Международное сотрудничество и ООН

Автор: v********************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных ЗАДАЧ:
-исследовать цели и задачи ООН;
- проанализировать глобальные проблемы человечества, и рассмотреть какие структуры ООН решают эти проблемы;
-проанализировать международные сотрудничества с ООН и их дальнейшее развитие.

Содержание

вВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
История создания ООН как системы, ее цели и задачи...6
главные органы ООН…………………………………………………12
цЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ооН……………………16
ДЕКЛАРАЦИИ………………………………………………………………27
ИНИЦИАТИВЫ БЕЛАРУСИ В ООН……………………………………...28
зАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...39
сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ООН.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

Эта комиссия создана решением ЭКОСОС в 1947 г. В ней 35 стран-членов, а также 9 членов, имеющих статус ассоциированных  не обладающих правом голоса. Секретариат  ЭСКАТО находится в Бангкоке (Таиланд). Комиссия имеет 9 отраслевых органов: по промышленности и строительству, сельскому хозяйству, торговле, природным ресурсам, социальному развитию, статистике, народонаселению, транспорту, судоходству и связи, а также вспомогательные органы. Эти органы и организации осуществляют работу, во-первых, по анализу ситуации по конкретным отраслевым проблемам в этом гигантском регионе и разработке идей и рекомендаций; во-вторых, по организации и проведению многочисленных совещаний, симпозиумов с целью отработки проектов, программ для решения узловых задач на национальной и межгосударственной основе. В рамках ЭСКАТО, например, разработан и реализуется проект трансазиатских железных и шоссейных дорог. 

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

Эта комиссия создана в 1958 г. со штаб-квартирой  в Аддис-Абебе (Эфиопия). В настоящее время в ее составе 50 африканских стран. Специалистами ЭКА еще в 1979 г. была разработана Монровийская стратегия развития Африки, одобренная сессией Организации африканского единства (ОАЕ) в 1980 г. Монровийская стратегия объявила Десятилетие ООН по транспорту и связи в Африке на 1978-1988 гг. и Десятилетие ООН по промышленному развитию Африки на 1980-1990 гг. Независимо от эффективности реализации этих программ, они дали большой позитивный импульс с точки зрения перспектив развития континента. ЭКА созывает свои сессии один раз в два года. Ее деятельность аналогична деятельности ЭСКАТО и представлена примерно теми же рабочими и вспомогательными органами.

Важный  документ, который определил на 90-е  годы экономическую политику государств континента, был принят на 24-й сессии ЭКА (1989 г.). Это «Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оздоровления и трансформации» (ААФ-САП). По всеобщему признанию, «Альтернатива» является реальной базой для приостановления сползания Африки в углубляющийся ныне экономический кризис. Включение структурных преобразований в планы долговременного развития должны, по мнению авторов «Альтернативы», привести к наращиванию эффективности экономики африканских стран. ААФ-САП имеет четыре раздела:

- усиление  и диверсификация производства. Этот раздел в основном посвящен  развитию сельского хозяйства,  в частности, осуществлению земельной  реформы, а также развитию мелких  и средних промышленных предприятий; 

- увеличение  доходов государства и улучшение системы их распределения (здесь речь идет о целом пакете мер, предусматривающих расширение налоговой базы, а также сокращение до минимума военных расходов и административного аппарата);

- модель  расходов для удовлетворения  нужд (раздел этой программы содержит комплекс мер, предусматривающих развитие экономической самостоятельности африканских стран, в том числе резкое наращивание бюджетных средств, направляемых для целей социального развития; здесь же планы по расширению межамериканского торгового и валютного сотрудничества, снижение выплаты процентов по внешней задолженности и др.);

- создание  институтов в поддержку «Альтернативы», что предполагает вовлечение населения в ее осуществление.  

  Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА)

Она создана в 1948 г. и включает 40 стран. Штаб-квартира комиссии в Сантьяго (Чили). Помимо нее в разных латиноамериканских странах учреждены 7 субрегиональных  отделений комиссии. В 1981 г. в рамках ЭКЛА одобрена Латиноамериканская декада развития на долгую перспективу до 2000 г., Комиссия сотрудничает с Андским пактом (Картахенское соглашение). В мае 1989 г. в колумбийском городе Картахена состоялась встреча президентов стран-участниц Андского пакта: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы. Решения совещания предусматривают более полное использование возможностей ЭКЛА в целях развития стран Андского пакта. На совещании были уточнены стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в рамках долгосрочной программы развития (декада развития).  

  Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА)

Эта комиссия учреждена в 1973 г. со штаб-квартирой  в Багдаде. Членами этой комиссии являются 13 арабских стран, включая  Палестину (с 1988 г.). ЭКЗА созывает свои сессии ежегодно и имеет вспомогательные  органы отраслевого и функционального порядка, осуществляющие исследования, подготовку и проведение симпозиумов, разработку рекомендаций в целях развития и международного сотрудничества на региональной основе. Однако успешная деятельность ЭКЗА во многом блокируется неупорядоченностью политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке.  

  Конференция ООН  по торговле и  развитию.

 Этот  международный орган призван  регулировать всемирные торговые  отношения. Дело в том, что  Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находится около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др. Регулярны заседания и специального комитета по преференциям.

Надо  отметить, в целом ряде случаев, особенно с точки зрения интересов развивающихся  стран, деятельность ЮНКТАД оказывалась  успешной. Так, на первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт международной торговли и торговой политики, выделить основополагающие принципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискриминации, распространение режима наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление многочисленных льгот развивающимся странам и др. В нем достаточно отчетливо просматривались принципиальные положения, ставшие в 70-х годах базой для постановки задач в рамках платформы нового международного экономического порядка.

Хотя  далеко не все рекомендации ЮНКТАД осуществляются на практике, тем не менее важно, что этот влиятельный международный орган разрабатывает и активно «выводит» в сферу международных экономических отношений наиболее острые, актуальные проблемы современности, способствуя правильному формированию мирового общественного мнения, «настроенного» на их решение. В то же время наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатывались ГАТТ (ныне ВТО) – они выполняют приоритетную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД. 

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Организация играет важную роль в структуре организаций  ООН. В 1987 г. ЮНИДО претерпела серьезную  реорганизацию с целью повышения  эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет  представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СИДФА). Значительно подвышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, которыми занимаются несколько отделений ЮНИДО. Эта секция ответственна за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии разработки. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.  

  Специальные программы  в структуре ООН

Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН ЮНЮ и Учебный и научно-исследователь-ский институт ООН (ЮНИТАР). 

Программа развития ООН (ПРООН)

Эта программа была создана решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г., ее деятельность финансируется из добровольных взносов государств, поэтому  сохраняется их контроль над финансированием  операций. Это влиятельная международная организация, имеющая многочисленный аппарат специалистов. Ее штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. В более чем 100 странах мира она имеет свои постоянные представительства. Деятельность ПРООН в настоящее время ведется почти во всех развивающихся странах. Ее направляет Совет управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на три года. Главными критериями оказания помощи по этой программе выступают такие ключевые показатели, как численность населения и объем ВВП в расчете на душу населения страны-получателя помощи. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям, по конкретным проектам в основном в трех формах: направление специалистов, поставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПРООН составляет от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития страны.

Сильны  связи ПРООН с Международным  банком реконструкции и развития, с которым она координирует свою деятельность. Ориентация ПРООН отчетливо  просматривается в том обстоятельстве, что большинство ее программ в развивающихся странах почти всегда оказывается под контролем западных фирм. В ведении Совета управляющих ПРООН действуют несколько автономных добровольных фондов помощи; наиболее крупный из них – это фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА). 
 
 

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)

ЮНИСЕФ  – одна из программ помощи системы  ООН, созданная в 1946 г. в целях  организации помощи детям в разрушенной  войной Европе. Постепенно функции  ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как из добровольных поступлений (взносов), так и пожертвований общественных организаций и отдельных лиц.

 

Программа по окружающей среде (ЮНЕП)

Значение ЮНЕП быстро возрастает в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской международной конференции, созванной в 1972 г. ООН, в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-квартира находится в Найроби (Кения), программой управляет Совет управляющих ЮНЕП в составе около 60 человек, избираемых сроком на три года. Для финансирования этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит исследование широкого круга проблем: охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности. Одним из важных документов, являющихся основой деятельности ЮНЕП, явилась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений» (1980 г.).

В последующем  Генеральная Ассамблея ООН предоставила мандат Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на разработку стратегии и мер, направленных на прекращение и обращение вспять процесса ухудшения состояния окружающей среды, в контексте более широких национальных и международных усилий по содействию устойчивому и экологически безопасному развитию. Главным, определяющим политику в этой области форумом станет Генеральная Ассамблея, которая будет обеспечивать общее руководство деятельностью правительств, системы ООН и соответствующих договорных органов. Предусмотрено активное участие в реализации «Повестки дня на XXI век» ЮНЕП, ПРООН, ЮНКТАД и ряда других специализированных структур.

Информация о работе Международное сотрудничество и ООН