Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, доклад
Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии.
Международные отношения в Восточной Азии
Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
Экономическая составляющая региональных отношений
Региональные экономические организации интеграционного типа
Новая роль Китая
Тайваньская проблема
Тайваньский мини-кризис 1996 г.
Решение проблемы Гонконга
Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
Эволюция союза США с Японией
Место Южной Кореи в региональной политике
"Ядерная тревога" 1993 г. в Корее
Положение в Индокитае
Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
Монголия в региональной политике
Политика России в регионе
Отношения с Китаем
Туманганский проект
Российско-японские отношения
Россия и положение в Корее
Рекомендованная литература
За время отсрочки этого визита в японской позиции произошли изменения. Во-первых, в Токио уяснили, что ужесточение позиции по территориальной проблеме контрпродуктивно. Во-вторых, США и западноевропейские страны, сочтя позицию Токио неадекватной сложности положения в России, фактически отказались от активной дипломатической поддержки Токио.
В 1993 г. состоялся
визит Б. Н. Ельцина в Японию. Российский
президент принес извинения японскому
народу за жестокости, с которыми столкнулись
в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся
в советских лагерях до 50-х
годов. По итогам визита 13 октября 1993 г.
была подписана Токийская
Россия и положение в Корее
Отход Советского Союза от поддержки идеологических партнеров в конце 80-х годов в ряде случаев был сопряжен с потерями. Договор 1961 г. между СССР и КНДР обязывал Советский Союз оказать северокорейской стороне помощь в случае, если она подвергнется нападению третьей страны и окажется в состоянии войны. Этот договор был направлен против Южной Кореи и США. По мере того как отношения с этими странами улучшались, смысл договора с Пхеньяном становился все более противоречивым. Это стало особенно ясно после подписания в ноябре 1992 г. договора между Россией и Республикой Корея.
В 1994 г. президент Б. Н. Ельцин полуофициально заявил об отсутствии у российской стороны намерения продлевать договор с КНДР на очередной пятилетний срок . В 1995 г. северокорейской стороне был вручен проект нового договора, который с тех пор находится в стадии обсуждения. Фактически ни КНДР, ни Российская Федерация не считают себя связанными Договором 1961 г., о чем каждая из сторон заявляла в одностороннем порядке. Вместе с тем Договор не денонсирован и не заменен новым, формально сохраняя юридическую силу.
Параллельно российская сторона свернула оказание военной и экономической помощи КНДР. Однако, отказав в помощи Пхеньяну, Москва лишилась средства воздействия на КНДР. Единственным сильным союзником Северной Кореи остался Китай. С падением роли России в корейском урегулировании и связано появление американо-южнокорейского предложения 1996 г. о проведении четырехсторонней конференции по Корее без участия России. Единственным энергичным шагом российской стороны на северокорейском направлении в середине 90-х годов было заключение осенью 1996г. нового российско-северокорейского соглашения о научном и культурном обмене.
* * *
Международные
отношения в Восточной Азии в
90-х годах характеризуются
Рекомендованная литература
Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны. 1945 - 1995. -М.,1997.
Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967 - 1997) - три политики. - М., 1997.
Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после холодной войны. - М., 1998.
Торкунов А.В., Уфимцев Е.П. Корейская проблема: новый взгляд. - М., 1995.
Yahuda М . The International Politics of the Asia Pacific, 1945 - 1995. -L.-N. Y., 1996.
Советские войска в Афганистане, вьетнамские войска в Камбодже, советское присутствие в Монголии и наличие крупных контингентов советских войск на границе с КНР.
С 1971 г . договор автоматически продлевался каждые пять лет; для денонсации договора одна из сторон должна уведомить об этом другую сторону за год до истечения очередного срока пятилетнего автоматического продления.
Информация о работе Международные отношения в Восточной Азии