Миграция кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Содержание

Содержание
Введение
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Виды трудовой миграции ……………………………...…4
1.2 Количественные показатели миграции
рабочей силы ………….…..………………………..….…..9
1.3 Глобальные процессы, способствующие
миграции …………………………………………….….…11
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1 Анализ современных тенденций и направления движения миграционных потоков………………………….….……..…18
2.2 Предпосылки и основные направления государственного регулирования миграционных процессов…….……..….…..26
2.3Последствия международной миграции
рабочей силы………………………………………….……….34
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И УЧАСТИЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Основные направления миграционных потоков в Украине………………………………………………………..40
3.2 Международное движение рабочей силы на современном этапе……………………………………………………….…..44
3.3 Положительные и негативные последствия миграции рабочей силы для Украины……………………………………46
Заключение ………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Курсак МИГРАЦИИ КАДРОВ.docx

— 174.89 Кб (Скачать)

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней,  требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот  на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности,  смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей,  которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется,  запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются  санкции на нарушение порядка  иммиграции. Они могут накладываться  как на самих иммигрантов, так  и на тех, кто помогает  им незаконно  въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение  в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается  депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное  повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более  длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые  также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные  штрафы, что они могут вести  к разорению некоторых больших  фирм и предприятий. Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим  иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу[6].

Программы экономической помощи странам  массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину  и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того,  как сокращалось финансирование программ.

 

2.3 Последствия международной  миграции рабочей силы

Точно определить объемы международной  миграции рабочей силы крайне сложно. Однако даже приблизительные данные свидетельствуют о том, что масштабы миграции рабочей силы являются достаточно большими. В отдельных странах  на труде иммигрантов держится подавляющая  часть национальной промышленности. Скажем, в нефтедобывающих странах  таких как Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, и Объединены Арабские Эмираты удельный вес иностранных  рабочих составляет от 50 до 90% общей  численности рабочей силы страны. Иностранной является половина горняков Бельгии, свыше 40% строителей Швейцарии, почти 35% автомобилестроителей Франции. О масштабах международной миграции рабочей силы судят также по стоимостным  показателям, которые фиксируются  в платежных балансах стран мирового содружества. В статистике платежного баланса показатели, связанные с  миграцией рабочей силы, выступают  частью баланса текущих операций и классифицируются за статьями: трудовой доход (выплаты занятым), перемещение  мигрантов и переводы работников.

 Трудовой доход - это  заработная плата и другие  выплаты наличностью или натурой,  полученные частными лицами - нерезидентами  за работу, выполненную для резидентов  и оплаченную ими. В эту статью  включаются также и все выплаты  резидентов в пенсионный, страховой,  и другие фонды, связанные с  наемом на работу нерезидентов. К лицам-нерезидентов принадлежат  все иностранные работники, которые  находятся в данной стране  менее года, в том числе сезонные  рабочие, рабочие, из пограничных  стран, Которые приезжают на  временные заработки, а также  местный персонал иностранных  посольств. Статья платежного  баланса перемещения мигрантов  отображает в деньгах стоимость  имущества мигрантов, которое  они перевозят с собой, переселяясь  из страны в страну. При этом  вывоз имущества эмигрантов в  натуре фиксируется как экспорт  товаров из страны. Переводы работников представляют собой пересылку денег и товаров мигрантами своим родственникам, которые остались на родине[46].

 Если высылаются товары, то учитывается их денежный  эквивалент. В практической деятельности  статьи "переміщення мигрантив"  и "перекази працивникив"  объединяются в рамках текущих  операций в группу частных  неоплачених переводов. Частные  неоплачени переводы отображают  в денежной форме стоимость  имущества, что его перевозят  мигранты в момент их отъезда  за границу, и стоимость следующих  посылок товаров, на родину. Как  свидетельствует международная  статистика, на развитые страны  приходится почти 90% всех выплат  трудового дохода иностранным  рабочим-нерезидентам и около  70% всех частных неоплачених переводов,  в то время как на все  другие страны приходится соответственно 10%и 30%. А это значит, что именно  в развитые страны эмигрирует  работоспособное население из  стран, которые развиваются, в  том числе и стран, с переходной  экономикой. В рамках денежных  потоков, связанных с миграцией  рабочей силы, переводы работников  составляют свыше 60%, трудовые  доходы - свыше 30% и перемещение  мигрантов - менее 10%. Относительно  направлений трудовой миграции, то они в течение исторического  развития испытали определенные  изменения. Скажем, в XVIII-XIX веках  трудовая международная миграция  была направлена в основном  в бедные капиталом колонии,  и прежде всего в Северную  Америку и Австралию. Перемещение  иммигрантов, средств производства  и финансовых ресурсов, содействовало  развитию мировой хозяйственной  системы. В этот же период  происходило также значительное  перемещение населения из Китая  и Индии преимущественно в  Юго-восточную Азию и районы  Индийского океана. В XX веке, особенно  в его второй половине, основные  потоки мигрантов направлялись  из стран с низкими личными  доходами в страны с высшими  доходами. В современных условиях  сложилось несколько основных  центров, которые притягивают  мигрантов из других стран.  К ним относятся:

