Международные отношения в Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, доклад

Описание работы

Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии.

Содержание

Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза США с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

"Ядерная тревога" 1993 г. в Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 71.10 Кб (Скачать)

Монголия провозгласила  себя зоной, свободной от ядерного оружия. В 1993 г. она заключила Договор  о дружбе и сотрудничестве с Россией, а в 1994 г. - аналогичный договор  с КНР. Страна придерживается курса  на неприсоединение и неучастие  в блоках.  

 

Политика  России в регионе 

В августе 1990 г. министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и государственный  секретарь США Дж. Бейкер в Москве в совместном заявлении провозгласили  окончание холодной войны в Азии. Радикальные сдвиги во внешнеполитическом курсе и международно-политических позициях Советского Союза в АТР  продолжали нарастать. Этот процесс  имел как положительные, так и  отрицательные последствия для  государственных интересов страны. К числу выигрышей относятся  выход СССР из дипломатической изоляции в регионе, нормализация отношений  с КНР, установление дипломатических  отношений с Южной Кореей, отказ  от военного противостояния с США  на региональном уровне, приобщение к  тихоокеанским интеграционным процессам  в сфере экономики и некоторое  улучшение отношений с Японией.

Среди сопутствующих  негативных явлений - свертывание участия  в регулировании региональных военно-политических процессов, деградация отношений с  КНДР и утрата рычагов влияния  на ситуацию в Корее, снижение уровня сотрудничества с Вьетнамом. Тяжелая  экономическая ситуация в СССР, а  затем в России в 90-х годах спровоцировала рост транспортных тарифов, усугубила  изоляцию российских дальневосточных  регионов от европейской части России и вызвала отрицательную миграцию населения из этой части страны. Наложившись на предпринятые советским руководством в конце 80-х годов крупные сокращения численности дислоцированных на Дальнем Востоке войск, отток населения создал проблему «вакуума демографического присутствия» России на Дальнем Востоке. Острой стала проблема финансирования российского Тихоокеанского флота. Стратегические подводные лодки с ядерными ракетами на борту - его основной компонент - несут боевое дежурство в Охотском море и базируются на тихоокеанском побережье Российской Федерации.

Основополагающими для изменений в советской  политике в АТР были выступления  М. С. Горбачева во Владивостоке (июль 1986 г.) и в Красноярске (сентябрь 1988 г.) В этих программных речах были сформулированы новые постулаты  советской политики: 1) свертывание  военного присутствия в Восточной  Азии посредством вывода войск из Монголии и сокращения численности  сухопутных сил в восточных районах  СССР; 2) нормализация отношений с Китаем с учетом позиции КНР относительно необходимости ликвидировать «четыре препятствия» для улучшения советско-китайских отношений; 3) нормализация отношений с Японией и 4) установление дипломатических отношений с Южной Кореей в контексте оздоровления обстановки на Корейском полуострове.

В начале 90-х  годов численность советских  войск в азиатской части страны уменьшилась на 120 тыс. человек. Было списано около половины судового состава устаревших кораблей Тихоокеанского флота. Реорганизация структуры  военных округов в восточных  районах страны позволила сориентировать их на сдерживание скорее американо-японской, а не китайской угрозы. Москва заявила  об отказе от увеличения в азиатской  части страны числа ядерных ударных  средств наземного базирования  и самолетов - носителей ядерного оружия. Войска из Монголии были полностью  выведены. Это существенно ослабило способность России осуществлять «проецирование мощи» в АТР.

В условиях недостаточного финансирования, испытывая трудности  в ремонтном обслуживании, снабжении  топливом и комплектовании боевым составом, российский Тихоокеанский флот отказался  от маневрирования на океанской волне  и прекратил патрулирование отдаленных районов Тихого океана. Свертывание  военно-морской активности России способствовало ослаблению опасений тихоокеанских  стран в отношении намерений  Москвы, но одновременно вывело Россию из круга наиболее влиятельных держав АТР. При этом эквивалентного прироста экономического присутствия России в регионе не произошло.  

