Международные отношения в Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, доклад

Описание работы

Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии.

Содержание

Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза США с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

"Ядерная тревога" 1993 г. в Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 71.10 Кб (Скачать)

  Международные отношения  в Восточной Азии

Основные  компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные  экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая 

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция  союза США с  Японией 

Место Южной Кореи в региональной политике

"Ядерная  тревога" 1993 г.  в Корее

Положение в Индокитае 

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика  России в регионе 

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения 

Россия  и положение в  Корее 

Рекомендованная литература  
 
 
 

Ко  второй половине 90-х годов восточноазиатская  подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая  динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран  Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства.

Третий вариант  предполагает фокус на азиатских  составляющих АТР от Берингова пролива  до Бирмы. Материалы, связанные с  политикой внерегиональных держав - США, Австралии, Индии, Канады и стран Европейского союза, привлекаются для анализа постольку, поскольку это необходимо для понимания региональных событий. Третье толкование и принято за исходное в настоящей главе. В ней в основном будет употребляться термин «Восточная Азия» притом, что Восточная Азия включает в себя северо-восточную (Дальний Восток) и юго-восточную части.

В 70 - 80-х годах  на региональном уровне структура межгосударственных отношений определялась существованием треугольника СССР - США - КНР, который  вписывался в контекст мирового биполярного  противостояния Советского Союза и  США. Распад СССР разрушил эту структуру. В Восточной Азии обстановка перестала  зависеть от отношений Москвы и Вашингтона. Это дало толчок развитию региональной многополярности. В АТР стали действовать несколько центров влияния - Китай, Япония, государства Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Россия. США хотя географически и не принадлежат к восточноазиатской подсистеме, но оказывают на нее огромное влияние.

Многополярность на уровне региона определяет подход стран Восточной Азии к оценке мировых тенденций. Китай является активным пропагандистом концепции  формирования многополярной структуры  международных отношений во всем мире. В апреле 1997 г. эта точка  зрения КНР получила поддержку России, когда в Москве по итогам российско-китайского саммита была подписана совместная российско-китайская Декларация о  многополярном мире и формировании нового международного порядка.

Основные  компоненты обеспечения  региональной стабильности

Отношения в  области безопасности между странами региона в основном базируются на двусторонних обязательствах. Хотя в  АТР имеется несколько многосторонних военно-политических соглашений, они  не играют определяющей роли.

Комплексы двусторонних отношений. В связи с прекращением советско-американской конфронтации вооруженные силы США в регионе были сокращены со 110 до 100 тыс. человек в 1990 - 1992 гг. От новых сокращений американская администрация намерена воздерживаться. Важнейшие союзы США в регионе - прежде всего с Японией и Южной Кореей.

Первый из них  опирается на подписанный в 1951 г. в Сан-Франциско японо-американский Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который  был пересмотрен и продлен  в 1961 г., а затем еще раз в 1971 г. Этот договор не имеет четко  оговоренного срока действия и ежегодно автоматически продлевается. Он предусматривает оказание Соединенными Штатами помощи Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Дальнем Востоке. Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей был заключен в октябре 1953 г. после подписания соглашения о прекращения огня, положившего конец боевым действиям в Корее (1950 - 1953 гг.). Оба договора позволяют США иметь базы на территориях союзников.

Договор о взаимной обороне с 1952 г. связывает США  с Филиппинами. Изначально он предусматривал присутствие американских баз на филиппинской территории. Однако в  конце 70-х годов правительство  Филиппин поставило вопрос об их удалении. Фактический вывод баз состоялся  только в 1992 г.

Однако страны региона приняли меры, чтобы сохранить  здесь американское присутствие. Правительство  Сингапура в 1990г. предложило разместить на своей территории службу снабжения  ВМС США и обеспечивать техническое  обслуживание американских боевых кораблей и военных самолетов. Малайзия и  Индонезия согласились предоставить США условия для ремонта военных  кораблей в своих портах. В 1993 г. аналогичные  услуги обязался предоставлять США  и Бруней. Филиппинское правительство  тоже согласилось разрешить ВМС  США использовать ремонтные доки бывшей американской базы в Субик-Бэй, но только на обычной коммерческой основе.

Таиланд не имеет  военно-политического договора с  США. Но сотрудничество двух стран развивается  на базе подписанного в 1962 г. государственным  секретарем США Д. Раском и министром иностранных дел Таиланда Танат Хоманом Совместного заявления о политике США в отношении Таиланда. Этот документ (коммюнике «Раск - Танат») не включает в себя прямого обязательства США защищать Таиланд, но предусматривает предоставление американской помощи на цели укрепления способности Таиланда противостоять прямой или косвенной внешней агрессии.

Важно принимать  во внимание и существование принятого  американским конгрессом в 1979 г. Закона об отношениях США с Тайванем, согласно которому американская сторона обязалась  продолжать оказание помощи Тайваню  в интересах повышения его  обороноспособности. По смыслу, хотя и  не формально, этот закон предусматривает  предоставление Тайваню неофициальных  американских гарантий на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения  сфер контроля Тайваня и КНР.

Военно-политические обязательства России перед странами региона скромнее. Российская Федерация  признает действенность договора 1978 г. между СССР и СРВ. На основании  этого договора с 1979г. по конец 80-х  Советский Союз арендовал во Вьетнаме две базы - военно-морскую в Камрани и военно-воздушную в Дананге. Советское присутствие на этих базах должно было уравновешивать американское присутствие на Филиппинах. Но к началу 90-х годов советское присутствие во Вьетнаме было свернуто. После 1991 г. было объявлено о намерении вообще ликвидировать российские военные объекты во Вьетнаме. Затем ситуация изменилась еще раз. В связи с активизацией военного строительства в Китае вьетнамская сторона модифицировала свою позицию. В настоящее время на базах во Вьетнаме сохраняется ограниченное военное присутствие России до 2004 г. Вьетнамская сторона не возражает против использования этих же баз Соединенными Штатами. Страны АСЕАН и США относятся к российскому присутствию во Вьетнаме с пониманием. Вступление Вьетнама в АСЕАН в 1995 г. при наличии российско-вьетнамского договора означает косвенное подключение России к совместному со странами этой группы регулированию вопросов региональной безопасности.

