Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, доклад

Описание работы

Социологи, экономисты, инженеры, ученые и многие другие говорят сейчас о проблеме водных ресурсов и связанных с ними конфликтах. Это ведет к дезориенти-рующему и в некоторых случаях вводящему в заблуждение анализу. Некоторые подра-зумевают под конфликтами крупномасштабное насилие, другие включают в это поня-тие даже убийства в местных конфликтах.

Работа содержит 1 файл

Международные конфликты.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

На  другом конце спектра исследователи  говорят о том, как ирригация  в сообще-стве порождала демократический  дух и чувство общности. Например, ирригацию в Ис-пании в шестнадцатом и семнадцатом столетии начинали, организовывали и финанси-ровали местные  общины. Некоторые предполагают, что  изменение политической орга-низации  в направлении к большей или  меньшей централизации может  рассматриваться как реакция  общества на деградацию окружающей среды. Хотя первоначальные дейст-вия в  ответ на увеличение деградации окружающей среды могли усилить централиза-цию, долгосрочная деградация приводила к децентрализации. Население переходило от оседлого сельского хозяйства к кочевому животноводству и обратно. Вывод заключа-ется в том, что ирригация сама по себе не обязательно неизбежно ведет к политической централизации. Кроме того, политическая централизация не требует использования ир-ригационных каналов. Фактически, в крупных цивилизациях происходил периодиче-ский рост и разрушение политических империй.

Тем не менее, другие аналитики не находят  сильных аргументов в пользу гипо-тез  централизации или децентрализации. Недавно тезис Виттфогеля использовался  для частичного объяснения развития орошения на западе США. Запад США  рассматрива-ется как пример развития бюрократии или даже централизации  аридных сообществ на основе масштабной ирригации. Другой исследователь считает, что, независимо от того, какая политическая структура используется -дистрибутивные системы, коллективные товары и т. п. -результаты всегда одинаковы. Те, кто  имеет власть, получают доступ к  воде при помощи цен, участия или  административных процедур. Такой взгляд зародил-ся в американской литературе, рассказывающей о водных ресурсах западных штатов, например, о Малагва Бин  Филнд Вордс и Чайнатауне.

Одна  из главных причин, почему в США  нет аналогов TVA, состоит в сопротив-лении  со стороны другой водохозяйственной  бюрократии, которая чувствовала  здесь угрозу для своего существования. Косвенно эта тенденция в направлении  к бюрократии иногда также относится  к иностранной помощи, оказываемой  западными странами. Не-которые считают, что эта помощь частично помогла  созданию «клонов» своей собст-венной бюрократии в ирригации, которую  сейчас хотели бы изменить.

Однако  сильное сообщество и сепарационные  традиции развивались одновре-менно  с движением к бюрократизации в ирригации, упомянутой выше. Например, в США существует богатая история  создания ассоциаций фермеров. Служба охраны почв (SCS), созданная центральной  бюрократией, функционировала для  поддержки общественного управления почвами. Сельскохозяйственные службы распространения знаний и опыта  представляют собой еще один подобный пример. Аналогично, в арид-ных регионах развивались рынки воды меньшего масштаба и торговля водой. Поэтому  примеры в США - так же, как и  другие примеры из истории -показывают наличие смешанной системы.

Создание  физической водной инфраструктуры способом совместного участия является в  настоящее время важным средством  создания гражданской инфраструктуры и гражданского сообщества, или, как  ее сейчас называют, «среды управления». Управ-ление водными ресурсами, при  дискуссиях о рынках, оценке, планировании, участии и оценке окружающей среды, является точкой объединения этих сил. Однако, как было сказано выше, такие проблемы исторически находились в центре сферы управления водными ресурсами, возвышения и упадка цивилизаций. Фонтаны древнего Рима, так же как напорные трубы в современных небольших поселениях или средневековых го-родах Европы, играли важную роль в создании гражданской культуры, наравне с удов-летворением жажды. Они предоставляли возможность развития гражданского диалога и объединения, играя важную роль в создании чувства гражданской причастности и от-ветственности. Действительно, строительство фонтанов, как гражданские работы, объ-единяли народы, верующие и неверующие. Мы не должны забывать, что гражданское общество, гражданская культура и гражданское строительство имеют общие корни. Имеем ли мы дело с ирригационными ассоциациями, общественными водохозяйствен-ными и канализационными службами или масштабными многоцелевыми речными со-оружениями, управление водными ресурсами заставляет нас объединять и уравнове-шивать права и обязанности. Наиболее демократически ориентированные исследовате-ли считают, что опыт такого равновесия является наиболее важным для развития гражданского общества.

Сегодня существуют многочисленные признаки того, как определенные техно-логии тонко  преобразовывают урегулирование конфликтов, переговоры и динамику урегулирования водных конфликтов. Например, новое  программное обеспечение и ви-зуальное изображение теперь помогают «объединенной  разработке» моделей водных ресурсов для политиков и специалистов. Они также увеличивают реальный потенциал увеличения количества жизнеспособных и редко выдвигаемых альтернатив  для поли-тиков, ведущих переговоры и принимающих решения, в режиме реального времени. Как учит теория переговоров, возможность увеличения выбора часто является ключом к успешным переговорам.

Спутниковая технология, хотя и не отменяет необходимость  «наземного контро-ля данных», позволяет  странам и районам получать довольно точные данные о водном стоке в  других районах, независимо от уровня обмена данными. Данный технологиче-ский потенциал преобразует характер отношений и переговоров между  районами. По-пытки держать данные в секрете или предоставлять  неправильные данные просто не срабатывают, как раньше. И эта технология распространяется, демократизируется бы-стрее, чем  любые прогнозы.

Фактически  была создана жизнеспособная всемирная  бассейновая организация, возникшая  в течение нескольких десятилетий  в результате чрезвычайных гидрологиче-ских событий. Обеспечение обмена данными  и достоверной технической экспертизой  является необходимым условием успешной деятельности организаций. Взаимодействие между политиками и специалистами  для достижения этого состояния  является доста-точно сложным. Однако жизнеспособность бассейновой организации, часто необходи-мая для обслуживаемого населения, в конечном счете зависит прежде всего от такой достоверной технической экспертизы.

Приобретение  больших знаний о жизнеспособности традиционных методов управления водными  ресурсами является важным результатом  анализа водной цивили-зации. Данные методы варьируются от старых технологий, подобных используемым в пустыне  Негев или других районах Северной Африки, до различных процедур управ-ления  ирригационными попусками и иерархии прав, найденных в судебных записях  средневековой Испании и других регионов.

Часть IV: Как сотрудничать: конфликты из-за трансграничных

водных ресурсов

A. Роль международного права  и юридических принципов 

Заключения  Комиссии международного права, Хельсинские  правила, заключе-ния Ассоциации международного права, недавнее соглашение (на основе заключений ILC), принятое Генеральной  Ассамблеей ООН и проходящее в  настоящее время про-цесс ратификации, выработали некоторые традиционные принципы несудоходных видов использования  международных водотоков.

В кратком изложении они выглядят следующим образом:

справедливое  и разумное использование;

обязательство не причинять ощутимый ущерб;

общее обязательство сотрудничества;

регулярный  обмен данными и информацией;

учет  отношений между пользователями.

Технология  Альтернативного урегулирования споров (ADR) принесла новое по-нимание ведения  переговоров, дополнив теорию и практику переговоров, способство-вания и  посредничества, а также позволила  разработать практические инструменты  для диагностики причин конфликтов и других аспектов в составе методик ADR. Техноло-гия ADR создала новый язык переговоров, основанный на интересах. Многие из этих методик возникли на основе опыта в сфере экологии и управления природными ресур-сами. Однако, хотя данная технология говорит  о предупреждении и уходе от конфлик-та, в ней намного меньше говориться о долгосрочном усилении организационного по-тенциала и структурных изменениях, основанных на фундаментальном изменении цен-ностей, определяющем поведение менеджеров водных ресурсов.

Социологи говорят, что организации представляют модель поведения, создаю-щую устойчивые ожидания с течением времени. Данные модели определяются ценно-стями, которые  часто являются скрытыми и неисследованными. Организации по управ-лению водными  ресурсами трансформируются через  глубокое изменение ценностей. Обеспечение  новых ценностей и сопутствующих  требований к водохозяйственным  ор-ганизациям означает долгосрочное изменение моделей поведения  менеджеров водных ресурсов. Водохозяйственные  организации также составляют центральную  часть «дополнительности». «Дополнительность» -принцип, определяющий, что ни одна из задач государства не может  быть возложена на орган, если он не может удовлетворительно ее выполнять.

Развитие  трансграничного сотрудничества в  управлении водными ресурсами за-висит  от того, как мы понимаем функционирование принципа «дополнительности» в управлении водными ресурсами. Создание водохозяйственных  организаций также не-посредственно  связано с созданием организационного потенциала и управления. Наи-более  важные факторы в развитии межведомственных и отраслевых учреждений состо-ят в  создании желания и стимулировании сотрудничества.

C. Концептуальная модель создания  совместных соглашений и 

Организаций по управлению трансграничными  водными ресурсами 

Существующий  опыт управления водными ресурсами  содержит главным обра-зом попытки  создания организаций, занимающихся распределением и оценкой водных ресурсов наряду с установлением и поддержанием прав. Данные организации, являясь как  частными, так и общественными, демонстрируют  разнообразие понимания того, что  означает принцип «дополнительности» для сферы управления водными  ресурсами.

Большая часть профессиональной литературы о водных ресурсах рассматривает  один сектор в пределах юрисдикции -основной или дополнительной. Данная тенден-ция демонстрируется развитием  управления водными ресурсами от одноцелевых до многоцелевых процедур. Банки воды в Калифорнии и призыв Всемирного банка к меж-отраслевому  участию в разработке водных стратегий  всех заинтересованных сторон представляют собой два недавних примера усилий в этом направлении. В различной  степени данная тенденция характеризуется  некоторыми законами, санкциями и  согла-шениями.

Мы  часто сталкиваемся со слабыми законами и их неудовлетворительным вы-полнением. Раньше межведомственные водные организации  возникали из определен-ных отраслевых требований, например, транспортировки. Многие из таких организаций постепенно расширили сферу своей деятельности, включив другие отрасли. Однако в  сфере международных и внутренних водных ресурсов существовала тенденция  финан-сирования по отраслевому  принципу, ставя таким образом  отрасль в противоречие юридической  логике, что проявляется в аргументах в пользу того, что является полити-ческим, а что техническим.

В этом поиске водные ресурсы рассматривались  либо как цель, либо как средст-во. На самом деле вода - это и то, и  другое. Когда воды много, легче рассматривать  во-ду как средство. В аридных  регионах вода вероятно в большей  степени рассматривает-ся как организующий принцип общества. Действительно, есть люди, доказывающие, что возвышение и упадок многих цивилизаций был  связан с их социальной организаци-ей и управлением водными ресурсами.

Если  рассматривать воду как средство, с утилитарной точки зрения можно  рас-сматривать воду как фактор производства. Но в конечном счете вода часто  рассматри-вается как святыня и  ценность, что выходит за рамки  утилитарного подхода. Действи-тельно, три основных религии Запада (христианство, иудаизм и ислам) зародились в  аридном регионе Ближнего Востока, и в обрядах каждой религии  вода является важным компонентом.

Очевидно, существует определенное равновесие. Однако точка равновесия бу-дет различной  в различных регионах мира. Без  исследований стоимостных характери-стик предположения, содержащиеся в моделях  водохозяйственных организаций  в неаридных регионах, могут стать  разрушительными для аридных  регионов.

Методы  и типы организаций могут быть различными в различных частях матри-цы. Например, рынки воды длительное время  существовали под юрисдикцией отдель-ных  отраслей. Однако эта ситуация изменилась из-за необходимости многоотраслевого использования. В настоящее время  водохозяйственные организации  рассматриваются в контексте  возросших требований на воду даже в неаридных регионах.

D. Последовательность методов и подходов к сотрудничеству и

управлению урегулированием споров из-за трансграничных водных ресурсов

При принятии решений или арбитраже  третьих сторон основная коммуникаци-онная  модель включает общение между сторонами  и арбитром, экспертной группой или  судьей. Каждая сторона представляет дело на рассмотрение судьи или экспертной группы, которые и принимают решения. Помощник и/или посредник стремятся при участии третьей стороны стимулировать первичное прямое общение между сторонами. Таким образом, стороны могут совместно диагностировать проблемы, вырабатывать альтернативы и заключать соглашения.

Отдельное лицо, без участия посредников, может  участвовать в интегрирован-ных  переговорах, однако число заинтересованных сторон в вопросах управления вод-ными ресурсами растет, проблемы становятся все более сложными, а ресурсы  истоща-ются, часто необходима помощь третьей или нейтральной стороны. Было выполнено несколько исследований переговоров на основе интересов  по вопросам водных ресур-сов. Данные исследования показывают, как трудно для сторон без помощи посредников обнаружить общие интересы, которые кажутся  очевидными после принятия соглаше-ния. Например, проектировщики, нефтяные компании и защитники окружающей среды  обнаружили, что они имеют общие  интересы в отношении времени  и денег по кон-фликтам из-за использования  водно-болотных угодий на юге США. Проектировщики, которые должны были строить многоквартирные  дома или осуществлять бурение в  мо-ре, понимали, что стабилизация выдачи разрешений на строительство на пятилетний период будет означать уверенную  прибыль; то же касалось разведочного бурения неф-ти на побережье залива. Была укреплена уверенность в  том, что проект не будет пре-кращен. Защитники окружающей среды, которые  противостояли любому дополнитель-ному использованию водно-болотных угодий или опасности для нового устья, осозна-ли, что стабилизация выдачи разрешений позволила бы высвободить  дефицитные ре-сурсы -время и деньги -которые могли бы быть использованы для других приоритет-ных целей. Сохраняя первоначально скептицизм, стороны в дальнейшем участвовали  в интегрированных переговорах  при поддержке посредников для  совместного определе-ния общих  интересов и достижения соглашений, которые позволили им сохранить  свои ценности и целостность.

Информация о работе Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами