Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы - анализ теории и практики приватизационного процесса. Для выявления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать наиболее сложные аспекты приватизационных процессов в стране;
дать оценку социальным и экономическим результатам приватизации;
раскрыть основную цель приватизации.

Содержание

Введение………………………………….…………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность приватизации
1.1. Понятие приватизации…….…………………………………………… 5
1.2. Приватизационный механизм………………………………………… 11
2. Приватизация в России с 1992-2011 гг.
2.1. Этапы приватизации в России………………………………………... 20
2.2. Анализ результатов с 1990-2010 гг. …………………………………. 25
3. Проблема приватизационного процесса в России
3.1. Необходимость приватизации собственности в России……………. 33
3.2. Пути решения проблемы приватизационного процесса………….….. 35
Заключение…………………………………………………………………... 41
Библиографический список……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 255.37 Кб (Скачать)
 

     1)  В масштабе цен, установленном в 1998 году.

     2) В 1993–1994 гг. доходы от приватизации государственной собственности учитывались вместе с доходами от её использования.

     3) Итоговая сумма не включает доходы от приватизации и использования государственной собственности в 1993 и 1994 годах.

 

3. Проблема приватизационного процесса в России

3.1. Необходимость приватизации собственности в России

     Переходя  к вопросу о необходимости  проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика  долгое время находилась под влиянием административно-командной системы  хозяйствования. Уже с конца 20-х  годов мы тщательно пытались заменить её чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был  создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются  примерно в 38-40% валового общественного  продукта страны. В сущности, мы ушли не вперёд, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в  тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства  выхода из сложившегося положения явилось  создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к  сбалансированной рыночной экономике  длительный и противоречивый, как  показывает иностранный опыт). Для  этого потребовалось создание условий  формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

  • приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;
  • система социальной поддержки населения; право субъектов  самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  • устойчивость  рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных связей;
  • система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая  сеть учреждений Госарбитража;
  • право субъектов  самостоятельно договариваться о цене;
  • развитие  внешнеэкономических связей;
  • формирование у людей рыночных норм поведения.

     В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа  убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

     Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

     Так, например, начиная с 1996 г. органы исполнительной власти решали задачу максимизации доходов  от продажи государственной собственности. Это привело к реальному увеличению доли поступлений от приватизации в  общих доходах федерального бюджета.

     При этом важную роль при достижении целей  приватизации играла программа Российского  правительства, определявшая очерёдность  практических шагов приватизации:

     преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и  социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые  смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства  на основе заинтересованности и ответственности;

     преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

     стимулирование  инициативы собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики;

     изменение роли государства, ибо государство  перестаёт быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников;

       при этом государство берет  на себя функции регулирования  рынка в основном экономическими  методами.

     На  основании всего вышеизложенного  можно сказать, что при участии  государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий  вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием  государственного капитала, акционерные  негосударственные предприятия. Такая  структура и характерна для многоукладной  рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой [13, С. 186-197]. 

3.2. Пути решения проблемы приватизационного процесса 

     В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы  сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом  процесса экономического обновления постсоциалистического  мира, развития частной собственности  и на её основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала, прежде всего, глубокой перестройки  отношений собственности.

     В рамках приватизации государственных  предприятий тесно переплетаются  политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов, торговая и политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

     Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку  коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

     Приватизация  в развитых странах имеет ряд  существенных отличий:

многообразие  форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного  процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе  именно эти характеристики будут  свойственны российской приватизации.

     Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

     Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в  условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

     Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

     формирование  слоя мелких и средних собственников;

     сокращение  доли имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

     перераспределение экономических основ власти.

     Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета  не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

     Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учёт принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

     Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно  формальный характер приватизации при  акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

     Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, её инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

     Эмиссия и обращение приватизационных чеков  стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных  инвесторов. Вторичный же рынок акций  приватизированных предприятий  развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных  обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций  и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

     Успешное  проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий  зависит от создания и функционирования, управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

     Финансовые  показатели, характеризующие поступление  средств от приватизации государственного и муниципального имущества и  их распределение между бюджетами  различных уровней, отражены в таблице:

Информация о работе Мировой рынок услуг