 

Отношения с Китаем

1989 г. был решающим  для нормализации отношений Москвы  и Пекина. Весной этого года  советские войска были выведены  из Афганистана, шел вывод войск  из Монголии. Вьетнам под давлением  СССР официально заявил о намерении  вывести свои войска из Камбоджи  в сентябре 1989 г., началось сокращение  численности советских войск  на границе с КНР. Мнение  Пекина относительно «четырех  препятствий» было учтено. В мае  1989 г. М. С. Горбачев совершил  официальный визит в Пекин,  в ходе которого были полностью  нормализованы как межгосударственные  отношения СССР и КНР, так  и межпартийные связи КПСС  и КПК. 

Распад Советского Союза обусловил необходимость  закрепить результаты советско-китайской  нормализации. В 1992 г. во время визита в Пекин президента России Б. Н. Ельцина  была подписана Пекинская декларация, в которой принципы развития отношений  между двумя странами были подтверждены в том виде, как они были согласованы  во время визита в Пекин М. С. Горбачева.

Российско-китайские  отношения развиваются стабильно  на базе мирного сосуществования. С 1991 по 1997 г. прошло четыре российско-китайские  встречи на высшем уровне поочередно в Москве и Пекине. КНР - второй по значению торговый партнер России. Для Российской Федерации Китай - один из основных покупателей промышленной продукции, в том числе сложной военной техники и технологий. В Китае работает значительное число российских специалистов в области военной техники.

Достигнуты результаты в области урегулирования пограничных  вопросов. В мае 1991 г. было подписано  соглашение России с КНР о восточном  участке российско-китайской границы. В нем зафиксирован международный  принцип раздела пограничных  рек, согласно которому границей между  двумя государствами считается  середина главного фарватера реки. Соответственно этому принципу была проведена российско-китайская граница  по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Туманная и др. В результате к КНР отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших России. Нерешенным остался вопрос о нескольких островах на Амуре близ Хабаровска и Благовещенска. В 1992 г. договор о восточном участке  был ратифицирован Государственной  Думой.

В 1994 г. были урегулированы  вопросы, касающиеся западного участка  границы. Соответствующий договор  прошел ратификацию в июле 1995 г. К 1997 г. российско-китайская граница  была согласована на 97% линии ее прохождения.

В апреле 1996 г. в  Шанхае было подписано российско-китайское  соглашение о мерах доверия в  зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск.

Общая цель российско-китайских  отношений была сформулирована в  Москве (апрель 1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений  «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».  

 

Туманганский проект

В соответствии с решением российского правительства  от 1992г. Россия включилась в международную  программу экономического освоения бассейна р. Туманная (корейское название - Туманган) на стыке границ России, Китая и КНДР под эгидой Программы развития ООН. Официальными участниками проекта помимо этих стран являются Монголия и Южная Корея. Речь идет о реконструкции и строительстве промышленных и транспортных объектов, развитии туризма, осуществлении экологических программ, реконструкции порта Зарубино, конверсии военного аэродрома «Золотая долина» в международный авиатерминал, создании промышленных предприятий и т.д.

В связи с  осуществлением проекта администрация  Приморского края выступила с  возражениями. Проблема заключается  в том, что КНР отделена от Японского  моря 17-километровой полосой территорий России и КНДР. Причем граница между  Россией и КНДР проходит как раз  по нижнему участку течения р. Туманной. Верхний участок ее русла  проходил до 1991 г. по российской территории, а граница Китая проходила  по левому берегу реки. При этом сезонные размывы левого берега привели к  тому, что прежняя береговая линия  границы КНР сместилась на воду. По соглашению 1991 г. КНР получила право с конца 1996 г. считать своей границей середину р. Туманной. Отныне, как отмечали местные власти, Китай теоретически получил возможность построить на своей стороне порт и добиваться выхода в Японское море по речному руслу.

Аргументы российских правительственных экспертов состоят  в том, что, во-первых, река Туманная мелководна и для поднятия ее уровня для провода океанских судов  потребуется строительство крупных  сооружений в нижнем течении реки, т. е. на территориях России и КНДР; во-вторых, при всех обстоятельствах  нижнее течение реки - зона исключительного  контроля России и КНДР, и проход судов третьих стран через  нее невозможен без их ведома.  

