Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, доклад
Социологи, экономисты, инженеры, ученые и многие другие говорят сейчас о проблеме водных ресурсов и связанных с ними конфликтах. Это ведет к дезориенти-рующему и в некоторых случаях вводящему в заблуждение анализу. Некоторые подра-зумевают под конфликтами крупномасштабное насилие, другие включают в это поня-тие даже убийства в местных конфликтах.
Подобно
бассейну реки Делавэр, семь штатов бассейна
реки Колорадо также по-пытались использовать
процесс заключения договоров между
штатами. Начиная с ба-зисного
вододеления в 1920-х гг., были разработаны
федеральные законодательные
Межгосударственная комиссия бассейна реки Потомак (ICPRB) также была соз-дана в результате возникновения необходимости планирования непредвиденных засух. В течение длительного периода предлагалось строительство многочисленных плотин. Однако была построена только одна крупная плотина. Остаток имеющейся воды пре-доставляется через договорные соглашения между штатами и федеральным округом.
ICPRB
демонстрирует важность данных
и технического анализа для
развития сотрудничества. Комиссия
не имеет других полномочий, кроме
сбора данных и органи-зации
обсуждений между штатами
3. Опыт Канады
Канадский Водный совет степных провинций (PWB) представляет собой еще один пример организационного сотрудничества. Совет осуществляет мониторинг сто-ка, контроль качества воды, консультирует в случае возникновения споров, имеет ко-миссии по расследованию и технические комитеты. Совет был создан Основным со-глашением между степными провинциями Канады -Альбертой, Саскачеваном и Мани-тобой. В контексте данного соглашения о вододелении были заключены двусторонние соглашения между провинциями. Каждая провинция управляет своими собственными водными ресурсами в рамках своей юрисдикции. PWB контролирует сток на границах.
Из
деятельности PWB можно извлечь некоторые
важные уроки. Совет функцио-нирует
на основе консенсуса. Он обеспечивает
сильную и компетентную поддержку.
Совет характеризуется
4. Другие международные примеры
C
1977 г. в бассейне Ганга был
создан Совместный речной
Комиссия
реки Меконг, также расположенная
в Азии, примерно в то же самое
время, что и Комиссия Инда, продолжала
свою работу даже в периоды конфликтов.
Подобно многим другим бассейновым
организациям, Комиссия сначала функциониро-вала
как постоянный консультативный
совет профессиональных инженеров.
Около 25 % ее расходов (44 млн. долл. США
внутреннего финансирования и 800 млн.
долл. США привлекаемых инвестиций)
приходится на сбор данных и разработку
ТЭО. Дос-тижения Комиссии включают
двенадцать проектов, обеспечивающих
210 МВт энергии и дополнительного
орошения 200 тыс. га земель, защиту от паводков,
машинную ирри-гацию, сельскохозяйственные
исследования и службы распространения
знаний и опы-та, рыболовство и
речное судоходство. Однако, как отмечает
Кирмани, между странами региона
отсутствует чувство
В
Южной Америке в бассейне Ла-Платы
был создан Координирующий межпра-вительственный
комитет (CIC), который помогал в
подготовке соглашения о бассейне Ла-Платы.
Данная структура может
Как отмечает Фредериксен и другие, существует мало сомнений в том, что со-глашение, заключенное более 40 лет назад по р. Инд, было очень важным для обеспе-чения региональной безопасности и последующего экономического развития Пакиста-на и Индии. После отделения Пакистан стал государством низовьев. Внутренняя про-блема превратилась в международную проблему трансграничных водных ресурсов. То же самое произошло в 1990-х гг. в бассейне Аральского моря в Центральной Азии. Рас-пределение водных ресурсов рек Инд, Джелум, Чинаб, Рави, Беас и Сатледж в Пенджа-бе и Синде стало основной причиной напряженных отношений между Индией и Паки-станом. Очень вероятно, что данная ситуация привела бы к крупному конфликту. Со-глашение и процесс переговоров предотвратили конфликт. Соглашение соблюдалось даже во время периодов конфликтов между Пакистаном и Индией. Выводы, сделанные на основе этого конфликта, имеют большое значение для управления конфликтами из-за трансграничных водных ресурсов.
