Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, доклад
Социологи, экономисты, инженеры, ученые и многие другие говорят сейчас о проблеме водных ресурсов и связанных с ними конфликтах. Это ведет к дезориенти-рующему и в некоторых случаях вводящему в заблуждение анализу. Некоторые подра-зумевают под конфликтами крупномасштабное насилие, другие включают в это поня-тие даже убийства в местных конфликтах.
Готовность к большей гибкости и принятию соглашений, разработанных сторо-нами, может быть достаточной для легитимизации роли процедурной помощи. Она может даже стимулировать последующую независимую помощь в соответствии с тре-бованиями сторон.
Даже
если доноры и кредиторы приняли
гибкость, упомянутую выше, там, где
ситуация этого требовала, вступают
ли их цели развития (или интересы) в
конфликт с их способностью играть
роль катализатора или осуществлять
фасилитацию и медиа-цию? Теория
процесса основана не на идеи объективности,
свободной от ценностей, а скорее
на социальном/психологическом
Причина,
по которой процедурная поддержка
может быть эффективной, состоит
в том, что она позволяет сторонам
заниматься содержанием без одновременного
про-цедурного
Если же они понимают, что соглашения необходимы и открыты для различных альтернативных подходов, включая вариант запрещения проекта, они могут оказывать процедурную поддержку. Действительно, в бассейне Инда, как только Всемирный банк перестал настаивать на варианте, который он разработал по просьбе сторон и перешел к фасилитации в разработке совместных вариантов между сторонами, его роль стала бо-лее эффективной.
Тот
факт, что Всемирный банк имел финансовые
ресурсы и возможность выра-
E. Сотрудничество: управление спорами и усиление
организационного потенциала в сфере водных ресурсов
Дискуссии вокруг создания водохозяйственных организаций могут быть охарак-теризованы как диалектическое противоречие между двумя философскими теориями; первая из них - аналитическая модель обоснования, часто называемая теорией плани-рования, вторая -утилитарная или свободная рыночная модель, часто рассматриваемая с точки зрения приватизации. Каждая из этих теорий подразумевает различное видение того, как должны измениться водохозяйственные организации.
Рациональное
аналитическое обоснование
Формирование совместных трансграничных организаций и водохозяйственных учреждений почти всегда осуществляется в более широком социальном контексте и в свете предыдущих соглашений о вододелении. Процесс, используемый ранее для ре-шения проблем перераспределения, редко соответствовал национальным моделям ана-литического и рационального выбора. Водохозяйственное планирование содержит столько же гибкости и управления неопределенностью, сколько и распознающих де-терминированных тенденций. Поэтому наш опыт расположен между этими крайностя-ми.
В
США многочисленные президентские
комиссии неудачно пытались разрабо-тать
водную политику. В течение 1970-х гг.
была разработана сложная
В 1980-х гг. в США произошел переход к рыночной теории. Национальное эко-номическое развитие снова было определено главной целью, причем окружающая сре-да рассматривается как ограничивающий фактор, обычно управляемый регулирующей политикой. Появились новые партнерства между частным и общественным секторами на основе разделения расходов. Были сделаны попытки использовать более реалисти-ческую оценку -ближе к маргинальной стоимости -через различные водные рыночные механизмы.
В Европе Великобритания переходит от модели общественного бассейнового планирования к большей приватизации. Хотя речные бассейны имели меньший размер и использовались для меньшего количества целей, здесь также имеется система нацио-нального регулирующего контроля. Начиная с 1970-х гг., во Франции использовалась система, расположенная где-то посередине между этими двумя крайностями. Крупные бассейны имеют комитеты, состоящие из представителей промышленности, экологиче-ских организаций и широкой общественности. Эти комитеты, которые формально представляют пользователей и финансируются за счет штрафов за загрязнение, уста-навливают приоритеты для пользователей в течение последних 20-25 лет.
В ЕС, как и в Соединенных Штатах, начался переход от одноцелевого к много-целевому функционированию бассейновых организаций, например, в бассейне Дуная и Рейна. Однако центральным компонентом здесь является скорее планирование и коор-динация, и только потом - вододеление.
Поскольку водные специалисты начали воспринимать водные ресурсы в свете экономического развития, взаимозависимости, устойчивости и роста населения, водо-хозяйственная ситуация заставляет нас перейти от левой части последовательности действий к ее правой части. С другой стороны, юридическая и политическая ситуация обычно сопротивляется такому региональному устройству, зависящему от условий природного ресурса.
Достаточно
трудно добиться большей интеграции
и движения в направлении, которое
Уотербери называет унилатерализмом
в сфере трансграничных водных ресур-сов.
Однако наши знания о водных ресурсах
и ощущение постоянно увеличивающихся
требований на воду продолжают подталкивать
нас к
E. Сотрудничество: некоторые примеры
1. Североамериканский опыт
США
в некоторой степени
Сложные
формулы распределения
В 1980-х гг. в США произошел переход к рыночной теории. Национальное эко-номическое развитие снова было определено главной целью, причем окружающая сре-да рассматривается как ограничивающий фактор, обычно управляемый регулирующей политикой. Появились новые партнерства между частным и общественным секторами на основе разделения расходов. Были сделаны попытки использовать более реалисти-ческую оценку -ближе к маргинальной стоимости -через различные водные рыночные механизмы. В то же время возросла важность восстановления окружающей среды и управления водно-болотными угодьями.
С началом 1990-х гг. необходимость новых видов сотрудничества межу штатами - и во влажных, и в аридных регионах -возрастает. Использование исключительно су-дебных процессов оказалось слишком дорогим и негибким методом, ведущим к боль-шой трате времени, который заключен в рамки прецедентов и не способен реалистично отвечать новым потребностям. Действительно, даже Верховный суд США отметил важность выполнения планирования для будущих видов водопользования и обмена информацией как важного условия принятия судебного решения. По-видимому, в США наступает новая эра нововведений, направленных на изменение старых организаций в соответствии с реальной ситуацией.
Примеры
различных бассейнов и
2. Три конкретных примера в США
Кризисы, такие как засухи, ускоряют деятельность и во влажных, и в аридных регионах. Давайте рассмотрим региональные совместные меры, предпринятые в бас-сейнах рек Потомак, Делавэр и Колорадо, а также их организационное устройство.
В
начале 1920-х гг. засуха в бассейне
Делавэра привела к возникновению
кон-фликтов из-за вододеления. Штаты
первоначально пытались разрешать
данные кон-фликты через суд. Однако
судебная процедура была слишком
негибкой и технически неприемлемой.
Штаты начали понимать, что усиление
технического потенциала, вклю-чающее
сбор, обмен и анализ информации,
является необходимым для гидрологиче-
Засуха
в 1940-х гг. увеличила роль судебной
системы, в которой были установ-лены
принципы справедливости, однако она
все не была приемлемой для управления
во время засух. Это привело к
созданию в 1960-х гг. Бассейновой комиссии
Делавэра (DRBC), которая стала
Информация о работе Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами