Миграция кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Содержание

Содержание
Введение
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Виды трудовой миграции ……………………………...…4
1.2 Количественные показатели миграции
рабочей силы ………….…..………………………..….…..9
1.3 Глобальные процессы, способствующие
миграции …………………………………………….….…11
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1 Анализ современных тенденций и направления движения миграционных потоков………………………….….……..…18
2.2 Предпосылки и основные направления государственного регулирования миграционных процессов…….……..….…..26
2.3Последствия международной миграции
рабочей силы………………………………………….……….34
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И УЧАСТИЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Основные направления миграционных потоков в Украине………………………………………………………..40
3.2 Международное движение рабочей силы на современном этапе……………………………………………………….…..44
3.3 Положительные и негативные последствия миграции рабочей силы для Украины……………………………………46
Заключение ………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Курсак МИГРАЦИИ КАДРОВ.docx

— 174.89 Кб (Скачать)

Украине будет интересен  опыт организации трудовой миграции в соседних странах Европы. Для  Евросоюза иностранные работники  — это особое культурное явление. Власти и местное население относятся  к ним как к вынужденной  необходимости, однако обойтись без  них страна уже не в состоянии. Прослеживается эволюция европейского подхода к трудовой миграции. Еще  в начале 2000-х годов труд иностранцев  использовался там, где нанимать коренных жителей было либо очень  дорого, либо слишком опасно. Например, на тяжелых производствах и в  строительстве доля местных редко  превышала 30% всех занятых[4].

Глобализация и тотальное  смещение производства в Китай привели  к тому, что занятость в промышленности стала резко падать. Сегодня иностранцы в ЕС заняты преимущественно в  торговле и низкооплачиваемой сфере  услуг. Часть из них уже получила гражданство и через одно-два  поколения окончательно сольется с  местным населением. Вместе с тем  в 2000-х годах со стороны ЕС появился запрос на „импорт мозгов“, прежде всего специалистов по компьютерным технологиям. В этой тенденции мало альтруизма: на приезжих специалистах повсеместно экономят, однако их доходы все равно выше, чем на родине. Кроме того, многих иммигрантов прельщает перспектива навсегда переехать в Евросоюз. Сегодня в ЕС более 32 млн. жителей с происхождением не из Евросоюза. Лишь треть из них (7,2 млн. человек) составляют выходцы из европейских стран, не входящих в ЕС-27. Среди них доминируют жители Турции, Албании и Украины. Остальные „не местные“ примерно поровну представлены выходцами из стран Азии (ярко выражены китайцы и индийцы), Африки (особенно много из Марокко и Алжира) и обеих Америк (особенно Эквадора, Бразилии и Колумбии). Примерно половина этих иностранцев — легальные мигранты. За последние восемь лет число иностранцев, живущих в Евросоюзе, выросло лишь на 10,2 млн. человек. Причем только 5,5 млн. из них за это время получили европейское гражданство. 90% из них приехали из-за пределов ЕС. Остальные 10%, очевидно, отражают ярко выраженную тенденцию к переселению жителей ЕС в Исландию, Норвегию и Швейцарию. Вплоть до наступления кризиса несколько стран Европы целенаправленно проводили политику привлечения мигрантов. В частности, за период с 1998-го по 2008 год Германия, Франция и Великобритания предоставили гражданство почти 3,7 млн. выходцев из других государств. На сегодняшний день более 75% всех иностранцев живут в пяти странах: Великобритании, Италии, Франции, Германии и Испании.

Привлекая иностранцев, каждое из этих государств решало две главные  задачи. Первая и более глубинная  — преодоление проблемы старения и даже вымирания нации, особенно ярко выраженная в Германии. В целом  коренное население ЕС-27 на семь лет  старше приехавших иностранцев. Вторая лежит на поверхности — дефицит  трудовых ресурсов. Государства преимущественно  заинтересованы в привлечении квалифицированных  работников. Для решения этой задачи Еврокомиссия даже создала специализированный интернет-портал EURES, на котором сегодня обозначены более 900 тыс. вакансий для иностранцев.

