Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы - анализ теории и практики приватизационного процесса. Для выявления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать наиболее сложные аспекты приватизационных процессов в стране;
дать оценку социальным и экономическим результатам приватизации;
раскрыть основную цель приватизации.

Содержание

Введение………………………………….…………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность приватизации
1.1. Понятие приватизации…….…………………………………………… 5
1.2. Приватизационный механизм………………………………………… 11
2. Приватизация в России с 1992-2011 гг.
2.1. Этапы приватизации в России………………………………………... 20
2.2. Анализ результатов с 1990-2010 гг. …………………………………. 25
3. Проблема приватизационного процесса в России
3.1. Необходимость приватизации собственности в России……………. 33
3.2. Пути решения проблемы приватизационного процесса………….….. 35
Заключение…………………………………………………………………... 41
Библиографический список……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 255.37 Кб (Скачать)

     В качестве краткого итога можно отметить, что особенности и проблемы каждого  этапа приватизации объектов федеральной государственной собственности отражались на динамике поступления в федеральный бюджет доходов от их приватизации (рисунок).

    1. Анализ  результатов
 

     При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую  и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по её структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

     С самого начала российских реформ во главу  угла была поставлена стремительная  и всеобъемлющая приватизация, необходимая  для создания основ демократии и  рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность  практически без нарушения закона стала просто передаваться частным  лицам.

     В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

     Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то, что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях своё конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

     На  практике приватизация государственной  собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные  системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

     В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд. р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трёх лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) даёт основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

     Характерной особенностью разгосударствления в  России является массовый характер и  продажа государственной собственности  по минимальным ценам.

     В структуре российской собственности  в качественном плане является весьма специфическим преобладание акционерной формы собственности, причём преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, продажа её лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

     Если  принимать во внимание опыт иностранных  государств, в том числе и Восточной  Европы, то для России следует применять  следующую модель:

  • Акции может купить практически любой человек данной страны.
  • Приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.
  • Государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.
  • Соблюдение и контроль законов.
  • Системное повышение конкурентоспособности предприятий.

     На  практике эти идеи не были учтены, главным  была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

     В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным  для предприятий, отраслей и экономики  становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

     ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество.

     Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально  оценить стоимость отчуждаемых  государственных активов. В некоторых  случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

     К достижению предполагаемых целей, которые  были определены в государственной  программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа  и контроля над собственностью в  частные руки не привели. Некоторые  из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной  рыночной экономики страны.

     Приватизация  выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

     Социальная  и экономическая эффективность  приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюдён учёт интересов и прав большинства слоёв населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

     Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность  же населения, которая живёт за чертой бедности, остаётся стабильно высокой  и составляет около 1/5 населения  страны. Однако наметились положительные  перспективы, которые постепенно увеличивают  средний класс страны.

     Предоставление  сотрудникам организаций льгот  при приватизации государственных  предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоёв населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

     В рамках приватизации предприятий тесно  переплетаются политические, экономические  и социальные аспекты.

     Согласно  «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошёл большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

     У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

     Работники приватизируемых предприятий в  результате приватизации в России не получили социальной защищённости, уменьшилось  развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации  и местные власти в большинстве  случаев отказывались. В очень  тяжёлом состоянии оказались  сотрудники организаций, которые завесили от бюджетного финансирования — это: учителя, учёные, врачи, милиция, военные  и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие  расходы и оплату труда сотрудников  предприятий.

     В результате приватизации был преодолён  товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

     При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами  и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции  экономики страны в целом.

     Приватизация, которая проходит в условиях полного  отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоёв. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны [12, С. 58-63].

     Анализ динамики поступления в федеральный бюджет средств от приватизации государственной  собственности в период массовой приватизации 1992–1996 годов и далее, включая 2003 год, показывает, что задания по поступлению в республиканские, федеральные бюджеты доходов от приватизации объектов государственной собственности устанавливались начиная с 1992 года.

     Бюджетные задания и фактическое поступление  средств от приватизации федеральной  государственной собственности  в республиканские и федеральные  бюджеты в период 1993–2003 годов представлены в таблице:

ВЫПОЛНЕНИЕ  БЮДЖЕТНОГО ЗАДАНИЯ  ПО ДОХОДАМ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ

в 1993–2003 гг.  

Годы Бюджетное задание

(млрд. руб.)

Фактическое поступление

(млрд. руб.)

Выполнение

(%)

1993 54,0 66,2 122,6
1994 1 244,92) 116,02) 9,3
1995 8,8 4,77 54,2
1996 12,4 0,83 6,7
1997 4,2 18,78 447,6
1998 8,1 15,3 188,9
1999 Не устанавливалось 8,51
2000 21,0 31,29 149,0
2001 20,0 9,8 49,0
2002 35,0 13,2 37,7
2003 88,8 90,09 101,5
Итого 198,33) 192,573) 97,1

Информация о работе Мировой рынок услуг