Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, доклад
Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии.
Международные отношения в Восточной Азии
Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
Экономическая составляющая региональных отношений
Региональные экономические организации интеграционного типа
Новая роль Китая
Тайваньская проблема
Тайваньский мини-кризис 1996 г.
Решение проблемы Гонконга
Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
Эволюция союза США с Японией
Место Южной Кореи в региональной политике
"Ядерная тревога" 1993 г. в Корее
Положение в Индокитае
Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
Монголия в региональной политике
Политика России в регионе
Отношения с Китаем
Туманганский проект
Российско-японские отношения
Россия и положение в Корее
Рекомендованная литература
Повышение уровня
развития сопредельных азиатских стран
стало для Японии и США необходимостью
по нескольким причинам. Во-первых, при
низкой покупательной способности
населения бедные страны не могли
стать рынками для сбыта
При поддержке обеих держав произошло укрепление экономических позиций ряда развивающихся стран, которые в силу исторических обстоятельств представляли собой особый интерес для стран Запада и Японии и поэтому находились в преимущественном положении как получатели помощи. Этими странами и территориями были Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. Они стали первым эшелоном новых индустриальных стран в Восточной Азии.
Создание в 1967
г. АСЕАН положило начало повороту малых
и средних стран к опережающему
развитию экономического сотрудничества
по отношению к военно-
Поскольку рост
экономических возможностей стран
региона происходил при низком уровне
региональной напряженности, в 90-х годах
интересы торговли и хозяйственного
развития стали частично заслонять
военно-политическую озабоченность. Тихоокеанский
регионализм стал приобретать экономико-полити-
Региональные экономические организации интеграционного типа
В 90-х годах
в регионе действовало более 15
официальных и неофициальных
организаций интеграционного
Ежегодно страны АСЕАН проводят встречи на уровне министров иностранных дел, после закрытия которых с 1979 г. проводятся так называемые постминистерские конференции (ПМК) - встречи представителей стран АСЕАН с государствами, имеющими статус официальных партнеров АСЕАН. В их число входят США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, а с 1997 г. - Россия (в качестве гостя и наблюдателя Россия участвовала в работе ПМК с 1991 г.) и КНР.
С 1971 г. страны АСЕАН
на совещании в Куала-Лумпуре (Малайзия)
провозгласили своей целью
В 1991 г. на постминистерской конференции АСЕАН впервые был обсужден военно-политический вопрос - предстоявший вывод американских военных баз с Филиппин. В 1992 г. на аналогичной конференции ставился вопрос о положении, создавшемся в связи с территориальным спором вокруг архипелага Спратли, на который претендуют одновременно КНР, Тайвань и несколько стран АСЕАН. После этого в 1994 г. и было принято решение учредить региональный диалог по вопросам безопасности в качестве постоянного, для чего с 1995 г. в рамках постминистерских конференций стал проводиться упоминавшийся выше региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности.
Следующим по важности
является Азиатско-тихоокеанский
Помимо этой
межгосударственной структуры в
регионе действует ряд других
организаций. С 1990г. в качестве азиатской
подгруппы АТЭС функционирует
Новая роль Китая
В 90-х годах
произошло укрепление экономических
и военно-политических позиций КНР.
Благодаря реформе, начатой в 1978
г. под руководством лидера Компартии
Китая Дэн Сяопина (1904 -1997), китайская
экономика вышла из кризиса. В
стране была решена продовольственная
проблема, а к началу 90-х КНР
стала одним из крупнейших мировых
экспортеров. В стране осуществляются
«очаговая модернизация» и
Правда, абсолютные цифры не указывают на эффективность экономики КНР. Из-за огромного населения Китай нельзя отнести к числу передовых стран по показателю дохода на душу населения. Страна страдает от неравномерности развития: передовые производства сосредоточены в прибрежной зоне, а основная часть глубинных районов остается отсталой и бедной, что порождает социальную напряженность. Бременем для страны остается демографический рост. С учетом этих и других обстоятельств часть специалистов полагает, что Китай не сможет удерживать высокие темпы роста. Тем не менее КНР располагает достаточными ресурсами для военного строительства и активной внешней политики в географически приближенных к ней районах.
В 1989 г. на площади
Тяньаньмэнь в Пекине произошли
выступления китайского студенчества
под демократическими лозунгами. Выступления
были жестоко подавлены. Международное
сообщество осудило действия китайских
властей, а американский конгресс ввел
санкции против КНР в связи
с нарушениями прав человека. В
качестве меры давления последовало
решение конгресса отложить на год
предоставление КНР режима наибольшего
благоприятствования в
Однако ухудшения
отношений КНР с
Тайваньская проблема
Вопрос о воссоединении
КНР с Тайванем или о национальном
объединении остается одной из самых
сложных проблем региональных отношений.
Истоки проблемы уходят к последним
месяцам гражданской войны в
Китае осенью 1949 г., когда бывшее
центральное правительство
В 1972 г. США признали
КНР и разорвали
КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.
При этом представители
КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные
контакты для обсуждения условий
возможного объединения. Позиция Пекина
сводится к формуле «одно государство
- две системы», которая предполагает,
что после объединения Тайвань
станет одной из провинций КНР, сохранив
рыночную модель экономики и автономную
административную систему, но передав
Пекину руководство своей внешней
и оборонной политикой. Тайваньская
сторона не считает эти условия
приемлемыми. Она не исключает объединения,
но видит его как длительный демократический
процесс слияния двух равноценных
политических субъектов. Исходной точкой
объединительного процесса в Тайбэе
считают признание Пекином
Тайваньский мини-кризис 1996 г.
С 1990г. Тайвань
проводит «гибкую политику» в
отношении КНР, исходя из того, что
«содержательные отношения» сторон
важнее официальных. Но тайваньская
сторона стремится повысить свой
престиж за рубежом и расширить
сферу контактов. В 1995 г. по рекомендации
конгресса государственный
Ситуация обострилась,
когда в марте 1996 г., в период подготовки
очередных президентских
Президент Тайваня Ли Дэнхуэй проявляет сдержанность в вопросе провозглашения независимости. Но он подверг ревизии прежний посыл тайваньской политики относительно того, что существует «только один Китай». Тайваньское руководство акцентирует фактическое существование КНР и Тайваня в качестве равных субъектов, хотя один из них не называет себя государством. Не отвергая объединения с КНР в будущем, Тайбэй заявляет, что в настоящее время продолжается «этап двух Китаев», и формула «существует только один Китай» не соответствует содержанию этого этапа.
Российская Федерация признает официальную позицию КНР в тайваньском вопросе. Она установила и поддерживает неофициальные связи с Тайванем с 1992 г.
Решение проблемы Гонконга
На протяжении почти ста лет Гонконг был британской колонией в Китае. Основой прав Великобритании на территорию Гонконга бьша договор о ее аренде сроком на 99 лет. В 1984 г. во время визита премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер в Пекин после сложных переговоров британская сторона подтвердила обязательство передать Гонконг Китаю по истечении срока действия арендного договора. КНР со своей стороны обязалась создать на территории бывшей колонии особый административный район, сохранив в нем ныне существующие экономический и социальный уклады. Гонконг перешел под контроль КНР в 1997г.
Информация о работе Международные отношения в Восточной Азии