Миграция кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Содержание

Содержание
Введение
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Виды трудовой миграции ……………………………...…4
1.2 Количественные показатели миграции
рабочей силы ………….…..………………………..….…..9
1.3 Глобальные процессы, способствующие
миграции …………………………………………….….…11
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1 Анализ современных тенденций и направления движения миграционных потоков………………………….….……..…18
2.2 Предпосылки и основные направления государственного регулирования миграционных процессов…….……..….…..26
2.3Последствия международной миграции
рабочей силы………………………………………….……….34
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И УЧАСТИЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Основные направления миграционных потоков в Украине………………………………………………………..40
3.2 Международное движение рабочей силы на современном этапе……………………………………………………….…..44
3.3 Положительные и негативные последствия миграции рабочей силы для Украины……………………………………46
Заключение ………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Курсак МИГРАЦИИ КАДРОВ.docx

— 174.89 Кб (Скачать)

3. Галицко-Волынский - Волынская,  Ивано-Франковская, Львовская и  Тернопольская области. Уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях вдвое выше общегосударственного уровня. На фоне других районов здесь наблюдается гораздо больший уровень ориентации на Польшу и повышенный - на Португалию, Испанию и Италию при относительно низком уровне ориентации на страны СНГ. Хотя район в целом обеспечивает четверть всего объема украинского "заробитчанства", около 3/4 всех мигрирующих в Польшу, половина мигрирующих в Португалию и Испанию и треть выезжающих в Италию происходят из областей Галицко-Волынского района.

4. Западно-Центральный район  - Винницкая, Ровенская, Хмельницкая  и Черкасская области. Показатель участия в трудовых миграциях соответствует общегосударственному уровню или выше. Структура мигрантов по потокам близка к средним по Украине показателям, в частности в России и странах СНГ работает около половины мигрантов. В Западно-Центральном и более восточных районах не наблюдается значительных отличий между уровнями участия в трудовых миграциях городских и сельских жителей: более высокая интенсивность трудовых миграций сельского населения, фиксируемая в целом по Украине, обеспечивается именно за счет Галицко-Волынского, Закарпатского и Буковинского районов.

5. Восточно-Центральный - Днепропетровская, Донецкая, Житомирская,  Запорожская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Харьковская,  Черниговская области и Киевский  горсовет. Это территориально наибольший район, включающий 11 из 27 регионов Украины. Основные особенности трудо-миграционной ситуации - заметно ниже общегосударственного уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях и преобладающая ориентация на Россию (в полтора разы более высокая, чем в среднем по стране).

6. Южный - АР Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская области и  Севастопольский горсовет. В целом по району уровень участия в трудовых миграциях несколько выше, чем в Восточно-Центральном районе, но заметно ниже, чем в других пяти районах. По сравнению с предыдущим районом не так резко выражена ориентация на работу в России, вместе с тем здесь выше ориентация на страны ЕС. Кроме того, в Южном районе фиксируется наивысший по Украине уровень ориентации на страны Юга (Турция, Кипр, Мальта, арабские страны и т.п.).

По данным МОМ, больше всего  граждан Украины, потерпевших от торговли людьми, возвратилось из Турции, России, Польши, Чехии, Италии, Объединенных Арабских эмиратов, Македонии, Израиля. Если Россия, Польша, Чехия и Италия входят в число основных стран-реципиентов  отечественной рабочей силы (несмотря на относительно большую абсолютную численность, жертвы торговли людьми составляют незначительную долю среди мигрантов  в эти страны), то другие из перечисленных  стран к главным импортерам рабочей  силы из Украины не относятся. Очевидно именно миграция в страны бывшей Югославии, Ближнего Востока, других развивающихся  стран, связана с наибольшим риском стать жертвой торговли людьми. Согласно данным Медико-демографического обследования Украины, наибольшая доля пострадавших от торговли людьми среди трудовых мигрантов наблюдается именно на юге Украины.

