Международные отношения в Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, доклад

Описание работы

Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии.

Содержание

Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза США с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

"Ядерная тревога" 1993 г. в Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 71.10 Кб (Скачать)

За время отсрочки этого визита в японской позиции  произошли изменения. Во-первых, в  Токио уяснили, что ужесточение позиции по территориальной проблеме контрпродуктивно. Во-вторых, США и западноевропейские страны, сочтя позицию Токио неадекватной сложности положения в России, фактически отказались от активной дипломатической поддержки Токио.

В 1993 г. состоялся  визит Б. Н. Ельцина в Японию. Российский президент принес извинения японскому  народу за жестокости, с которыми столкнулись  в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 50-х  годов. По итогам визита 13 октября 1993 г. была подписана Токийская декларация, в которой констатировалось продолжение  российско-японского диалога по вопросу о четырех островах. Стороны  согласились продолжить поиск решения  проблемы мирного договора, исходя из исторических и юридических фактов, на основе выработанных между двумя  странами договоренностей и принципов  законности и справедливости. Отдельно Россия как держава - продолжательница СССР подтвердила свои обязательства  в отношении всех договоров и  других международных договоренностей  между Советским Союзом и Японией, согласившись, что они продолжают действовать.

Россия  и положение в  Корее 

Отход Советского Союза от поддержки идеологических партнеров в конце 80-х годов  в ряде случаев был сопряжен с  потерями. Договор 1961 г. между СССР и  КНДР обязывал Советский Союз оказать  северокорейской стороне помощь в случае, если она подвергнется нападению третьей страны и окажется в состоянии войны. Этот договор  был направлен против Южной Кореи  и США. По мере того как отношения  с этими странами улучшались, смысл договора с Пхеньяном становился все более противоречивым. Это стало особенно ясно после подписания в ноябре 1992 г. договора между Россией и Республикой Корея.

В 1994 г. президент  Б. Н. Ельцин полуофициально заявил об отсутствии у российской стороны  намерения продлевать договор с  КНДР на очередной пятилетний срок . В 1995 г. северокорейской стороне был вручен проект нового договора, который с тех пор находится в стадии обсуждения. Фактически ни КНДР, ни Российская Федерация не считают себя связанными Договором 1961 г., о чем каждая из сторон заявляла в одностороннем порядке. Вместе с тем Договор не денонсирован и не заменен новым, формально сохраняя юридическую силу.

Параллельно российская сторона свернула оказание военной  и экономической помощи КНДР. Однако, отказав в помощи Пхеньяну, Москва лишилась средства воздействия на КНДР. Единственным сильным союзником  Северной Кореи остался Китай. С  падением роли России в корейском  урегулировании и связано появление  американо-южнокорейского предложения 1996 г. о проведении четырехсторонней конференции по Корее без участия  России. Единственным энергичным шагом  российской стороны на северокорейском  направлении в середине 90-х годов  было заключение осенью 1996г. нового российско-северокорейского соглашения о научном и культурном обмене.

* * *

Международные отношения в Восточной Азии в 90-х годах характеризуются относительно высокой политической устойчивостью, в основе которой экономические  успехи стран региона в последние  два десятилетия. Вместе с тем  финансово-экономический кризис, охвативший эту часть мира в 1997 - 1998 гг., может  в обозримой перспективе осложнить  обстановку в АТР. Условия для  проведения российской политики в этом случае будут еще менее благоприятными.

Рекомендованная литература

Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны. 1945 - 1995. -М.,1997.

Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967 - 1997) - три политики. - М., 1997.

Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после холодной войны. - М., 1998.

Торкунов А.В., Уфимцев Е.П. Корейская проблема: новый взгляд. - М., 1995.

Yahuda М . The International Politics of the Asia Pacific, 1945 - 1995. -L.-N. Y., 1996.

Советские войска в Афганистане, вьетнамские  войска в Камбодже, советское присутствие  в Монголии и наличие крупных  контингентов советских войск на границе с КНР.

С 1971 г . договор автоматически продлевался каждые пять лет; для денонсации договора одна из сторон должна уведомить об этом другую сторону за год до истечения очередного срока пятилетнего автоматического продления.

Информация о работе Международные отношения в Восточной Азии