Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы - анализ теории и практики приватизационного процесса. Для выявления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать наиболее сложные аспекты приватизационных процессов в стране;
дать оценку социальным и экономическим результатам приватизации;
раскрыть основную цель приватизации.
Введение………………………………….…………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность приватизации
1.1. Понятие приватизации…….…………………………………………… 5
1.2. Приватизационный механизм………………………………………… 11
2. Приватизация в России с 1992-2011 гг.
2.1. Этапы приватизации в России………………………………………... 20
2.2. Анализ результатов с 1990-2010 гг. …………………………………. 25
3. Проблема приватизационного процесса в России
3.1. Необходимость приватизации собственности в России……………. 33
3.2. Пути решения проблемы приватизационного процесса………….….. 35
Заключение…………………………………………………………………... 41
Библиографический список……
1) В масштабе цен, установленном в 1998 году.
2) В 1993–1994 гг. доходы от приватизации государственной собственности учитывались вместе с доходами от её использования.
3) Итоговая сумма не включает доходы от приватизации и использования государственной собственности в 1993 и 1994 годах.
3.1. Необходимость приватизации собственности в России
Переходя
к вопросу о необходимости
проведения приватизации в России,
следует сказать следующее. Дело
в том, что российская экономика
долгое время находилась под влиянием
административно-командной
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Таким
образом, цель приватизации, как фундаментального
элемента реформы в «переходной»
экономике заключалась в
Так,
например, начиная с 1996 г. органы исполнительной
власти решали задачу максимизации доходов
от продажи государственной
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очерёдность практических шагов приватизации:
преодоление
монополии государства и
преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
изменение роли государства, ибо государство перестаёт быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников;
при этом государство берет
на себя функции регулирования
рынка в основном
На
основании всего
3.2.
Пути решения проблемы
приватизационного
процесса
В
конце 70-х - начале 80-х годов приватизация
превратилась в общемировое явление.
Более 80 стран мира приняли программы
сокращения государственного сектора.
Приватизация стала важнейшим элементом
процесса экономического обновления постсоциалистического
мира, развития частной собственности
и на её основе рыночного хозяйства.
Смена социально-экономической
В
рамках приватизации государственных
предприятий тесно
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:
многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация
представляет особую систему экономических
отношений, возникающих в связи
с изменением формы собственности
на средства производства: с «государственной»
на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание
интересов органов
Объективные
причины развития приватизационного
процесса носят как макроэкономический,
так и микроэкономический характер.
Необходимость постоянного
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
формирование слоя мелких и средних собственников;
сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
перераспределение экономических основ власти.
Достижение
социальной справедливости, повышение
экономической эффективности
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учёт принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, её инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия
и обращение приватизационных чеков
стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования, управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Финансовые показатели, характеризующие поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение между бюджетами различных уровней, отражены в таблице: