Миграция кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Содержание

Содержание
Введение
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Виды трудовой миграции ……………………………...…4
1.2 Количественные показатели миграции
рабочей силы ………….…..………………………..….…..9
1.3 Глобальные процессы, способствующие
миграции …………………………………………….….…11
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1 Анализ современных тенденций и направления движения миграционных потоков………………………….….……..…18
2.2 Предпосылки и основные направления государственного регулирования миграционных процессов…….……..….…..26
2.3Последствия международной миграции
рабочей силы………………………………………….……….34
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И УЧАСТИЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Основные направления миграционных потоков в Украине………………………………………………………..40
3.2 Международное движение рабочей силы на современном этапе……………………………………………………….…..44
3.3 Положительные и негативные последствия миграции рабочей силы для Украины……………………………………46
Заключение ………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Курсак МИГРАЦИИ КАДРОВ.docx

— 174.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

2.1 Анализ современных тенденций и направления движения миграционных потоков

По оценкам экспертов  ООН, общее число международных  мигрантов достигло к 2010 году 213,9 миллиона человек. По прогнозным расчетам, оно  увеличится за 2005-2010 годы на 10%, что лишь немногим больше, чем за предшествующее пятилетие - на 9% за 2000-2005 годы, - но меньше, чем за предыдущие периоды – на 13% за 1975-1980 годы, на 11% за 1980-1990 годы и  на 37% за 1985-1990 годы. Абсолютный прирост  числа международных мигрантов  за 2005-2009 годы составил около 19 миллионов  человек. Около 60% международных мигрантов  проживают в развитых странах, в  которых их число росло быстрее, чем в развивающихся. За 1990-2010 годы число международных мигрантов  увеличилось в развитых странах  мира на 45 миллионов человек, или  на 55%, а в развивающихся – на 13 миллионов человек, или на 18% (рис. 1). Особую группу среди международных  мигрантов составляют беженцы. Их общее  число в мире сократилась с 18,5 миллиона человек в 1990 году  до 15,6 миллиона человек в 2000 году и 13,5 миллиона человек в 2005 году. Однако к 2010 году их число возрасло до 16,3 миллиона человек. Удельный вес беженцев в общей  численности международных мигрантов  снизился с 12% в 1990 году до 9% в 2000 году и 7% в 2005 году, а в 2010 году достиг 8%. Основная часть беженцев – 86% (13,1 из 15,2 миллиона человек на конец 2008 года) - сосредоточена  в развивающихся странах. Больше всего их было, по данным на конец 2008 года, в Азии – 10,4 миллиона человек. В Африке было зарегистрировано 2,3 миллиона беженцев, в Европе – 1,6 миллиона беженцев[12].

По расчетам ООН, в 2010 году в Азии насчитываеться 10,9 миллиона беженцев (66% от их общего числа), в Африке – 2,6 миллиона (16%), в Европе – 1,6 миллиона (10%). Значительно меньше их число  в Северной и Латинской Америке (730 и 530 тысяч, соответственно). За 2000-2010 годы число беженцев резко сократилось в Европе (на 36%) и Африке (на 28%), тогда как в Азии оно значительно возросло (на 23%). Почти 10-кратное увеличение численности беженцев произошло в некоторых странах Латинской Америки из-за недавнего включения в эту категорию лиц, находящихся в сходной (с беженцами) ситуации, ранее не учитывавшихся УВКБ ООН.

Рисунок 1. Число международных  мигрантов в мире и основных группах  стран, 1990, 1995, 2000, 2005 и 2010 годы, млн. человек[12].

Удельный вес международных  мигрантов в общей численности  населения мира понемногу возрастает, увеличившись с 2,9% в 1990 году до 3,1% в 2010 году (рис. 2). До распада СССР в 1991 году доля международных мигрантов в  населении мира, напротив, сокращалась, снизившись с 2,6% в 1960 году до 2,2% в 1975 году и стабилизировавшись на уровне около 2,3% в 1980-х годах.  В 1990-2000 годы доля международных мигрантов в населении  развивающихся стран, скорее, сокращалась, а в 2000-е годы оставалась стабильной на уровне около 1,5%. В развитых странах  она, напротив, устойчиво возрастала, увеличившись с 7,2% в 1990 году до 10,3% в 2010 году. Таким образом, сейчас, в среднем, каждый десятый житель развитых стран - международный мигрант (родился за пределами страны проживания или имеет гражданство иного государства).

Рисунок 2. Доля международных  мигрантов в населении мира и  основных групп стран, 1990, 1995, 2000, 2005 и 2010 годы, %

Что касается основных географических регионов мира, то в 2010 году наибольшее число международных мигрантов  как и раньше, сосредоточено в  Европе (70 миллионов человек). Несколько  меньше международных мигрантов  в Азии (61) и Северной Америка (50), в несколько раз меньше – в  Африке, Латинской Америке и Океании (рис. 3).

В итоге, на Европу приходится 32,6% от общего числа международных  мигрантов, на Азию – 28,7%, Северную Америку  – 23,5%. В Африке было сосредоточено  около 9% международных мигрантов, в  Латинской Америке и Карибском  бассейне – 3,5% процента, в Океании  – 2,8%[43].