В Украине ситуация несколько  отличается от европейской. В нашей  стране прогнозируется нехватка сотрудников  с низкой квалификацией, которые  не смогут получать за свой труд деньги, сопоставимые с зарплатами в той  же Испании. Прежде всего нам не будет  хватать рабочих рук в строительстве. Отчасти это облегчает решение  задачи привлечения трудовых ресурсов, поскольку Украине не придется вступать в ценовую конкуренцию за высококлассных специалистов. Вместе с тем низкая квалификация зачастую подразумевает  низкий уровень культуры иммигранта, что требует от государства повышенного  внимания к вопросам безопасности и  адаптации иностранцев.

 Демографическая ситуация  в Украине продолжает ухудшаться. Все действия предыдущих правительств, включая повышенные единоразовые  выплаты при рождении ребенка,  несколько замедлили темпы сокращения  коренного населения страны. И  все же мы, как и Европа в  целом, остаемся страной с отрицательным  приростом населения. Ряд объективных  экономических прогнозов указывает,  что Украине не удастся избежать  привлечения трудовых мигрантов.  Задача нынешнего правительства  — решать уже существующую  проблему. Перед Кабинетом министров  Украины, как в свое время  перед правительствами европейских  стран, стоит необходимость выработки  стратегии привлечения рабочей  силы из-за пределов Украины.

В перспективе ближайших 10—20 лет можно разделить возможные  пути решения этой проблемы на две  составляющие. Первая — собственно трудовая иммиграция, в том числе  привлечение низкоквалифицированной рабочей силы из стран третьего мира. Вторая составляющая — возвращение  собственных трудовых мигрантов[40].

Крайне безответственным со стороны правительства было бы простое открытие границ Украины  для всех желающих. Для начала нам  важно определить приоритетные страны, из которых к нам приедут трудовые мигранты. Например, Китай, Индия и  Пакистан заявляли предыдущему правительству  Украины и заявляют нынешнему  о своей готовности сесть за стол переговоров. Их цель — получить квоты  на допуск в нашу страну сотен тысяч  трудовых мигрантов. Прежде всего, нужно  изучить более стратегически  выгодные варианты сотрудничества. Приоритетной страной трудовой миграции можно  считать Молдову, которая граничит с Украиной и входила вместе с  ней в состав СССР. Это несет  большие выгоды. В частности, гражданам  Молдовы не придется переживать культурный шок при переезде в нашу страну. Приднестровье находится в состоянии  экономической стагнации. Люди в  этом регионе до сих пор живут  так, как в Украине жили во времена  перестройки. Также известна статистика, что до 250 тыс. приднестровцев считают  себя этническими украинцами и говорят  на украинском. Мы обязаны поддержать стремление этих людей применить  свой труд на благо нашей экономики. Это более разумно, чем привлекать в Украину трудовых мигрантов  из Пакистана, жители которого воспитаны  в совершенно иных традициях и  будут переживать большие сложности  в социальной адаптации. Для минимизации  негативных последствий запуска  программы миграции правительство  обязано заимствовать лучший опыт стран  Европы. Например, большинство турецких рабочих, которые сегодня де-факто  живут и работают в Германии и  даже являются германскими гражданами, приехали в страну не по межгосударственным соглашениям, а по собственной инициативе, хотя и в рамках контрактной программы. В Украине сегодня такая ситуация повториться не может, потому что  мы имеем одно из самых жестких  миграционных законодательств в  мире. Оно практически исключает  нелегальную иммиграцию с последующей  натурализацией. Думаю, такую строгость  законодательства нам нужно сохранить, чтобы государство никогда не теряло контроль над столь важной составляющей своей экономической политики. Кроме того, важно не просто открыть трудовую иммиграцию для мужчин трудоспособного возраста, а создать условия для переселения семей. Для этого нам придется запустить программы строительства доступного жилья и внедрить социальные гарантии прав нацменьшинств в современном украинском обществе.

