Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, доклад
Социологи, экономисты, инженеры, ученые и многие другие говорят сейчас о проблеме водных ресурсов и связанных с ними конфликтах. Это ведет к дезориенти-рующему и в некоторых случаях вводящему в заблуждение анализу. Некоторые подра-зумевают под конфликтами крупномасштабное насилие, другие включают в это поня-тие даже убийства в местных конфликтах.
На
другом конце спектра исследователи
говорят о том, как ирригация
в сообще-стве порождала демократический
дух и чувство общности. Например,
ирригацию в Ис-пании в
Тем
не менее, другие аналитики не находят
сильных аргументов в пользу гипо-тез
централизации или
Одна из главных причин, почему в США нет аналогов TVA, состоит в сопротив-лении со стороны другой водохозяйственной бюрократии, которая чувствовала здесь угрозу для своего существования. Косвенно эта тенденция в направлении к бюрократии иногда также относится к иностранной помощи, оказываемой западными странами. Не-которые считают, что эта помощь частично помогла созданию «клонов» своей собст-венной бюрократии в ирригации, которую сейчас хотели бы изменить.
Однако
сильное сообщество и сепарационные
традиции развивались одновре-менно
с движением к бюрократизации
в ирригации, упомянутой выше. Например,
в США существует богатая история
создания ассоциаций фермеров. Служба
охраны почв (SCS), созданная центральной
бюрократией, функционировала для
поддержки общественного
Создание физической водной инфраструктуры способом совместного участия является в настоящее время важным средством создания гражданской инфраструктуры и гражданского сообщества, или, как ее сейчас называют, «среды управления». Управ-ление водными ресурсами, при дискуссиях о рынках, оценке, планировании, участии и оценке окружающей среды, является точкой объединения этих сил. Однако, как было сказано выше, такие проблемы исторически находились в центре сферы управления водными ресурсами, возвышения и упадка цивилизаций. Фонтаны древнего Рима, так же как напорные трубы в современных небольших поселениях или средневековых го-родах Европы, играли важную роль в создании гражданской культуры, наравне с удов-летворением жажды. Они предоставляли возможность развития гражданского диалога и объединения, играя важную роль в создании чувства гражданской причастности и от-ветственности. Действительно, строительство фонтанов, как гражданские работы, объ-единяли народы, верующие и неверующие. Мы не должны забывать, что гражданское общество, гражданская культура и гражданское строительство имеют общие корни. Имеем ли мы дело с ирригационными ассоциациями, общественными водохозяйствен-ными и канализационными службами или масштабными многоцелевыми речными со-оружениями, управление водными ресурсами заставляет нас объединять и уравнове-шивать права и обязанности. Наиболее демократически ориентированные исследовате-ли считают, что опыт такого равновесия является наиболее важным для развития гражданского общества.
Сегодня
существуют многочисленные признаки того,
как определенные техно-логии тонко
преобразовывают урегулирование конфликтов,
переговоры и динамику урегулирования
водных конфликтов. Например, новое
программное обеспечение и ви-
Спутниковая технология, хотя и не отменяет необходимость «наземного контро-ля данных», позволяет странам и районам получать довольно точные данные о водном стоке в других районах, независимо от уровня обмена данными. Данный технологиче-ский потенциал преобразует характер отношений и переговоров между районами. По-пытки держать данные в секрете или предоставлять неправильные данные просто не срабатывают, как раньше. И эта технология распространяется, демократизируется бы-стрее, чем любые прогнозы.
Фактически
была создана жизнеспособная всемирная
бассейновая организация, возникшая
в течение нескольких десятилетий
в результате чрезвычайных гидрологиче-ских
событий. Обеспечение обмена данными
и достоверной технической
Приобретение больших знаний о жизнеспособности традиционных методов управления водными ресурсами является важным результатом анализа водной цивили-зации. Данные методы варьируются от старых технологий, подобных используемым в пустыне Негев или других районах Северной Африки, до различных процедур управ-ления ирригационными попусками и иерархии прав, найденных в судебных записях средневековой Испании и других регионов.
Часть IV: Как сотрудничать: конфликты из-за трансграничных
водных ресурсов
A. Роль международного права и юридических принципов
Заключения Комиссии международного права, Хельсинские правила, заключе-ния Ассоциации международного права, недавнее соглашение (на основе заключений ILC), принятое Генеральной Ассамблеей ООН и проходящее в настоящее время про-цесс ратификации, выработали некоторые традиционные принципы несудоходных видов использования международных водотоков.
В кратком изложении они выглядят следующим образом:
справедливое и разумное использование;
обязательство не причинять ощутимый ущерб;
общее обязательство сотрудничества;
регулярный обмен данными и информацией;
учет
отношений между
Технология Альтернативного урегулирования споров (ADR) принесла новое по-нимание ведения переговоров, дополнив теорию и практику переговоров, способство-вания и посредничества, а также позволила разработать практические инструменты для диагностики причин конфликтов и других аспектов в составе методик ADR. Техноло-гия ADR создала новый язык переговоров, основанный на интересах. Многие из этих методик возникли на основе опыта в сфере экологии и управления природными ресур-сами. Однако, хотя данная технология говорит о предупреждении и уходе от конфлик-та, в ней намного меньше говориться о долгосрочном усилении организационного по-тенциала и структурных изменениях, основанных на фундаментальном изменении цен-ностей, определяющем поведение менеджеров водных ресурсов.
Социологи
говорят, что организации представляют
модель поведения, создаю-щую устойчивые
ожидания с течением времени. Данные
модели определяются ценно-стями, которые
часто являются скрытыми и неисследованными.
Организации по управ-лению водными
ресурсами трансформируются через
глубокое изменение ценностей. Обеспечение
новых ценностей и
Развитие
трансграничного сотрудничества в
управлении водными ресурсами за-висит
от того, как мы понимаем функционирование
принципа «дополнительности» в управлении
водными ресурсами. Создание водохозяйственных
организаций также не-
C. Концептуальная модель
Организаций по управлению трансграничными водными ресурсами
Существующий опыт управления водными ресурсами содержит главным обра-зом попытки создания организаций, занимающихся распределением и оценкой водных ресурсов наряду с установлением и поддержанием прав. Данные организации, являясь как частными, так и общественными, демонстрируют разнообразие понимания того, что означает принцип «дополнительности» для сферы управления водными ресурсами.
Большая
часть профессиональной литературы
о водных ресурсах рассматривает
один сектор в пределах юрисдикции
-основной или дополнительной. Данная
тенден-ция демонстрируется
Мы
часто сталкиваемся со слабыми законами
и их неудовлетворительным вы-полнением.
Раньше межведомственные водные организации
возникали из определен-ных отраслевых
требований, например, транспортировки.
Многие из таких организаций постепенно
расширили сферу своей
В
этом поиске водные ресурсы рассматривались
либо как цель, либо как средст-во.
На самом деле вода - это и то, и
другое. Когда воды много, легче рассматривать
во-ду как средство. В аридных
регионах вода вероятно в большей
степени рассматривает-ся как организующий
принцип общества. Действительно, есть
люди, доказывающие, что возвышение
и упадок многих цивилизаций был
связан с их социальной организаци-ей
и управлением водными
Если рассматривать воду как средство, с утилитарной точки зрения можно рас-сматривать воду как фактор производства. Но в конечном счете вода часто рассматри-вается как святыня и ценность, что выходит за рамки утилитарного подхода. Действи-тельно, три основных религии Запада (христианство, иудаизм и ислам) зародились в аридном регионе Ближнего Востока, и в обрядах каждой религии вода является важным компонентом.
Очевидно, существует определенное равновесие. Однако точка равновесия бу-дет различной в различных регионах мира. Без исследований стоимостных характери-стик предположения, содержащиеся в моделях водохозяйственных организаций в неаридных регионах, могут стать разрушительными для аридных регионов.
Методы и типы организаций могут быть различными в различных частях матри-цы. Например, рынки воды длительное время существовали под юрисдикцией отдель-ных отраслей. Однако эта ситуация изменилась из-за необходимости многоотраслевого использования. В настоящее время водохозяйственные организации рассматриваются в контексте возросших требований на воду даже в неаридных регионах.
D. Последовательность методов и подходов к сотрудничеству и
управлению урегулированием споров из-за трансграничных водных ресурсов
При принятии решений или арбитраже третьих сторон основная коммуникаци-онная модель включает общение между сторонами и арбитром, экспертной группой или судьей. Каждая сторона представляет дело на рассмотрение судьи или экспертной группы, которые и принимают решения. Помощник и/или посредник стремятся при участии третьей стороны стимулировать первичное прямое общение между сторонами. Таким образом, стороны могут совместно диагностировать проблемы, вырабатывать альтернативы и заключать соглашения.
Отдельное
лицо, без участия посредников, может
участвовать в интегрирован-
Информация о работе Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами