводство как средство торговой политики

По имеющимся данным, в современной  внешней торговле применяется более 600 типов различных документов. Это  товаросопроводительные, транспортные, таможенные и платежные документы, характеризующие товар, несущие данные о его происхождении, цене, качестве, количестве…

Требования к документам, сопровождающим экспортный товар, во многих странах  построены таким образом, что  образуют протекционистский барьер на пути экспортных товаров. Это заключается  в:

отсутствии единых требований к товаросопроводительной документации;

увеличении денежных расходов экспортера на осуществление торговой операции за счет подготовки дополнительного  количества документов;

необходимость предоставления консульской  фактуры в некоторый странах, что требует дополнительного времени и расходов.

Между многими странами существует соглашение по предотгрузочной инспекции. Предотгрузочная инспекция является процедурой по проверке отгрузочных  документов (в том, что касается цены, количества, качества товаров), широко применяемой развивающимися странами с целью предотвращения мошенничества и утечки капитала. В соответствии с соглашением стороны обязуются не использовать данную процедуру для создания препятствий в торговле.

Политика в  рамках государственных закупок (англ. state procurements) – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Требование  о содержании местных  компонентов (local content requirement) – скры тый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Государственная монополия внешней торговли

Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса  за счет контролирования импорта  по сравнению с экспортом. Государственная монополия применялась в Германии перед второй мировой войной. В Советском Союзе государственная монополия была важнейшим элементом системы государственного распределения ресурсов, прежде всего сырьевых. Аналогичным образом система государственной внешней торговли применялась в послевоенный период в странах Восточной Европы. Что касается индустриально развитых государств, то среди них следует отметить период в экономическом развитии Великобритании, когда после прихода к власти лейбористского правительства более 50% импорта страны контролировалось государством.

Информация о работе Национальное и международное регулирование торговли