 

Российско-японские отношения 

После отказа в  начале 90-х годов Японии под влиянием США и стран Западной Европы от нагнетания страхов по поводу так  называемой угрозы с Севера («советской угрозы») основным препятствием для  углубления двустороннего сотрудничества остается то, что японская сторона  считает нерешенным вопрос о принадлежности островов южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп). Эти острова были заняты советскими войсками в начале сентября 1945 г. в ходе оккупации Курильских островов, которые должны были перейти к СССР по условиям ялтинских договоренностей СССР, США и Великобритании. В 1951 г., подписав Сан-Францисский мирный договор, Япония отказалась от прав и правооснований на Курильские острова и Южный Сахалин. Однако в тексте договора не было сказано, кому должны быть переданы эти территории.

Советский Союз не подписал Сан-Францисский мирный договор, т.к. был не согласен с его  содержанием. В результате мирный договор  между Японией и Россией до сегодняшнего дня так и не заключен.

Советско-японские дипломатические отношения были восстановлены в 1956 г. на базе Совместной декларации, которая не только определила принципиальные основы японо-советских  отношений, но и содержала указание на согласие Советского Союза, идя навстречу  пожеланиям японского народа, передать Японии о-ва Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. В последовавшем обмене нотами СССР выражал готовность в принципе вести переговоры с Японией и по другим аспектам урегулирования, под которыми японская сторона подразумевала диалог о судьбе двух других островов (Кунашир и Итуруп).

Однако в 1960 г. ситуация изменилась. Весной 1960 г. произошло  общее резкое ухудшение советско-американских отношений в связи с полетом  американского разведывательного  самолета У-2, сбитого над советской  территорией. В связи с этим инцидентом произошел срыв Парижской встречи  в верхах (СССР, США, Франция и  Великобритания). В сложившейся обстановке японское правительство пошло на подписание с США нового договора безопасности, несмотря на попытки  Москвы помешать этому. Советское руководство  официально заявило японской стороне  о своем отказе от обязательств по декларации 1956 г. на том основании, что  Япония, перезаключив договор с США, продемонстрировала свое намерение  поддерживать антисоветский курс Вашингтона. После этого советская сторона  до конца 80-х годов никогда не упоминала декларацию 1956 г., хотя во время визита премьер-министра Японии К. Танака в Москву в 1973 г. японская сторона пыталась вернуться к этому вопросу.

Ситуация стала  меняться с началом перестройки. В завуалированной форме советское  руководство признало факт наличия  территориальной проблемы в советско-японских отношениях, хотя не в той форме, в какой ее ставила японская сторона. Стало меняться отношение Москвы к декларации 1956 г. Во время визита в Японию М. С. Горбачева в апреле 1991г. в советско-японское коммюнике  было включено положение о намерении  сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая его территориальные  аспекты в форме демаркации (ст.4).

Было также  отмечено, что мирный договор обсуждался с учетом мнений каждой из сторон по поводу четырех островов. Наконец, стороны  согласились развивать все позитивные элементы, накопленные в их отношениях с 1956 г. Таким образом, советская  сторона косвенно признала значимость договоренностей 1956 г. и выразила намерение  продолжить обсуждение территориальных  аспектов урегулирования.

После распада  СССР Москва ужесточила свою позицию, учитывая критику со стороны общественности и возражения властей Сахалинской  области, в которую входят Курильские острова. В полуофициальных выступлениях представители российского руководства  стали говорить о несвоевременности  требований японской стороны и их неприемлемости.

Следует отметить, что после распада СССР японская сторона также ужесточила свою позицию, сведя ее к категоричной формуле  «только все и только сразу», что  предполагало намерение Токио не ограничиваться выполнением условий  декларации 1956 г., а добиваться одновременной  и безусловной передачи Японии всех четырех островов. Из-за наступательной позиции японской дипломатии Москва в 1992 г. дважды принимала решение  отложить визит президента Б. Н. Ельцина  в Токио.

Информация о работе Международные отношения в Восточной Азии