Автор: v********************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа
Для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных ЗАДАЧ:
-исследовать цели и задачи ООН;
- проанализировать глобальные проблемы человечества, и рассмотреть какие структуры ООН решают эти проблемы;
-проанализировать международные сотрудничества с ООН и их дальнейшее развитие.
вВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
История создания ООН как системы, ее цели и задачи...6
главные органы ООН…………………………………………………12
цЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ооН……………………16
ДЕКЛАРАЦИИ………………………………………………………………27
ИНИЦИАТИВЫ БЕЛАРУСИ В ООН……………………………………...28
зАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...39
сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
Эта
комиссия создана решением ЭКОСОС в
1947 г. В ней 35 стран-членов, а также
9 членов, имеющих статус ассоциированных
не обладающих правом голоса. Секретариат
ЭСКАТО находится в Бангкоке (Таиланд).
Комиссия имеет 9 отраслевых органов: по
промышленности и строительству, сельскому
хозяйству, торговле, природным ресурсам,
социальному развитию, статистике, народонаселению,
транспорту, судоходству и связи, а также
вспомогательные органы. Эти органы и
организации осуществляют работу, во-первых,
по анализу ситуации по конкретным отраслевым
проблемам в этом гигантском регионе и
разработке идей и рекомендаций; во-вторых,
по организации и проведению многочисленных
совещаний, симпозиумов с целью отработки
проектов, программ для решения узловых
задач на национальной и межгосударственной
основе. В рамках ЭСКАТО, например, разработан
и реализуется проект трансазиатских
железных и шоссейных дорог.
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)
Эта комиссия создана в 1958 г. со штаб-квартирой в Аддис-Абебе (Эфиопия). В настоящее время в ее составе 50 африканских стран. Специалистами ЭКА еще в 1979 г. была разработана Монровийская стратегия развития Африки, одобренная сессией Организации африканского единства (ОАЕ) в 1980 г. Монровийская стратегия объявила Десятилетие ООН по транспорту и связи в Африке на 1978-1988 гг. и Десятилетие ООН по промышленному развитию Африки на 1980-1990 гг. Независимо от эффективности реализации этих программ, они дали большой позитивный импульс с точки зрения перспектив развития континента. ЭКА созывает свои сессии один раз в два года. Ее деятельность аналогична деятельности ЭСКАТО и представлена примерно теми же рабочими и вспомогательными органами.
Важный документ, который определил на 90-е годы экономическую политику государств континента, был принят на 24-й сессии ЭКА (1989 г.). Это «Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оздоровления и трансформации» (ААФ-САП). По всеобщему признанию, «Альтернатива» является реальной базой для приостановления сползания Африки в углубляющийся ныне экономический кризис. Включение структурных преобразований в планы долговременного развития должны, по мнению авторов «Альтернативы», привести к наращиванию эффективности экономики африканских стран. ААФ-САП имеет четыре раздела:
- усиление
и диверсификация производства.
Этот раздел в основном
- увеличение доходов государства и улучшение системы их распределения (здесь речь идет о целом пакете мер, предусматривающих расширение налоговой базы, а также сокращение до минимума военных расходов и административного аппарата);
- модель расходов для удовлетворения нужд (раздел этой программы содержит комплекс мер, предусматривающих развитие экономической самостоятельности африканских стран, в том числе резкое наращивание бюджетных средств, направляемых для целей социального развития; здесь же планы по расширению межамериканского торгового и валютного сотрудничества, снижение выплаты процентов по внешней задолженности и др.);
- создание
институтов в поддержку «Альтер
Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА)
Она
создана в 1948 г. и включает 40 стран.
Штаб-квартира комиссии в Сантьяго
(Чили). Помимо нее в разных латиноамериканских
странах учреждены 7 субрегиональных
отделений комиссии. В 1981 г. в рамках
ЭКЛА одобрена Латиноамериканская декада
развития на долгую перспективу до 2000
г., Комиссия сотрудничает с Андским пактом
(Картахенское соглашение). В мае 1989 г.
в колумбийском городе Картахена состоялась
встреча президентов стран-участниц Андского
пакта: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора
и Венесуэлы. Решения совещания предусматривают
более полное использование возможностей
ЭКЛА в целях развития стран Андского
пакта. На совещании были уточнены стратегические
направления взаимовыгодного сотрудничества
в рамках долгосрочной программы развития
(декада развития).
Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА)
Эта
комиссия учреждена в 1973 г. со штаб-квартирой
в Багдаде. Членами этой комиссии
являются 13 арабских стран, включая
Палестину (с 1988 г.). ЭКЗА созывает свои
сессии ежегодно и имеет вспомогательные
органы отраслевого и функционального
порядка, осуществляющие исследования,
подготовку и проведение симпозиумов,
разработку рекомендаций в целях развития
и международного сотрудничества на региональной
основе. Однако успешная деятельность
ЭКЗА во многом блокируется неупорядоченностью
политической обстановки на Ближнем и
Среднем Востоке.
Конференция ООН по торговле и развитию.
Этот
международный орган призван
регулировать всемирные
Надо отметить, в целом ряде случаев, особенно с точки зрения интересов развивающихся стран, деятельность ЮНКТАД оказывалась успешной. Так, на первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт международной торговли и торговой политики, выделить основополагающие принципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискриминации, распространение режима наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление многочисленных льгот развивающимся странам и др. В нем достаточно отчетливо просматривались принципиальные положения, ставшие в 70-х годах базой для постановки задач в рамках платформы нового международного экономического порядка.
Хотя
далеко не все рекомендации ЮНКТАД
осуществляются на практике, тем не
менее важно, что этот влиятельный международный
орган разрабатывает и активно «выводит» в
сферу международных экономических отношений
наиболее острые, актуальные проблемы
современности, способствуя правильному
формированию мирового общественного
мнения, «настроенного» на
их решение. В то же время наиболее важные
требования к участникам международной
торговли разрабатывались ГАТТ (ныне ВТО)
– они выполняют приоритетную в методологическом
отношении роль и при разработке документов
ЮНКТАД.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
Организация
играет важную роль в структуре организаций
ООН. В 1987 г. ЮНИДО претерпела серьезную
реорганизацию с целью
Специальные программы в структуре ООН
Значительное
место в системе международных организаций
ООН занимают специальные программы. Это
прежде всего: Программа развития ООН
(ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа
ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет
ООН ЮНЮ и Учебный и научно-исследователь-ский
институт ООН (ЮНИТАР).
Программа развития ООН (ПРООН)
Эта программа была создана решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г., ее деятельность финансируется из добровольных взносов государств, поэтому сохраняется их контроль над финансированием операций. Это влиятельная международная организация, имеющая многочисленный аппарат специалистов. Ее штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. В более чем 100 странах мира она имеет свои постоянные представительства. Деятельность ПРООН в настоящее время ведется почти во всех развивающихся странах. Ее направляет Совет управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на три года. Главными критериями оказания помощи по этой программе выступают такие ключевые показатели, как численность населения и объем ВВП в расчете на душу населения страны-получателя помощи. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям, по конкретным проектам в основном в трех формах: направление специалистов, поставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПРООН составляет от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития страны.
Сильны
связи ПРООН с Международным
банком реконструкции и развития,
с которым она координирует свою
деятельность. Ориентация ПРООН отчетливо
просматривается в том обстоятельстве,
что большинство ее программ в развивающихся
странах почти всегда оказывается под
контролем западных фирм. В ведении Совета
управляющих ПРООН действуют несколько
автономных добровольных фондов помощи;
наиболее крупный из них – это фонд ООН
в области народонаселения (ЮНФПА).
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)
ЮНИСЕФ – одна из программ помощи системы ООН, созданная в 1946 г. в целях организации помощи детям в разрушенной войной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как из добровольных поступлений (взносов), так и пожертвований общественных организаций и отдельных лиц.
Программа по окружающей среде (ЮНЕП)
Значение ЮНЕП быстро возрастает в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской международной конференции, созванной в 1972 г. ООН, в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-квартира находится в Найроби (Кения), программой управляет Совет управляющих ЮНЕП в составе около 60 человек, избираемых сроком на три года. Для финансирования этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит исследование широкого круга проблем: охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности. Одним из важных документов, являющихся основой деятельности ЮНЕП, явилась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений» (1980 г.).
В последующем
Генеральная Ассамблея ООН