Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Содержание
Введение
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Виды трудовой миграции ……………………………...…4
1.2 Количественные показатели миграции
рабочей силы ………….…..………………………..….…..9
1.3 Глобальные процессы, способствующие
миграции …………………………………………….….…11
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1 Анализ современных тенденций и направления движения миграционных потоков………………………….….……..…18
2.2 Предпосылки и основные направления государственного регулирования миграционных процессов…….……..….…..26
2.3Последствия международной миграции
рабочей силы………………………………………….……….34
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И УЧАСТИЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Основные направления миграционных потоков в Украине………………………………………………………..40
3.2 Международное движение рабочей силы на современном этапе……………………………………………………….…..44
3.3 Положительные и негативные последствия миграции рабочей силы для Украины……………………………………46
Заключение ………………………………………………………………………55
Украине будет интересен
опыт организации трудовой миграции
в соседних странах Европы. Для
Евросоюза иностранные
Глобализация и тотальное смещение производства в Китай привели к тому, что занятость в промышленности стала резко падать. Сегодня иностранцы в ЕС заняты преимущественно в торговле и низкооплачиваемой сфере услуг. Часть из них уже получила гражданство и через одно-два поколения окончательно сольется с местным населением. Вместе с тем в 2000-х годах со стороны ЕС появился запрос на „импорт мозгов“, прежде всего специалистов по компьютерным технологиям. В этой тенденции мало альтруизма: на приезжих специалистах повсеместно экономят, однако их доходы все равно выше, чем на родине. Кроме того, многих иммигрантов прельщает перспектива навсегда переехать в Евросоюз. Сегодня в ЕС более 32 млн. жителей с происхождением не из Евросоюза. Лишь треть из них (7,2 млн. человек) составляют выходцы из европейских стран, не входящих в ЕС-27. Среди них доминируют жители Турции, Албании и Украины. Остальные „не местные“ примерно поровну представлены выходцами из стран Азии (ярко выражены китайцы и индийцы), Африки (особенно много из Марокко и Алжира) и обеих Америк (особенно Эквадора, Бразилии и Колумбии). Примерно половина этих иностранцев — легальные мигранты. За последние восемь лет число иностранцев, живущих в Евросоюзе, выросло лишь на 10,2 млн. человек. Причем только 5,5 млн. из них за это время получили европейское гражданство. 90% из них приехали из-за пределов ЕС. Остальные 10%, очевидно, отражают ярко выраженную тенденцию к переселению жителей ЕС в Исландию, Норвегию и Швейцарию. Вплоть до наступления кризиса несколько стран Европы целенаправленно проводили политику привлечения мигрантов. В частности, за период с 1998-го по 2008 год Германия, Франция и Великобритания предоставили гражданство почти 3,7 млн. выходцев из других государств. На сегодняшний день более 75% всех иностранцев живут в пяти странах: Великобритании, Италии, Франции, Германии и Испании.
Привлекая иностранцев, каждое
из этих государств решало две главные
задачи. Первая и более глубинная
— преодоление проблемы старения
и даже вымирания нации, особенно
ярко выраженная в Германии. В целом
коренное население ЕС-27 на семь лет
старше приехавших иностранцев. Вторая
лежит на поверхности — дефицит
трудовых ресурсов. Государства преимущественно
заинтересованы в привлечении
В Украине ситуация несколько
отличается от европейской. В нашей
стране прогнозируется нехватка сотрудников
с низкой квалификацией, которые
не смогут получать за свой труд деньги,
сопоставимые с зарплатами в той
же Испании. Прежде всего нам не будет
хватать рабочих рук в
Демографическая ситуация
в Украине продолжает
В перспективе ближайших
10—20 лет можно разделить возможные
пути решения этой проблемы на две
составляющие. Первая — собственно
трудовая иммиграция, в том числе
привлечение
Крайне безответственным
со стороны правительства было бы
простое открытие границ Украины
для всех желающих. Для начала нам
важно определить приоритетные страны,
из которых к нам приедут трудовые
мигранты. Например, Китай, Индия и
Пакистан заявляли предыдущему правительству
Украины и заявляют нынешнему
о своей готовности сесть за стол
переговоров. Их цель — получить квоты
на допуск в нашу страну сотен тысяч
трудовых мигрантов. Прежде всего, нужно
изучить более стратегически
выгодные варианты сотрудничества. Приоритетной
страной трудовой миграции можно
считать Молдову, которая граничит
с Украиной и входила вместе с
ней в состав СССР. Это несет
большие выгоды. В частности, гражданам
Молдовы не придется переживать культурный
шок при переезде в нашу страну.
Приднестровье находится в
Какой опыт может извлечь
из этого Украина? Как минимум, нам
необходимо создать такие условия
жизни и работы, чтобы наши сограждане
сами решили вернуться. Первый и главный
регион, на который мы должны направить
наше внимание, — это Россия. В
решении нашей задачи непроизвольно
помогли власти РФ. Они ужесточили
систему контроля при получении
временного разрешения на работу для
граждан Украины. В то же время
очень ценной оказалась политика,
благодаря которой среди
Второе и третье по важности направления возврата трудовых мигрантов — это Италия и Португалия. В этой связи приведем пример Польши, которая убедила Испанию и Португалию разместить на их территориях огромные плакаты, на которых приведены фото реальных людей. Подпись под этими фото на польском языке гласит примерно следующее: „Я, Анджей Ковальски, рабочий. Я работал здесь десять лет. Но экономика Польши растет. Я хочу жить со своей семьей. Я возвращаюсь“[18].
К счастью, уже сегодня есть немалое количество примеров, когда тысячи вчерашних трудовых мигрантов возвращаются в Западную Украину. За накопленные деньги они открывают свой малый бизнес: швейные производства, гостиницы, перевозки, „зеленый“ туризм. Убежден, что мы должны находить, изучать и рекламировать такие примеры, доносить их до сведения наших соотечественников, в том числе проводя рекламные кампании за рубежом.
Что мы можем делать и
уже делаем как министерство, чтобы
вышеописанные тенденции
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда);
миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения;
количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину;
распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы;
развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции;
государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.
Также сравнивались уровни миграционных процессов в разных странах мира, были приведены и описаны основные проблемы, связанные с этими процессами, предоставлены некоторые статистические данные по разным странам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
серия: "Библиотека психолога", 2004 г., Изд.: МПСИ
"Дашков и К"