Формально не денонсирован и советско-северокорейский военно-политический договор 1961 г., предусматривающий оказание помощи КНДР в случае возникновения  конфликта на Корейском полуострове. Однако с 1995г. в стадии обсуждения находится  вопрос о его пересмотре в направлении  изменения обязательств российской стороны и приведения содержания договора в соответствие с новыми конституционными процедурами Российской Федерации (процесс прохождения  через Федеральное Собрание решений  об оказании военной помощи зарубежным государствам).

Из новых активов  российской политики можно назвать  два. В ноябре 1992 г. был заключен Договор  о дружбе и сотрудничестве между  РФ и Республикой Корея. Это единственный случай подписания Россией такого рода документа с восточноазиатским  государством - союзником США. Он может  при необходимости служить «мостком»  для косвенного подключения Российской Федерации к избирательному сотрудничеству с замкнутой на США системой региональных военно-политических обязательств.

В 1993 г. был заключен новый договор России с Монголией. В отличие от прежнего советско-монгольского договора 1966 г. новый договор имеет  чисто политический характер.

Из комплексов двусторонних соглашений других держав важно отметить договоры Австралии  с Новой Зеландией и Индонезией. Первый из них был заключен в 1943 г. и изначально предусматривал сотрудничество обеих стран в интересах обороны  против Японии. Он остается в силе. Второй документ, подписанный в декабре 1995 г., не содержит упоминания о заключении союза между Канберрой и Джакартой, но в него включены традиционные для  военно-политических договоров статьи о проведении консультаций в случае возникновения опасных вызовов  для принятия соответствующих мер. Предполагается, что договор подписан с учетом растущей мощи КНР.

Многосторонние  соглашения. В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско был подписан трехсторонний Договор безопасности между Австралией, Новой Зеландией и США (АНЗЮС). Изначально направленный против возобновления японской агрессии, этот блок со временем изменил характер. Однако с 1986 г. вследствие американо-новозеландского конфликта из-за отказа Новой Зеландии допускать в свои порты американские боевые корабли с ядерным оружием на борту американская администрация в одностороннем порядке заявила о «приостановке членства» Новой Зеландии в АНЗЮС и отказалась продолжать с ней военное сотрудничество. Хотя в 90-х годах конфликт утратил остроту, в работе АНЗЮС Новая Зеландия не участвует. Блок трансформировался в две подсистемы двустороннего сотрудничества - США с Австралией и Австралии с Новой Зеландией. Одновременно продолжается и сотрудничество Канберры и Веллингтона по линии уже упоминавшегося военно-политического соглашения между Новой Зеландией и Австралией (АНЗАК), заключенного в 1943 г. Таким образом, косвенно Новая Зеландия по-прежнему подключена к американской системе стратегических партнерств.

С начала 70-х  годов в регионе действует  система Оборонных мероприятий  пяти держав ( Five Powers Defense Arrangements ). В нее входят государства Содружества - Великобритания, Австралия, Малайзия, Новая Зеландия и Сингапур. Их взаимодействие строится на базе шести документов: о системе единой военно-воздушной обороны; о сотрудничестве в области обороны Великобритании, Австралии и Новой Зеландии с Сингапуром; о сотрудничестве тех же первых трех стран с Малайзией; о военно-политическом сотрудничестве стран на пятисторонней основе и о таком же сотрудничестве между Великобританией, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮК).

Следует сказать  о Манильском пакте. В его основе - подписанный в ноябре 1954 г. Договор  о коллективной обороне в Юго-Восточной  Азии между США, Великобританией, Францией, Австралией, Новой Зеландией, Филиппинами, Таиландом и Пакистаном. На базе договора до конца 70-х годов довольно неудачно действовал многосторонний блок СЕАТО. В 1976 г. по инициативе Филиппин и  Таиланда его организационные структуры (секретариат и др.) были распущены. Но формально пакт не денонсирован, и решение о возобновлении  работы его органов может быть принято в любое время.

Новым многосторонним институтом является действующий с 1995 г. региональный форум по вопросам безопасности. Его участники - девять стран АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и государства - партнеры АСЕАН - США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, Россия, КНР, а также представитель Европейского союза и КНДР. Эта организация не является военно-политической структурой в обычном смысле слова. Значение ее деятельности - в поддержании диалога и мониторинге стратегической ситуации. Участники форума не принимают формальных обязательств. Задача организации - ставить вопросы, связанные с поддержанием стабильности и предотвращением конфликтов. Малым и средним странам форум дает возможность привлечь внимание сильных держав к своим опасениям и в случае появления конкретных угроз попытаться сформировать в регионе неформальную коалицию для их устранения. Это «мягкий» тип многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, не апробировавшийся в других частях мира.  

 

Экономическая составляющая региональных отношений 

К началу 90-х  годов в Восточной Азии на основе развития торгово-экономических и  финансовых связей, производственной кооперации, взаимных переливов капиталов, товаров и технологий, взаимопроникновения  и взаимосращивания хозяйственных интересов Японии и Соединенных Штатов Америки сформировался крупнейший в мире межгосударственный производственно-экономический комплекс, который стал локомотивом ускоренного развития всего региона.

Информация о работе Международные отношения в Восточной Азии