7. Луганский. Включает одноименную область, основными особенностями которой являются средняя по меркам Украины в целом и высокая по меркам не западных областей интенсивность трудовых миграций и резко выраженная ориентация на трудовые поездки в Россию. Невозможно выделить любую другую территориальную совокупность (регион или группу сопредельных регионов), где бы количество трудовых мигрантов было бы не меньшим, а уровень ориентации на Россию - настолько же большим, как на Луганщине[46].

Итак, основными факторами, определяющими интенсивность внешних  трудовых миграций в регионах, являются:

близость к государственным  границам Украины с другими странами: это облегчает и удешевляет осуществление  трудовой миграции, особенно содействует  увеличению миграционной активности близость к границам со странами ЕС;

особенности менталитета  населения: общеизвестно, что низкий уровень патерналистских установок, стойкая ориентация на решение назревших  проблем собственными усилиями (в  том числе и путем трудовых миграций) присуща жителям западных регионов;

наличие в регионе или  в непосредственной близости от него больших полифункциональных городов, которые часто становятся более  привлекательными для трудоустройства  для части украинских граждан, чем  зарубежные страны;

общий уровень развития региона: из высокоразвитых регионов отток населения  на работу за границу менее интенсивен, повышенная миграционная активность населения  Луганщины очевидно является следствием не только географического положения  области, но и ее стабильно низкого  уровня человеческого развития[40].

 

 

 

 

3.2 Международное движение рабочей силы на современном этапе

По данным Государственного комитета статистики Украины на учете  в государственной службе занятости  на 1 сентября 2009 года состояли 827.4 тыс. человек, из которых каждый второй проживал в сельской местности. Из них 96.7% имели  официальный статус безработного (800.4 тыс. чел). Уровень зарегистрированной безработицы в целом по стране составил на этот момент 2.8% от численности  населения трудоспособного возраста, в том числе в деревне - 4.6%, а  в городской местности - 2.1%. Однако число безработных трудоспособного  возраста, определенное по методике Международной  организации труда, оказалось значительно  больше. В среднем за 2008 год их размеры достигали 1882.2 тыс. человек (9.2% экономически активного населения  трудоспособного возраста), а за первый квартал 2009 г. - 1896.3 тыс. (9.3%). Заметим, что количество безработных трудоспособного  возраста, рассчитанное по методологии  МОТ, составило в среднем за 2003 г. 2045 тыс. чел. или 9.7% экономически активного  населения соответствующего возраста. Таким образом, уровень незанятости  в стране хотя и медленно, но снижается[18].

По данным Института социологии НАН Украины, полученным в рамках проекта "Українське суспільство: моніторинг соціальних змін", уровень незанятости  населения еще выше: по состоянию  на март 2009 г. не работали и не имели  никаких источников дохода 2.8% трудоспособного  населения страны; не имели постоянной работы, но подрабатывали в разных местах в зависимости от обстоятельств  еще 5.0%, а доля зарегистрированных безработных  составила 2.0% - всего 9.8% трудоспособного  контингента страны. Три четверти взрослого населения считают, что  труднее всего найти работу, отвечающую их квалификации, и с достойной  оплатой. И хотя ситуация на рынке  труда постепенно улучшается, почти  половина взрослого населения Украины (47%) убеждена до сих пор, что сложно устроиться на какую бы то ни было работу. В поисках источников дохода многие украинцы выезжают на временные заработки за рубеж: 12% жителей страны утверждают, что в их семьях есть по меньшей мере один человек, имеющий опыт работы за границей. В западных районах Украины зарубежная трудовая миграция получила наибольшее распространение в сравнении с другими регионами: тут каждая пятая семья (21%) имеет либо имела ранее своего представителя, временно работающего в другой стране; в южных регионах - около 13%, в центральных - почти 10%, в восточных - всего лишь 8% семей. К 2005 году личный опыт работы за рубежом приобрели 8% жителей, из которых 3.4% выезжали на заработки в другие страны один раз, 1.7% - 2 раза и 2.8% - три и более раз. В текущем году (2009) планировали временные трудовые поездки за границу 6% взрослых граждан Украины, в том числе в западных областях страны - 14%., а в южных, центральных и восточных от 4% до 5%[18].