 США, Канада и Австралия.  Население этих стран в свое  время полностью сформировалось  за счет иммигрантов. И сегодня  США притягивают большие потоки  иностранных рабочих. Причем сюда  приезжают больше иммигрантов,  чем во всех другие страны  вместе взяты. Малоквалифицированная  рабочая сила прибывает в США  главным образом из соседних  латиноамериканских стран, а высококвалифицированные  специалисты - практически из  всех стран мира, в том числе  и из Западной и Восточной  Европы. Притик иммигрантов в  США в конце 90-х годов XX века  оценивался в более чем 700 тыс.  человек за год, а отток эмигрантов  приблизительно 160 тыс. человек;

 Западная Европа, и  прежде всего страны - члены ЕС, притягивают рабочую силу менее  развитых западноевропейских стран  (Португалии, Мальты, Испании), арабских  стран Северной Африки и Ближнего  Востока, восточноевропейских стран  и республик прежнего СССР. Притик  иммигрантов в Западную Европу  в конце 90-х годов XX века  оценивался на уровне около  200 тыс. человек за год. Следует  иметь в виду, что в пределах  ЕС создан общий рынок рабочей  силы, который обеспечивает свободу  передвижения работников между  странами - участницами и унификацию  трудового законодательства;

 Ближний Восток, в частности  нефтедобывающие страны, привлекают  иностранных рабочих на тяжелые  низкооплачиваемые работы. В основном  приезжают сюда из соседних  стран, а также из Индии,  Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Свыше 50% рабочей силы Саудовской  Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катару, Бахрейну, Кувейту и Оману,  составляют иностранные рабочие;

 Азиатско-тихоокеанский  регион (Япония, Южная Корея, Тайвань,  Сингапур) притягивает значительное  количество иммигрантов, которые  нанимаются на временные работы;

 Латинская Америка,  прежде всего Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили, характеризуется  внутриконтинентальной миграцией,  а также притоками рабочей  силы , из стран СНГ и Восточной  Европы;

 Африканский континент  характеризует внутренняя миграция, а также привлечение специалистов, из других регионов мира, в  том числе и из стран СНГ  и Восточной Европы[12].