При поддержке третьих сторон, Индия и Пакистан перешли от позиционных пе-реговоров к переговорам, основанным на интересах. Первоначально Пакистан потребо-вал арбитража, а Индия отказалась от этого и настаивала на специальном суде. Обе стороны использовали классические подходы позиционных переговоров.
Вместо
этого, по предложению Дэвида Лилиентала
из TVA, был начат процесс с медиацией
Всемирного банка. Первоначально идея
состояла в том, чтобы при помощи
технических исследований определить
оптимальное использование и
стимулировать совместное функционирование
рек. После долгого пребывания в
тупике ситуация сме-нилась разработкой
творческих решений о распределении
воды по предложению банка, выдвинутого
в ответ на запрос сторон. Хотя оптимальное
техническое решение и не смогло
взять вверх, были начаты переговоры
на основе общей технической и
инженер-ной стоимости
Всемирный
Банк в качестве третьей стороны
предоставил ресурсы и возмож-
Часть V: Заключение
Исторически вода чаще играла роль средства создания сообществ, а не причины войны. Психологическая, символическая, экономическая и функциональная роль воды в деятельности человека является общей для всех культур. Вода доказала свою способ-ность объединения сторон даже в ситуациях, в которых стороны не желают разговари-вать друг с другом. Вода предлагает мощное средство решения проблем, имеющих ог-ромное значение для жизнедеятельности человека.
В
настоящее время расходы на ответные
меры, такие как деятельность «голубых
касок» и гуманитарная помощь, растут
намного быстрее, чем расходы
на предотвраще-ние или снижение
частоты и интенсивности
Инвестиции
в разработку водной политики являются
инвестициями в предот-вращение и
сокращение чрезвычайных ситуаций и
конфликтов. Многие исследователи отмечают,
что инвестиции в управление водными
ресурсами могут
Межведомственные и межотраслевые проблемы станут играть более важную роль в развитии в целом, и в водных инвестициях в частности, особенно по сложным многоцелевым проектам. Опыт показывает, что ключ к успешным многоцелевым про-ектам состоит в ранней разработке творческих альтернатив и развитии чувства прича-стности среди заинтересованных сторон и к альтернативам, и к процессу, в рамках ко-торого данные альтернативы были разработаны. Данные аспекты имеют даже большее значение, чем исследование воздействия на окружающую среду. Они означают инте-грацию этих проблем еще на стадии их формулирования, как по общественным, так и по частным проектам.
Исследовав
примеры международных
Наши знания о водных ресурсах продолжают подталкивать нас к видению новых способов и средств всестороннего анализа и действий для лучшей интеграции видов водопользования и различных ведомств. Некоторые из ключевых задач включают вы-явление и переговоры о взаимных интересах и поиски путей расширения сферы рас-сматриваемых вопросов, а также интеграцию управления ресурсами вне политических границ. Поскольку мы начинаем достигать пределов использования природных водных ресурсов, гибкость наших организаций в ответ на колебания водообеспеченности ста-новится очень важной. Эта гибкость больше всего необходима для обеспечения дис-куссий между лицами, занимающимися поиском политических компромиссов. Дейст-вительно, гибкость имела большое значение для успеха переговоров о заключении ме-ждународных экологических соглашений.
Профессиональное
водное сообщество уже давно говорит
о том, что суть вопро-са хорошего
управления водными ресурсами состоит
в бассейновом управлении. Сюда относится
техническое увеличение водоснабжения
и управление требованиями на воду.
На современном языке это означает
координацию и интеграцию деятельности
в вер-ховьях и низовьях в пределах
единой водной экосистемы. Такое управление
может спо-собствовать
Создание совместных организаций и соглашений по трансграничным водным ресурсам занимает время. Часто этот процесс начинается с информационного обмена, затем продолжается разработка соглашений после создания начальных организацион-ных структур. Наличие компетентной технической поддержки может иметь большое значение для развития сотрудничества, а большая гибкость и простота дает лучший шанс для сотрудничества.
Очень часто путь к сотрудничеству начинается с информационного обмена. Од-нако соглашения о вододелении и совместном использовании не являются абсолютны-ми, они продолжают развиваться после создания начальных совместных организаций.
Данные организации обеспечивают безопасную среду для переговоров. Опыт показы-вает, что компетентная техническая поддержка может иметь огромное значение для развития сотрудничества и что большая гибкость и простота дают больший шанс для сотрудничества.
Информация о работе Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами