Международные транспортные услуги как фактор развития международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В первой главе следует рассмотреть транспортные услуги и их виды, чтобы понять, насколько важен транспорт для современной жизни. Во второй главе необходимо указать какое место транспорт занимает в международных экономических связях. Третья глава раскроет перспективы развития транспортных услуг, где так же станут известным состояние и развитие международного транспорта в России.

Целью данной курсовой работы является выявить влияние международных транспортных услуг на развитие международных экономических отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Транспортные услуги и их виды……………………………………5
Место транспортных услуг в системе рыночных отношений…………5
Виды транспортных услуг……………………………………………….7

1.3 Инвестиционная привлекательность рынка транспортных услуг……14

Глава 2 Транспорт в международных экономических связях…………….19

2.1 Международные правовые основы транспортных операций……..…..19

2.2 Особенности контрактов международной перевозки грузов…………23

2.3 Роль транспортных операций в развитии экономических связей……29

Глава 3 Перспективы развития транспортных услуг………………………34

3.1 Нововведения в сфере транспортных услуг…………………………....34

3.2 Состояние и развитие международного транспорта в России………..37

Заключение…………………………………………………………………...43

Список используемой литературы………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 184.44 Кб (Скачать)

Автомобильный транспорт- вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. На автомобильный транспорт приходится более 80% общего количества перевозимых грузов. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров. В связи с разукрупнением предприятий, расширением сети межпроизводственных связей, но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортного средства. Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатационной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки

11

пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах  с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.

Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место  занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли  экономики и удовлетворять потребности  населения в перевозках практически  во всех климатических зонах и  в любое время года.

Основные преимущества железнодорожного транспорта:

-Высокая провозная способность;

-Эффективность перевозок  массовых грузов на большие  расстояния;

-Сравнительно большие  скорости;

-Надежность и безопасность;

-Низкая себестоимость  перевозок;

-Меньшее воздействие  на окружающую среду, чем другие  виды транспорта.

Современный железнодорожный  транспорт — результат длительного  процесса развития сети железных дорог  и усовершенствования отдельных их элементов: пути, станции, вагонов, средств тяги, сигнализации, связи и др. В настоящее время грузооборот железных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта. Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов.

12

Железнодорожный, речной и  автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной  внешней торговле, а также при  перевозках экспортных и импортных  грузов по территории стран - продавцов  и стран - покупателей. В международной  торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Трубопроводный  транспорт - узкоспециализированный вид транспорта. Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов. Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше, чем на постройку железной или автомобильной дороги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, высокая герметизация сохраняет продукцию. Это сокращает потери продукта по сравнению с железнодорожным в 2 –1.5 раза. Эксплуатация трубопроводов в отличии от авиации не зависит от метеоусловий, климатических условий. По себестоимости самый дешевый вид транспорта.

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители  принимают в расчет собственные  требования. Так, если отправителя интересует скорость, то  основной    выбор  оказывается между воздушным  и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом[3].

 

13

1.3 Инвестиционная  привлекательность рынка транспортных  услуг

Переход к рыночной экономике, появление новых форм собственности, отказ от жесткого централизованного  планирования вызвали необходимость  поиска новых решений и подходов к управлению экономическими процессами, изменение инвестиционной политики государств и предприятий, структуры сферы финансовых вложений, состава и роли инвесторов на рынке инноваций. При различных состояниях экономики возникают особые механизмы функционирования процесса инвестирования. В этой связи требуется модернизация существующих и поиск новых эффективных способов привлечения финансовых ресурсов как в общехозяйственном, так и в отраслевом разрезе[4].

Транспортная проблема - одна из приоритетных макроэкономических проблем современного периода. Транспортная отрасль причислена к сфере национальных интересов. В условиях перехода экономики  в фазу роста, развития интеграционных процессов возрастает роль транспорта, в том числе комплексного развития транспортной инфраструктуры, усиления их взаимосвязей с другими отраслями  экономики, социальной сферой.

Реализация принципа устойчивого  развития транспортной системы предполагает рассмотрение совокупности критериев: экономической эффективности, безопасности движения и экологичности.

Основными стратегическими  целями рынка транспортных услуг  являются: увеличение масштабов транспортного  бизнеса; рост производственно-экономической  эффективности; улучшение качества и безопасности перевозок; повышение  финансовой устойчивости и эффективности  стран.

Чем привлекателен рынок  транспортных услуг? Почему в транспортную отрасль вкладывают всё больше и  больше средств? Этим вопросом задаются многие.

14

Решающим, более привлекательным  преимуществом в инвестиционной сфере, которое можно считать  и потенциалом будущего развития стран,  является низкая себестоимость  услуг по доставке грузов.

Нарастание конкуренции  в международных автомобильных  перевозках может привести к постепенному их разрушению, следовательно, необходима политика поддержания и создания новых конкурентных преимуществ, поддерживаемая соответствующими инвестициями.

Стоит разработать системы  мер стимулирования автомобильного и железнодорожного транспорта, т. к. эти виды транспорта нуждаются в  относительно небольших затратах. Это  значит, что за достаточно невысоким  инвестированием следует развитие наземных транспортных услуг[5].

Диаграмма 2: «Инфраструктурные  инвестиции по отраслям, млрд долл.»

На примере данной диаграммы  видны увеличения инвестиций в транспортный сектор: увеличение вложений в морские  порты, железные

15

дороги, нефтяную и газовую  отрасли, воздушный транспорт, дороги для автомобилей, и снижение вложений в электросети.

Вложения в развитие международных  автомобильных перевозок привлекательны и для решения социальных проблем. Развитие конкурентной среды и возникновение  новых производителей транспортных услуг решает проблему занятости  и создания новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.

Также необходимо технологическое  совершенствование рынка транспортных услуг, но привлекаемые инвестиции в  этом направлении должны быть использованы не только на закупку новых технологий и оборудования, но и на совершенствование, реконструкцию, модернизацию имеющейся  технологической базы

Потребность железнодорожного транспорта в инвестициях определяется  перспективами  и целями развития самой отрасли. Например, при объемах инвестирования 110-115 млрд. руб./год возможно поддержание  железнодорожного транспорта на существующем уровне без обновления производственной базы и роста удельных расходов на перевозки. Ежегодные инвестиции в  размере 130-150 млрд. руб. позволят несколько  снизить износ производственных фондов и эксплуатационных расходов, обеспечить приобретение подвижного состава, реализовать некоторые инвестиционные проекты развития инфраструктуры. При 170-200 млрд. руб. инвестиций появится возможность  замены в среднесрочной перспективе  устаревших основных фондов, повышения  качества услуг, реализации транзитного  потенциала. Постоянное инвестирование в инфраструктуру железных дорог  является решающим фактором роста отрасли, т. к. даже современный подвижной  состав не будет эффективно использоваться при плохом состоянии инфраструктуры или ее несоответствии объему и характеру 

 

16

перевозок. Только наличие модернизированных  линий железных дорог позволит сократить  продолжительность поездки пассажиров и доставки грузов до такого уровня, при котором железнодорожный  транспорт может конкурировать  с автомобильным.

 Экономическая эффективность  инвестиций обеспечивает снижение  эксплуатационных расходов и  рост объема перевозок и доходов  без учета затрат на капитальный  ремонт и восстановление основных  фондов.

Совершенно другая ситуация прослеживается в сфере воздушного транспорта. По-прежнему современное  его обеспечение высокими технологиями оставляет желать лучшего: основу технического обеспечения систем организации  воздушного движения составляют традиционные радиотехнические системы, существенно  устаревшие морально и физически, а  инвестиции в воздушный транспорт  остаются ничтожно малыми.

И всё это притом, что  воздушный транспорт отличается от других видов транспорта особо  тонкой чувствительностью к высоким  технологиям, ввиду гораздо более высоких, чем в любом другом виде транспорта, требований к безопасности и технологической сложности предоставляемых услуг.

Что касается водного транспорта, то на сегодняшний день наблюдается  значительное увеличение объема инвестиций в эту отрасль. Средства будут направлены на комплексную реконструкцию гидротехнических сооружений и водных путей,  модернизацию береговых производственных объектов и сооружений,  строительство судов технического флота,  реконструкцию и развитие сетей технологической связи,  создание электронных навигационных карт.

Также в настоящее время  трубопроводный транспорт – один из наиболее динамично развивающихся  видов транспорта. Поэтому он имеет  инвестиционную привлекательность. Достоинство  его состоит в том, что 

17

возможно прокладывать магистрали трубопроводного транспорта в условиях разного рельефа местности, через большие водные пространства, в том числе моря, в условиях вечной мерзлоты. Этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны. Роль трубопроводного транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к расширению межгосударственных хозяйственных связей[8].

Любое инвестирование в транспортную отрасль влечет за собой расширение деятельности рынка транспортных услуг. А в настоящее время это  особенно важно, т. к. современные рыночные отношения находятся в стадии реабилитации после мирового финансового  кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

Глава 2 Транспорт  в международных экономических  связях

2.1  Международные  правовые основы транспортных  операций

Правовое регулирование  по видам транспорта

Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные комплексы, используемые в международных перевозках грузов и пассажиров, отличаются большой  капиталоемкостью объектов и во многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей). Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала.

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих  национальных транспортных предприятий  в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок  грузов и     пассажиров, а  также согласования юридических  норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции». В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

В большинстве международных  транспортных конвенций имеются  положения, касающиеся договора перевозки  грузов и пассажиров в соответствующих  международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона - транспортная организация (перевозчик) - принимает  на себя обязательство доставить  груз или пассажира в обусловленный  пункт назначения, а другая сторона - грузовладелец (пассажир) - обязуется  уплатить перевозчику провозную  плату. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.

Транспортные конвенции  определяют основные реквизиты, а в  ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны применяться  в международных перевозках. Наиболее распространены два типа транспортных документов: накладная (для железнодорожных, воздушных и автомобильных сообщений) и коносамент (для морских и  речных сообщений)[9].

Международные морские  сообщения

Основным международным  соглашением, определяющим взаимоотношения  участников договора морской перевозки  и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте  от 1924 года (Гаагские правила). Брюссельским протоколом 1968 года в эту конвенцию  были внесены некоторые изменения. В настоящее время в Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств. Главное внимание в Гаагских правилах уделено вопросу об ответственности  морского перевозчика за груз.

Информация о работе Международные транспортные услуги как фактор развития международных экономических отношений