Национальное и международное регулирование торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

1. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли. Протекционизм.
2. Формы и методы регулирования международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов и их классификация. Количественные ограничения внешней торговли. Экспортные субсидии. Компенсационные пошлины. Демпинг. Антидемпинговые пошлины. Технические меры.

Работа содержит 1 файл

Seminar3.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

• Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль над ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

 

Суть нетарифного  регулирования ВЭД

Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Более того, применение данных методов не позволяет осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название меры нетарифного регулирования внешней торговли, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифные меры включают широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики государств, некоторые из них непосредственно и не связаны с внешнеторговым регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю.

Нетарифные меры регулирования можно определить как любые распоряжения центральных и местных органов власти, которые воздействуют на структуру и объем внешней торговли товарами (работами, услугами) и на порядок перемещения их через границу.

Следует различать понятия нетарифных мер (англ. non-tariff measures) и нетарифных ограничений (англ. non-tariff barriers). В узком смысле оба данных понятия означают меры, не связанные с тарифами. Однако нетарифные ограничения следует рассматривать как составную часть нетарифных мер. Это значит, что не все меры нетарифного регулирования выступают ограничениями в торговле. МНР могут включать меры, которые способствуют увеличению экспорта, что вовсе не является «барьерами» в торговле.

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно - запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Классификация  мер  нетарифного регулирования

Классификационные схемы МНР, получившие признание в настоящее время, насчитывают более 600 конкретных видов  нетарифных ограничений (схемы ГАТТ, ООН, ЮНКТАД).

Согласно распространенной классификации нетарифных мер, принятой в ООН, они делятся на три категории.

К первой категории относятся  внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с  целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые “добровольные” ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Первая категория – самая многочисленная, в нее входит свыше половины всех нетарифных мер.

Вторая категория включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся в большей степени к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, разливу и т.п.

К третьей категории  относятся меры, непосредственно  не направленные на ограничение импорта  или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

 

Меры  прямого ограничения, связанные  с количественным контролем

Количественные ограничения  экспорта и импорта – прямая административная форма государственного регулирования  внешнеторгового оборота.

Следует отметить большую  эффективность применения количественных ограничений. Ни один другой инструмент регулирования внешней торговли не дает таких возможностей как, например, установление квоты или обязательная лицензия. С применением данного  вида ограничений становится возможным регулировать не только количество импортируемого \ экспортируемого товара, но и установить круг предприятий, допущенных к участию во внешнеторговом обороте. Ни таможенные пошлины, ни другие стоимостные средства протекционизма не ограничивают самостоятельности предприятий в вопросах выхода на внешний рынок, не устанавливают прямых норм, определяющих количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу, не ограничивают круга стран, откуда эти товары могут быть ввезены. Все это делают количественные ограничения.

Количественные ограничения позволяют  национальным производителям, опасающимся  ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой  определенную долю рынка, не рискуя противоборством  в ценовой конкуренции. На макроуровне количественные ограничения дают возможность, жестко фиксируя объем импорта, прогнозировать величину валютных расходов.

Количественные ограничения  могут применяться по решению  правительства одной страны или  на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квотирование/ контингентирование

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Квота (лат. quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты  разделяются на:

экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности  торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте  товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

 

Лицензирование

Лицензирование (англ. licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты.

Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти половина случаев их применения. И это не случайно. Лицензирование дает особенно широкие возможности использовать государственный аппарат для регулирования внешней торговли в интересах ведущих монополий. Более 82 % всех случаев современного использования лицензий падало на долю промышленных товаров, в том числе: 26 % - на долю машиностроения и средств транспорта; 10 % - на химические товары. На долю сельскохозяйственных товаров приходилось около 18 % всех случаев применения этих ограничений.

В настоящее время наиболее часто  применяются следующие виды лицензий: индивидуальные, генеральные и автоматические.

Индивидуальная лицензия – это разовое разрешение на импорт или экспорт товара. Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, то есть ее нельзя передавать.

Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны  внешнеторговой сделки. Она является наиболее эффективным инструментом сокращения импорта из определенных государств. Индивидуальная лицензия, устанавливая номенклатуру и допустимое к ввозу  количество товара, применяется как средство дискриминационный политики по отношению к стране. Она зачастую используется как средство торговой войны, и ее применение может достаточно сильно сказаться на состоянии определенной отрасли государства, а иногда и на экономике в целом.  Индивидуальные лицензии часто применялись развитыми странами в дискриминационных целях в отношении Беларуси и некоторых других государств. В частности, до настоящего времени вывоз некоторых товаров в Беларусь из США, многих стран западной Европы и Японии может производиться только по индивидуальным лицензиям.

В ней указывается:

      • количество (не указывается в открытых индивидуальных лицензиях);
      • стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);
      • страна происхождения (страна импорта) товара;
      • фирма-экспортер (импортер);
      • срок действия лицензии.

Генеральная импортная (экспортная) лицензия – это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости.

Генеральная импортная лицензия разрешает  ввозить указанные в ней товары:

1) либо из определенных, перечисленных в ней стран;

2) либо из любых стран. В  этом случае она называется глобальной или открытой генеральной лицензией

Автоматическая лицензия - импортер (экспортер) подает заявку на получение разрешения на импорт (экспорт) и автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа. Этот вид лицензирования значительно упрощает формальности получения лицензии, но в то же время является предварительным контролем.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

    1. Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным и эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее  высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
    2. Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период  или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.
    3. Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Информация о работе Национальное и международное регулирование торговли