Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы - анализ теории и практики приватизационного процесса. Для выявления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать наиболее сложные аспекты приватизационных процессов в стране;
дать оценку социальным и экономическим результатам приватизации;
раскрыть основную цель приватизации.

Содержание

Введение………………………………….…………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность приватизации
1.1. Понятие приватизации…….…………………………………………… 5
1.2. Приватизационный механизм………………………………………… 11
2. Приватизация в России с 1992-2011 гг.
2.1. Этапы приватизации в России………………………………………... 20
2.2. Анализ результатов с 1990-2010 гг. …………………………………. 25
3. Проблема приватизационного процесса в России
3.1. Необходимость приватизации собственности в России……………. 33
3.2. Пути решения проблемы приватизационного процесса………….….. 35
Заключение…………………………………………………………………... 41
Библиографический список……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 255.37 Кб (Скачать)

     Второй  подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как  «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

     Третий  подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной  и индивидуальной собственности  безотносительно к типу и способу  производства.

     Четвёртый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

     Однако  приватизация не сводится к общей  политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

     Массовый  характер приватизация может принять  только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

     Содержание  системы отношений приватизации раскрывается через её цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а её инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошёл без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удаётся решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешённых программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

     Реализация  целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между  принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами  справедливости в целях ускорения  процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

     Приватизация  является тем звеном экономической  реформы, которое одновременно создаёт предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

     Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведёт к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определённая концентрация прав собственности [10, С 100-126]. 

    1. Приватизационный  механизм
 

     Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа её реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

  • массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
  • формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
  • создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 
  • расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

     I. Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:

     а) избранный вариант экономической  реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учётом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;

     б) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;

     в) в стране практически полностью  отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платёжеспособный спрос населения;

     г) в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки стандартных типовых процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;

     д) иностранные инвесторы не проявляли  желаемого уровня интереса к приватизации в России.

     Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:

     1) массовый характер приватизации обеспечивался за счёт применения жёстких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;

     2) форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;   

     3) отсутствие необходимых финансовых  средств должно было быть компенсировано  отчасти путём бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путём продажи по минимальным ценам.

     Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников [4, С 20-23].

     Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

     B качестве основного инструмента приватизации на её первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

     1) использовать свой чек при  закрытой подписке на акции  своего предприятий (в ходе  такой подписки было принято  почти 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековом аукционе;  3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);  4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

     Предполагавшийся  при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого её разгосударствления начнётся не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного    капитала.

     В условиях высокой инфляции, характерных  для периода проведения чековой  приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.

     На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.

     Такой малый объем участия помимо общих  причин, препятствующих притоку иностранных  инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчётами в самой организации проведения приватизации.

     II. Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

     Денежный  этап приватизации должен обеспечить выполнение трёх стратегических задач:

     1) сформировать инвесторов, владеющих  значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

     2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

     3) способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

     Особенностью  денежного этапа является его  направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к её реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы, относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.

     К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.

     Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

     1) безвозмездную передачу акций работникам;

     2) продажу акций работникам по  закрытой подписке;

Информация о работе Мировой рынок услуг