Рисунок 3. Число международных  мигрантов в основных регионах мира, 1990, 2000 и 2010 годы, млн. человек 

Доля родившихся за рубежом  в общей численности населения  выше всего в Океании, Северной Америке  и Европе, а доля беженцев среди  международных мигрантов – в  Азии (около 17%) и Африке (12%). В Северной Америке и Океании она не достигает  и 1%.

Среди крупных регионов мира наибольшим числом беженцев выделяется Западная (6,8 миллиона человек) и Южная (3,1) Азия, а также Восточная Африка (1,1) и Западная Европа (0,9 миллиона человек). А доля беженцев среди международных  мигрантов наиболее высока в Центральной Африке – 38% (рис. 4). В Западной и Южной Азии, Восточной и Северной Африке она составляет от 19% до 24%[12].

 

Рисунок 4. Число беженцев (миллионов человек на середину 2010 года) и их доля в численности мигрантов по крупным регионам мира (данные УВКБ на начало 2009 года к оценке численности мигрантов на 2010 год)

Сравнительно небольшое  число стран дает приют основной массе международных мигрантов. В 2000 году 75% общего числа мигрантов  было сосредоточено в 30 странах, а  в 2010 году - в 29. В этой группе стран  явно лидируют США, в которых, по расчетам, в 2010 году сосредоточено 20% международных  мигрантов мира (42,5 миллиона человек). Российская Федерация, хотя и с большим  отрывом, по-прежнему будет занимать второе место – 5,7% (12,3 миллиона человек), а третье – Германия с 5,0% международных мигрантов (рис. 5). Число стран, в которых проживает более 500 тысяч международных мигрантов, возрастет к 2010 году, как ожидается, до 64 против 57 в 1990 году[12].

За 2000-2010 годы в девяти странах  мира число международных мигрантов  увеличилось более, чем на миллион  человек: в США - на 8,0, Испании –  на 4,6,  Италии – на 2,3, Саудовской Аравии – на 2,2, Великобритании –  на 1,7, Канаде – на 1,6, Сирии – на 1,3, в Иордании и ОАЭ - на 1 миллиона человек в каждой. В то же время  число международных мигрантов  снизилось в некоторых странах. Наибольшее сокращение их числа в 2000-2010 годы произошло в Индии (на 975 тысяч  человек) и Иране (675).

Рисунок 5. Тридцать стран мира с наибольшим числом международных мигрантов (по оценке на 2010 год), миллионов человек

В 2010 году число стран  с населением от 1 миллиона человек  и более, в которых международные  мигранты составляют более 10% населения, увеличится до 38 стран против 29 в 1990 году. Центрами концентрации мигрантов являются государства - члены Совета сотрудничества стран Персидского залива, Гонконг, Израиль, Иордания, Сингапур и Швейцария. В ряде стран с многомиллионным населением (свыше 20 миллионов человек) – Австралии, Канаде, Саудовской Аравии, - мигрант - почти каждый четвертый житель. В США эта доля несколько ниже – 13,5%, Российская Федерация располагается в девятой десятке этого ряда - 8,7% (рис. 6).

Доля беженцев среди международных  мигрантов чаще всего высока в  развивающихся странах с низкой долей мигрантов в общей численности  населения - например, в Чаде (85%), Алжире, Джибути, Замбии, Кении, Руанде, Танзании (около 40%). Однако на Ближнем Востоке  есть ряд стран и территорий, в  населении которых велика доля международных  мигрантов, большая часть из них - беженцы: на Палестинской территории (95% международных мигрантов –  беженцы), в Иордании (82%), Сирии (71%) и  Ливане (62%)[12].

Рисунок 6. Доля международных мигрантов в общей численности населения (2010) и доля беженцев в численности мигрантов по странам мира (данные УВКБ на начало 2009 года к оценке численности мигрантов на 2010 год), %

Наибольшей долей международных  мигрантов среди стран с населением 1 миллион человек и более в 2010 году отличились Катар (87%), ОАЭ (70%) и  Кувейт (69%). В остальных странах  со значительным числом международных  мигрантов она не достигнет половины населения (рис. 7).

Рисунок 7. Тридцать стран мира с наиболее высокой долей международных мигрантов в постоянном населении (по оценке на 2010 год), %[12].

2.2 Предпосылки и основные направления государственного регулирования миграционных процессов

По мере того, как развивалось  международное движение рабочей  силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными  потоками. Городничий – местная  государственная власть, -  как  видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое, просто: приказывал купцам принять  их на постой, и все. В наше время  государственное регулирование  миграции, разумеется, обзавелось более  изощренными механизмами, главный  из них остается прежним – закон, то есть государственный приказ.

Механизмы контроля миграции В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.  Миграция  приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Проблемы, которые несет с собой  международная миграция рабочей  силы, привели к созданию широкой  системы государственного и межгосударственного  регулирования. Вмешательство государства  в международное движение рабочей  силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании  международной торговли. Уже в  конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время. Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на  стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции)[19].

Регулирование миграции. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

работники, готовые за минимальную  оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную  работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

специалисты для новых и перспективных  отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

представители редких профессий  - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

специалисты с мировым именем –  музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие  новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих  стран, действующие на основе национального  законодательства, а также подписанных  двусторонних  и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем  иммиграции задействованы как минимум  три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют  определенный законом режим въезда,  и министерство труда, надзирающее  за использованием иностранной рабочей  силы. В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков  или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли. Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма[19].

Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД.  Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

Информация о работе Миграция кадров