Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, доклад
Социологи, экономисты, инженеры, ученые и многие другие говорят сейчас о проблеме водных ресурсов и связанных с ними конфликтах. Это ведет к дезориенти-рующему и в некоторых случаях вводящему в заблуждение анализу. Некоторые подра-зумевают под конфликтами крупномасштабное насилие, другие включают в это поня-тие даже убийства в местных конфликтах.
Главное
исходное условие данных процедур состоит
в том, что, отделяя процесс диалога
от его содержания, мы можем лучше
управлять обсуждениями и способство-вать
достижению соглашений. Данное разделение
процесса и содержания обуславлива-ет
необходимость помощи третьих лиц,
называемых иногда посредниками. Данные
фасилитаторы или медиаторы поддерживают
процесс диалога при
Необходимо отметить, что некоторые авторы подвергли сомнению подобные предпо-ложения, потому что они отражают и поддерживают западную точку зрения.
Медиация
возникла в сферах, где количество
сторон и проблем ограничено, на-пример,
при переговорах между
Медиаторы
же обычно не относятся к заинтересованным
сторонам. Подобно фасилитатору, медиатор
прежде всего делает процедурные
предложения, но иногда, по-средством
закрытых собраний или других средств,
может предлагать независимые аль-тернативы.
Некоторые медиаторы действуют
скорее как «дирижеры» и создают
среду для переговоров. Другие играют
роль скорее «заключающих сделки» и
больше участ-вуют в разработке деталей
урегулирования. Исследования медиации
серьезных между-народных конфликтах
показывают, что активное участие
медиаторов в урегулировании конфликтов
и процедурах очень полезно. Медиация
может использоваться в наиболее
поляризованных ситуациях, в отличие
от фасилитации, помогая выйти из
тупика и на-чать диалог. Одно исследование
показывает, что с 1816 по 1960 гг. медиация
предпри-нималась, в среднем, каждые
4,5 месяца при высоко поляризованных
международных ситуациях. Действительно,
недавние обзоры сотен случаев международной
медиации показывают высокую частоту
и высокую эффективность
Как
только стороны начинают «занимать
позиции», они впадают в инерцию,
ко-торая может привести к противостоянию
- ситуации, которой в другом случае
стороны постарались бы избежать.
Юридические правила
Подобные сценарии можно наблюдать повсеместно. Аналитики отмечают раз-витие конфликта по спирали, которое происходит, когда стороны занимают позиции. Часто независимые эксперты отдаляются и отодвигаются на задний план, за политиче-ские и юридические аспекты. Рассматривая переговоры по бассейну Дель Плата между Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Боливией и Уругваем, Кано описывает, как перего-воры, слишком ориентированные на политику, могут отодвинуть технические аспекты на задний план и уменьшить шансы на успех. В конце концов, большинство подписан-ных соглашений обсуждались старшими специалистами. Обзоры ООН по управлению международными водными ресурсами показывают ту же тенденцию и подчеркивают необходимость сотрудничества между экспертами.
Можно
оспорить утверждение, что неудача
недавнего Саммита по проблемам
лосося на Тихоокеанском северо-западе
США частично объясняется прежде
всего явно политической окраской встречи.
С целью объединения
Фактически
экспертные группы или комиссии часто
создавались в области
Организация
банков воды в Калифорнии и позднее
в Техасе может быть отмече-на как
организационная медиация или фасилитация,
объединенная с рыночными под-ходами.
Государственное учреждение-
Новое
программное обеспечение
Анализ процессов урегулирования международных экологических конфликтов, выполненный недавно в Норвегии, показывает, что «большинство юридических инст-рументов, касающихся окружающей среды, испытывает недостаток официальных обя-зательных механизмов урегулирования споров».
Однако
данная ситуация может измениться.
Статья 33 недавней Конвенции, раз-работанной
Комиссией международного права (ILC),
рассматривает вопросы урегули-
Поиск
сотрудничества по вопросам водных ресурсов
на Ближнем Востоке вклю-чал
Джонстонские
переговоры можно рассматривать
как усилия по медиации треть-ей стороной
посредством технической
Однако в конечном счете стало играть огромную роль стимулирование. В бас-сейне Инда вероятность войны достаточно реальна для того, чтобы мотивировать ис-пользование медиации. Хотя некоторые утверждают, что Ближний Восток - это особый случай, не все случаи настолько драматичны. Однако понимание пренебрегаемых пре-имуществ развития и ущербов (например, экологических) из-за отсутствия соглашений может стать необходимым стимулом. Такая ситуация ясно отражается на возросшем количестве попыток достичь многоцелевого водного соглашения.
Тролладен
отмечает, что для предотвращения
конфликтов будут играть все бо-лее
и более важную роль банки развития
и финансовые учреждения. Доступ к
капиталу потребует исследований со
стороны международных
Недавний межотраслевой диалог и трехсторонний процесс соглашения в Кали-форнии является одной из наиболее ярких иллюстраций стремления к участию, сотруд-ничеству и предотвращению дальнейшего противостояния по вопросам распределения водных ресурсов. В конечном счете, вопрос состоит в перераспределении воды между различными видами использования для окружающей среды, сельского хозяйства и му-ниципального водоснабжения.
Даже при наличии сложной системы прав на воду, законов, технической экспер-тизы и общественных заинтересованных групп, развитие водного хозяйства в Кали-форнии находилось в тупике. Войны, суды и позиционные переговоры доказали свою неэффективность. Недавняя засуха усугубила безвыходную ситуацию и не позволила достичь соглашения. Был создан трехсторонний диалог для изучения альтернатив вод-ного будущего и развития структуры на основе консенсуса для будущего развития. Данная структура непосредственно стимулирует переговоры на основе интересов, ве-дущие к принятию общих решений.
Подобные
модели разрабатываются по реке Миссури
и других регионах США, таких как
Джорджия, Флорида и Алабама. Медиация
недавно официально использова-лась
для достижения соглашения по плотине
Трумена на Миссури. Плотина Трумена
вызывала противоречия с начала ее
функционирования в 1981 г. Интересы гидроэнер-гетики
требовали увеличения выработки
энергии и противоречили
Доноры
и финансовые организации использовали
различные процедуры. На-пример, Всемирный
банк в начале 1990-х гг. сформировал
свой первый Экспертный совет в рамках
OD 7.50 с целью исследования международного
аспекта проекта строи-тельства
плотины, в который были вовлечены
Сомали и Эфиопия. Ни одна из стран
не выражала процедурное или
Независимая помощь и арбитраж третей стороны, вероятно, наиболее близки традиционной роли и имиджу многих доноров и финансовых организаций. В конце концов, будучи кредиторами, они должны выполнить оценку по некоторым критериям. Кроме того, такие учреждения, как Всемирный банк, являются центрами экспертизы. Однако, как показывают примеры рек Комати и Оранж, вполне вероятно, что понадо-бятся дополнительные методы. Распределение водных ресурсов, по-видимому, требует использования технологий фасилитации и медиации, и вопрос состоит в том -как и кто будет этим заниматься.
Роль
(и имидж) независимых экспертов
находятся в противоречии с потенци-альной
ролью доноров и кредиторов. Многосторонний/многоцелевой
подход фасили-тации указывает, что
достижение соглашения в определенной
точке становится более важным, чем
материальные условия соглашения. Не
обязательно отказываться от всех понятий
объективности для выполнения данной
функции. Однако функционируя таким
образом, кредиторы и доноры должны
стать менее
Информация о работе Международные конфликты, связанные с трансграничными водными ресурсами