Какой опыт может извлечь  из этого Украина? Как минимум, нам  необходимо создать такие условия  жизни и работы, чтобы наши сограждане сами решили вернуться. Первый и главный  регион, на который мы должны направить  наше внимание, — это Россия. В  решении нашей задачи непроизвольно  помогли власти РФ. Они ужесточили систему контроля при получении  временного разрешения на работу для  граждан Украины. В то же время  очень ценной оказалась политика, благодаря которой среди россиян  начал развенчиваться образ Украины  как врага. В этом смысле нам никуда не уйти от расширения прав русскоязычного населения по развитию его языка  и культуры. Россияне должны видеть возможности для комфортной и  безопасной жизни в Украине. И, несмотря на то, что пока нам следует признать, что больше все-таки едут от нас в  Россию, чем наоборот, мы должны развивать  то положительное, что есть в имидже нашей страны, повышая ее привлекательность  для россиян.

Второе и третье по важности направления возврата трудовых мигрантов  — это Италия и Португалия. В  этой связи приведем пример Польши, которая убедила Испанию и  Португалию разместить на их территориях  огромные плакаты, на которых приведены  фото реальных людей. Подпись под  этими фото на польском языке гласит примерно следующее: „Я, Анджей Ковальски, рабочий. Я работал здесь десять лет. Но экономика Польши растет. Я  хочу жить со своей семьей. Я возвращаюсь“[18].

К счастью, уже сегодня  есть немалое количество примеров, когда тысячи вчерашних трудовых мигрантов возвращаются в Западную Украину. За накопленные деньги они  открывают свой малый бизнес: швейные  производства, гостиницы, перевозки, „зеленый“ туризм. Убежден, что мы должны находить, изучать и рекламировать такие примеры, доносить их до сведения наших соотечественников, в том числе проводя рекламные кампании за рубежом.

Что мы можем делать и  уже делаем как министерство, чтобы  вышеописанные тенденции воплотились  в жизнь, — это социальная защита наших трудовых мигрантов. За последние  девять месяцев мы впервые приблизились с Россией к подписанию договора об информационном обмене. Готовим  как с Россией, так и с шестью странами ЕС договора о гарантиях  и социальной защите наших трудовых мигрантов. Социальная защита наших  граждан, работающих сегодня за рубежом, и есть тот мостик, через который  мы их со временем сможем вернуть на Родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проделанной  работы можно сделать следующие  выводы:

миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда);

миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения;

количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину;

распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы;

развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции;

государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.

 Также сравнивались  уровни миграционных процессов  в разных странах мира, были  приведены и описаны основные  проблемы, связанные с этими процессами, предоставлены некоторые статистические данные по разным странам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Кудров В.М. Мировая Экономика. Учебник 2009 год. – 381с.
  2. Инновационная стратегия украинских реформ/ Гальчинский А., Гаєц В., Кинах А. Семиноженко В. –К.: Знання, 2002. – 324 с.
  3. Кириченко О.А. Менеджмент внешнеэкономической деятельности: Уч. Пособ. – 3- е изд., перед. и доп. –К.: ЗНАННЯ-ПРЕСС, 2002.- 384
  4. Міжнародна економіка: Навчальний посібник. – Під заг. ред.. О.Г. Гупала. – К.: Вид. «Хай-Тек Прес», 2007. – 368с.
  5. Міжнародні стратегії економічного розвитку: Навч. посіб./ за ред.. А.О. Задої. – К.:Знання, 2007. – 332 с.
  6. Министерство экономики Украины http://www.me.gov.ua
  7. Стратегии экономического развития в условиях глобализации: Монография/ Под ред. д-ра екон. наук, проф.      Д.Г. Лукьяненка.    - К.: - КНЭУ, 2001. – 538 с.
  8. Филипенко А.С. Глобальные формы экономического развития: история и современность. – К.: Знання, 2007. – 670 с. С. 599-600
  9. Пахомов Ю. М., Лукьяненко Д. Г. Глобализация и экономика Украины – К.: Украина, 2003. – 307с.
  10. Кредисов А. И., Березовенко С. Н., Волошин В. В. Управление внешнеэкономической деятельностью – К.: Феникс 1999. – 417с.
  11. Мочерный С. Модели трансформационных процессов экономики / Экономика Украины. – 2000. – № 2. – С. 13–23
  12. Материалы с сайта  http://referat.ru
  13. Политическа экономия - словарь; Москва политиздат 1979
  14. «Україна - Європейський Союз : зовнішньоекономічна діяльність і      перспективи співробітництва» ;Київ 1995. – 108с 
  15. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 3.
  16. Устенко О.Л. Теория экономического риска : Монография. –           К.: МАУП, 1997. – 164 с.
  17. Економічна теорія: Макро- та мікроекономіка: Навч. Посібник / За ред. З. Г. Вааманюка та С. М. Панчишина.- 2-ге вид., доп.- Львів: Інтереко, 1998. – 541с.
  18. Кудров В.М. Мировая Экономика. Учебник 2009 год. – 381с.
  19. Жуков Е.Ф. - Международные экономические отношения: М., 2010. – 245с.
  20. Ястремський О.,Гриценко О. Основи Мікроекономіки.- К.:Знання, 1998.- 352с.
  21. Чухно А.А., Основи економічної теорії: Підручник/ П. С. Єщенко, Г.Н. Клименко та ін.; За ред. А.А. Чухна. - К.: Вища школа., 2001. - 606 с.
  22. Национальная экономика : учебник / под ред.  П.  В.  Савченко.   —   М.:   Экономисть ,   2005.   —   813  с.
  23. Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 1973. – 445с.
  24. Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.- 195с.
  25. Мазоль С.И. Транснациональные корпорации: особенности конкурентных преимуществ // Вестн. БГЭУ. – 2000. - № 5. – с. 95-99.
  26. Пивоваров И.С. Организация международного бизнеса //Экономика XXI век. – 2002. – № 2. – с. 39-73.
  27. Храброва И.А. Эволюция управления и поиск форм интеграции // Экономика XXI в. – 2000. - № 11. – с. 53-72.
  28. Юданов Ю.И. Европейские корпорации в условиях глобализации // МЭ и МО. – 2001. - № 11. – с. 66-74.
  29. . Государственное регулирование экономики: курс лекций / под общ. ред. Н.Б. Антоновой - Мн.:1996 - 360 с.
  30. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
  31. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша; под ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 574 с.
  32. Крупич, А. Роль кооперации и интеграции в формировании рыночных хозяйственных структур / А. Крупич // Аграрная экономика. - 2006 - №6. - С. 20 – 27с.
  33. Попков, А. Сельское хозяйство Германии / А. Попков // Аграрная экономика. - 2006 - №6. - С. 49 - 52.
  34. Кунаков В. Турция и Европейский Союз. // Турция между Европой и Азией. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2001, с. 351
  35. Козик В.В., Панкова Л.А., Даниленко Н.В. Міжнародні економічні відносини: Навч. посіб. - Київ: Знання - Прес, 2004. - 408 с.
  36. Новицький В.Є. Міжнародна економічна діяльність України: Підручник. - К.: КНЕУ, 2003. - 948 с.
  37. Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2004. - 442 с.
  38. И. Цапенко, к.э.н. «Ренессанс» экономической миграции на Западе. //Вопросы экономики. - №11 2002. – 193с.
  39. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «Экзамен», 2002. 409с.
  40. «Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования», Н. Н. Зинченко, 2003 г, Изд.:Внешторгиздат
  41. «Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми», Овчинский В.С. - сост., серия: "Высшее образование", 2004 г., Изд.: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
  42. «Международные экономические отношения»,Под ред. Стровского Л.Е., 2003 г., Изд.: Издательство журнала "Юнити", ЮНИТИ-ДАНА,
  43. «Миграция. Сущность и явления»,Бондырева С. К., Колесов Д. В.,

серия: "Библиотека психолога", 2004 г., Изд.: МПСИ

  1. «Социология миграции»,Юдина Т. Н., 2004 г., Изд.: ИТК

"Дашков и К"

  1. "Рынок труда: занятость и безработица" Пристанева А.А., Киев, 2002г.-280с.
  2. «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса», Рыбаковский Л.Л.,2001г-351с.
  3. ««Международные экономические отношения», Дергачев В.А.,2003г, Изд.: ЮНИТИ
  4. Соренсен Е.С. «Иммигранты и иммиграционная политика», Гринвич,2001-264с.
  5. Стореслеттен К.. « Поддержка финансовой политики через иммиграцию», Журнал «Политическая экономика», 2000, П.300-323
  6. Тенденции международной миграции, Женева, 2002, П. 48

 

 

 

 


Информация о работе Миграция кадров