Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы - анализ теории и практики приватизационного процесса. Для выявления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать наиболее сложные аспекты приватизационных процессов в стране;
дать оценку социальным и экономическим результатам приватизации;
раскрыть основную цель приватизации.
Введение………………………………….…………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность приватизации
1.1. Понятие приватизации…….…………………………………………… 5
1.2. Приватизационный механизм………………………………………… 11
2. Приватизация в России с 1992-2011 гг.
2.1. Этапы приватизации в России………………………………………... 20
2.2. Анализ результатов с 1990-2010 гг. …………………………………. 25
3. Проблема приватизационного процесса в России
3.1. Необходимость приватизации собственности в России……………. 33
3.2. Пути решения проблемы приватизационного процесса………….….. 35
Заключение…………………………………………………………………... 41
Библиографический список……
3)
продажу акций по
4) продажу акций по коммерческому конкурсу;
5) продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
6)
продажу акций на
7) продажу предприятий на аукционах;
8) продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
9) продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;
10) выкуп арендованного имущества;
11) продажу предприятий товариществам по особым льготам;
12) продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
13) продажу объектов незавершённого строительства (особые процедуры);
14) продажу предприятий-должников (особые процедуры).
Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее — «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс [2, С 63-70].
В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.
К основным результатам
1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;
2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в её бюджетном эффекте:
Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счёт инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.
Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997 г. не принесла бы бюджетного эффекта:
а) снижение политических
б) низкая доходность по ценным государственным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное состояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными бумагами 80—90% средств);
в) совершенствование нормативной базы приватизации.
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.
В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего, это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жёсткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчинённое место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объёмов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п.
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном её этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объёме. При этом:
1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников; 2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий; 3) привлечённых в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; 4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках [9, С 116-119].
Стержнем проведения курса реформ в России являлась приватизация. Это все понимали: и политики, и экономисты, но конкретные пути предлагались разные: 1) в России нет необходимости в массовой, или так называемой «обвальной», приватизации, достаточно первоначально обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и постепенно создать новые частные предприятия; такой эволюционный путь вполне достаточен для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства; 2) необходим революционный путь — быстрая ломка государственной собственности, нужна «шоковая терапия». Именно этим путём и пошла Россия; 3) ни приватизация, ни коммерциализация не могут обеспечить создание условий для эффективной рыночной экономики, так как в экономике России высокий уровень государственного монополизма и нет законов, чтобы противостоять его негативным последствиям.
Несомненно, одно — приватизации должна принадлежать «пальма первенства» в формировании рыночной системы, но механизм её проведения уже был разработан в международной программе курса реформ в России.
Приватизированными в официальной статистике считаются предприятия: а) выкупленные их трудовыми коллективами, б) приобретённые частными лицами, а также в) преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов.
С точки зрения организационно-правовой формы большинство бывших муниципальных предприятий является в настоящее время товариществами с ограниченной ответственностью или обществами акционерного типа. В отличие от них торговые предприятия, с самого начала основанные частными лицами, нередко организованы как индивидуальные частные предприятия или семейные фирмы. Крупные промышленные или транспортные предприятия разрешалось в процессе приватизации преобразовывать лишь в акционерные общества открытого типа.
В
огромном большинстве случаев «
Приватизация
в России прошла в два этапа. Первый
этап приватизации — ваучерный. Правительство
России решило пойти на приватизацию
государственной собственности
через выпуск так называемых ваучеров.
Ваучер — это официальный документ,
предоставляющий право
В результате ваучерного этапа приватизации
в России сформировались: акционерный
сектор экономики; рынки ценных бумаг;
система инвестиционных фондов и других
финансовых структур. Но самый главный
результат — это рождение новой классовой
структуры общества: класса частных собственников
и наёмных рабочих. Появилось «поле» действия
новых экономических законов: спроса и
предложения, ценообразования, распределения
доходов, накопления капиталов, а также
новая фискальная, денежно-кредитная,
социальная политика. В конечном итоге
Россия стала жить как бы в другом измерении
— в измерении, где все проблемы решает
капитал. И власть капитала впервые была
продемонстрирована и де-юре, и де-факто,
когда большинство населения осталось
с носом, т.е. граждане выкупили у государства
этот ваучер, положили его под подушку
и лишь немногие вложили его в дело. Следует
учесть, что номинал ваучера имел чисто
условное значение. Реальная денежная
цена ваучера зависела не столько от балансовой
стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих
приватизации, которые выставлялись на
продажу за приватизационные чеки, сколько
от денежного спроса на ваучеры, определявшегося
ожидаемым доходом от акций, которые можно
было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции
на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры
о том, что продажа ваучера даст человеку
стартовый капитал для начала собственного
дела, так и остались разговорами.
Как
известно, для вложения ваучеров были
разработаны чековые
Реально существовала лишь одна сфера более или менее надёжного применения ваучера — покупка акций своего предприятия по закрытой подписке.
Тем не менее, даже самое эффективное использование ваучера не обеспечивало приобретение значительных пакетов ценных бумаг. Одновременное занижение цены ваучера и цены приобретаемых акций представляло собой благоприятное поле для спекулятивной игры, для массовой скупки ваучеров, а затем и приобретённых на них акций и концентрации этих акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.
То, что можно было приобрести на один ваучер, — величина ничтожная. Но ведь это — отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991 г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.
Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% лёгкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%.
Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от неё для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
Главной
целью считалось формирование слоя
частных собственников. Очевидно, что
акционеры, владеющие несколькими
акциями российских предприятий
или чековых инвестиционных фондов,
не могут рассматриваться как
реальные собственники. Для крупных
предприятий реальные права собственности
оказались разделёнными между администрацией
предприятия и государственными чиновниками.
Одной из целей приватизации являлось
повышение эффективности деятельности
предприятия. Между тем процесс приватизации
фактически не сказался на улучшении макроэкономических
показателей и росте конъюнктуры. Более
того, спад производства продолжился и
на приватизированных предприятиях [12,
С 158-170].
В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое распределение собственности в пользу действительно эффективных собственников — среднего класса.
Основополагающим критерием отнесения к среднему классу является, как правило, уровень доходов, обеспечивающий семье соответствующий образ жизни. Чрезвычайно большую роль в этой связи играет собственность. Сформировать средний класс — как минимум большее число людей сделать собственниками. В частности, наёмный работник, который по основным параметрам может быть отнесён к среднему классу, при наличии собственности (ценных бумаг, недвижимости) перестаёт быть зависимым от единственного источника дохода — продажи своего труда. Стимулирование приобретения собственности представляет собой одну из форм содействия укреплению среднего класса. Политика справедливой заработной платы сочетается в развитых странах с политикой формирования собственников из среды наёмных работников [6, С. 87].