Контингент потенциальных  трудовых мигрантов формирует на одну треть сельское население страны (31.9%), вдвое реже - жители ее малых  городов с населением до 50 тыс. человек (15.8%) и втрое реже - жители поселков городского типа (9.3%). Таким образом, основная масса украинцев, ориентированных  на временные трудовые поездки в  другие страны, проживает в сельской местности и небольших городах. Приоритетными для трудовых мигрантов  странами въезда являются Германия (13.6%), США (7.5%), Россия (5.2%), Канада (4.9%). Реже упоминается  Италия (2.8%). Чаще всего наших соотечественников  подталкивают к поискам работы за рубежом тяжелая экономическая  ситуация в Украине (29.5%), желание  лучше зарабатывать и жить в цивилизованных условиях (по 25.3% соответственно), вредные  экологические условия (11.8%). Жители Украины, настроенные на временную  работу в других странах, - не самые  неблагополучные и бедные в стране люди. Хуже других живут, как правило, те, кто не собирался выезжать на работу за границу: 60.7% из них определяют уровень благосостояния своей семьи как низкий и очень низкий. В среднем по Украине таких бедняков в 1.4 раза меньше (44.7%).

Официальные статистические данные свидетельствуют, о том, что  в период с 2003 по 2008 гг. ситуация в  миграционной сфере была практически  неизменной. В 2006 г. миграционная активность граждан увеличилась более чем  в 2 раза, а в 2008 г. по сравнению с  предыдущим годом показатели выбытия  и прибытия значительно снизились. И уже в 2008 году, показатели снова  приобрели тенденцию увеличения.

Если гражданин Украины  не владеет достаточным объемом  капитала или высоким уровнем  умственных и физических способностей, найти достойное, хорошо оплачиваемое рабочее место достаточно трудно, особенно в условиях экономической  нестабильности. В условиях растущих требований к наемному работнику, та часть населения, которая получила высшее образование и эффективно применяет свои знания в практической деятельности, значительно повышает свою цену на рынке труда. И тогда  у этих людей стоит выбор: работать по специальности в Украине или, к примеру, в Западной Европе, где  заработная плата будет в несколько  раз выше.

 

3.3 Положительные и негативные  последствия миграции рабочей  силы для Украины

Когда в первые годы независимости  Украины заходила речь о трудовой миграции населения, всегда подразумевалось, что эта проблема не существует. Разве что на страницах газет  могли промелькнуть сообщения о  приезде в нашу страну выходцев из Кореи. Они селились преимущественно  в южных регионах и занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Позже возникло такое явление, как  “заробитчаны”. Но никогда, даже в  научных кругах, вопрос не ставился таким образом, что Украине может понадобиться ввозить рабочие руки. Сегодня о трудовой миграции именно в этом смысле начали говорить в Кабинете министров. Внезапно наступивший кризис нарушил многие макроэкономические тенденции. В частности, уже мало кто вспомнит, что накануне кризиса рынок труда испытывал дефицит кадров на уровне 1,5—2 млн. человек.

Однако фаза падения экономического роста не может продолжаться вечно. Благодаря естественному процессу восстановления и глубинным реформам, которые новое правительство  запустило с 2010 года, Украина стремительно выходит из кризиса. Например, проходчики на шахтах Донбасса сегодня зарабатывают 8—10 тыс. грн. в месяц[46].