 Массовое перемещение  рабочей силы, какими бы причинами  оно не обусловливалось вызывает  заметные социально-экономические  последствия как в странах-экспортерах  рабочей силы, так и в странах-импортерах  ее. Причем эти последствия позитивные  и негативные. К позитивным последствиям  эмиграции рабочей силы можно  отнести то, что в странах экспортерах  уменьшается уровень безработицы,  снижается социальная напряженность,  растут валютные поступления  за счет обкладки налогами  тех фирм, которые организуют  перемещение населения, а также  за счет обкладки переводов  мигрантов на родину для поддержки  своих семей или родственников.  Вместе с тем страна, из которой  эмигрирует рабочая сила, испытывает  негативные последствия. У нее  уменьшается объем производства  национального дохода и ВВП  падают темпы развития НТП.  Эмиграция очень часто наносит  вред интеллектуальному потенциалу  стран-экспортеров рабочей силы. При этом следует иметь в  виду, что этот вред определяется  не столько количеством специалистов, которые эмигрировали, сколько значением  их деятельности, для страны. Ведь  отъезд того или другого научного  работника может парализовать  роботу творческого коллектива, который работал над важной  проблемой. Под воздействием эмиграции  происходят негативные переменную  возрастной и половой структуре  населения стран-доноров. Среди  тех, кто покидает страну в  поисках работы и заработка,  преобладают мужчины работоспособного  возраста. А потому в стране  наблюдается старение нации и  рост удельного веса женщин  в общей численности населения.  Нельзя не видеть негативных  последствий эмиграции и для самих мигрантов. Они, во-первых, несут определены материальные убытки, связанные с переездом из одной страны в другую, а также расходы, связанные с поисками работы. Кроме экономических, мигранты испытывают моральной и социально психологической вреда: оторванность от семьи и друзей, необходимость изучать чужой язык, обычаи и порядки. Принимая решение эмигрировать, люди поддают себя риску, ведь никто из них не знает как сложится их жизнь на новом месте. Этот риск особенно большой в случае, когда организуют эмиграцию сомнительные посредники. Массовая иммиграция рабочей силы также вызывает позитивные и негативные последствия. Позитивным является то, что приток иностранных работников дает возможность обеспечить непривлекательные рабочие места рабочей силой, уменьшить стоимость рабочей силы, ускорить темпы развития НТП, увеличивать объемы производства ВВП и национального дохода. Польза от иммиграции является особенно ощутимой, если иммигранты везут с собой в чужую страну значительный финансовый капитал, или же является высококвалифицированными специалистами. Именно финансовые средства, уровень образования и квалификации иммигрантов превращают их в важный источник экономического роста страны, которая принимает переселенцев. Однако миграция рабочей силы нередко вызывает негативные последствия в странах иммиграции. Причем эти последствия трудно, или и совсем невозможно оценить в деньгах. Скажем, избыточная иммиграция может привести к избыточной густости населения в отдельных городах и регионах страны, что, понятно, вызовет определенные трудности относительно обеспечения коренного населения работой, местами в школах и дошкольных заведениях. Негативным моментом импорта рабочей силы является повышение социального напряжения в стране, поскольку местные рабочие и их профсоюзы роста безработицы и ухудшения условий продажи рабочей силы связывают с притоком в страну иммигрантов. Конечно, миграция выгодна и самим мигрантам, которые благодаря въезду в ту или другую страну получают возможность работать и получать более высокую, чем на родине, заработную плату. Иногда это может быть не экономическая выгода, а политическая или физическая свобода.

В наше время число лиц, которые желают эмигрировать за границу, главным образом в развитые страны, продолжает расти. Учитывая это, большинство  стран Европы и Америки усилили  контроль за иммиграцией, внедрив квоты  на въезд эмигрантов и высшие требования в них. Рядом с легальной миграцией  приобрела распространение нелегальная. Нелегальные мигранты работают в  сфере теневой экономики и  нередко в крайне сложных условиях. Основными причинами эмиграции  из Украины является снижение жизненного уровня населения, безработицы, и невозможность  реализовать себя как специалиста. Неуверенность в завтрашнем дне, невозможность реализовать свой талант и способности побуждают  к эмиграции инженеров, врачей, талантливых  ученых[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И УЧАСТИЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА

3.1 Основные направления миграционных потоков в Украине

По показателям уровня участия населения в трудовых миграциях и направленности внешних  трудо-миграционных контактов (по данным выборочного обследования по вопросам трудовых миграций) все регионы Украины  можно объединить в 7 географически  целостных районов:

1. Закарпатский. Этот район охватывает одноименную область, которая характеризуется наивысшим среди всех регионов Украины уровнем участия населения в трудовых миграциях. Основным направлением трудовых поездок являются соседние страны ЕС - Чехия, Венгрия и Словакия. Это обусловлено, во-первых, географической близостью, во-вторых, этническими особенностями региона (здесь живет основная часть украинских венгров и словаков), в-третьих, историческими связями (Закарпатье в разные времена входило в состав Венгрии и Чехословакии). Уровень ориентации на страны СНГ (в первую очередь Россию) заметно меньше, чем в восточных и южных регионах, но выше, чем в двух других районах, полностью расположенных в пределах Западной Украины.

2. Буковинский. Район территориально соответствует Черновицкой области, где наблюдается очень высокий (хотя и в полтора разы меньше, чем на Закарпатье) уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях. Более половины "заробитчан" работает в Италии, остальные - преимущественно в других странах "старого" Евросоюза, доля работающих в России - наименьшая среди всех трудо-миграционных районов. Высокий уровень ориентации на Италию очевидно связан с тем, что в Черновицкой области наивысшая в Украине доля романоязычного населения (румын и молдаван), немало этнических украинцев имеют знакомых в Румынии и Молдове, жители которых раньше украинцев начали активно мигрировать в Италию.

Информация о работе Миграция кадров