Макроэкономика безжалостна  в своей объективности. В 2011 году одной из программных задач правительства  стал запуск массового строительства  в Украине. Однако стоит только отрасли  подняться до уровня 2008 года, и нам  не будет хватать уже 800—900 тыс. только для нее. Где сейчас люди, которые  до кризиса работали в строительстве, уже никто не знает. Реализация дальнейших экономических реформ, обещает поддержать и даже ускорить темпы экономического роста Украины на следующие шесть-семь лет. Довольно консервативные расчеты, проводимые нашим министерством, указывают  на новую для нас проблему —  это нехватка рабочей силы в размере 1,5—2 млн. человек. Тенденция, которой  не дал проявиться начавшийся кризис, вновь проявится благодаря восстановлению экономики.

Насчет такого вида ресурсов, как труд, все это время существовала иллюзия, что в Украине его  в избытке. Была и другая проблема — его негде применить. Этим объяснялась, в частности, массовая трудовая миграция украинцев в Россию, Италию и Португалию. Оказалось, что уже несколько  последних лет ситуация выглядит в корне иначе. И если не запустить  программы по наполнению Украины  рабочей силой, то через несколько  лет ее нехватка превратится в  смирительную рубашку экономического роста.

Не нуждается в доказательствах  тезис, насколько важно наличие  именно трудовых ресурсов. Не в последнюю  очередь экономическое чудо „азиатских тигров“, выражавшееся в 10—12% роста  ВВП на протяжении десятилетия, базируется на избытке населения. Они имели  и до сих пор имеют почти  неисчерпаемый внутренний ресурс рабочей  силы. В большинстве азиатских  стран в семьях по-прежнему четыре-пять детей, что гарантирует ускоренное воспроизводство населения. На этом же явлении зиждется экономическое  чудо Китая[36].

Когда-то в Украине действительно  не существовало проблемы трудовых ресурсов. Показав высокие темпы роста  ВВП в 2000-х годах, наша экономика  опиралась на сформированный за время  кризиса ресурс временно незанятого или недостаточно занятого населения. Однако в 2010-oм году этого резерва уже нет. Наши промышленники и предприниматели умеют быстро строить современные и эффективные заводы, производить компьютерную технику и современные строительные материалы. Однако решать проблему недостающей рабочей силы украинский бизнес обречен эволюционным путем, как он делал это в 2007—2008 годах. А именно — бесконечно повышая оплату труда как рабочих профессий, так и инженерно-технических работников. Таким образом, в ближайшем будущем вновь развернется бессмысленная конкурентная гонка за тот ограниченный трудовой ресурс, который остался в стране.

К чему это приведет, хорошо описала экономическая теория. Стоимость  украинских товаров станет неконкурентно  высокой по отношению не только к  китайским, но и к европейским  аналогам. Пример тому — ценообразование  на рынке полиграфических услуг  в конце 2000-х. После развала СССР в Украине осталось всего несколько  десятков специалистов — уровня даже не инженера, а всего лишь мастера  печатных машин. Быстро растущие частные  типографии перекупали этих специалистов друг у друга, нарастив их зарплаты до 6—7, а потом и до 10 тыс. долл. в месяц. Уже в 2007 году всем было известно, что даже в Чехии и Италии печататься дешевле, чем в Украине. Одна из функций правительства, которая до сих пор не озвучивалась, — следить за стоимостью оплаты труда, которая в определенных секторах зашкаливает, столь же внимательно, как и за индексом инфляции. Тем более что это одна из составляющих индекса цен производителей. Правительство обязано вовремя отвечать на эти вызовы, выявляя и прогнозируя диспропорции и за счет госинвестиций усиливая те направления профтехобразования, в которых сегодня есть дефицит, а завтра будет сверхдефицит кадров. Эталоном в создании такой системы для нас может послужить Великобритания, где уже многие годы успешно работает программа мониторинга занятости в различных секторах экономики. На ее основании регулярно составляется список дефицитных профессий, кадры для которых либо воспитывают внутри страны, либо приглашают из-за рубежа.

Информация о работе Миграция кадров