Международное сотрудничество и ООН

Автор: v********************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных ЗАДАЧ:
-исследовать цели и задачи ООН;
- проанализировать глобальные проблемы человечества, и рассмотреть какие структуры ООН решают эти проблемы;
-проанализировать международные сотрудничества с ООН и их дальнейшее развитие.

Содержание

вВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
История создания ООН как системы, ее цели и задачи...6
главные органы ООН…………………………………………………12
цЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ооН……………………16
ДЕКЛАРАЦИИ………………………………………………………………27
ИНИЦИАТИВЫ БЕЛАРУСИ В ООН……………………………………...28
зАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...39
сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ООН.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Экономический и Социальный Совет  ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом. 

     Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна - Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует. 

   Международный Суд ООН - это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера  деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом   делах могут быть только государства. Обращение к  Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по  некоторым международным договорам, признают юрисдикцию  Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

     Секретариат   ООН - это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 

           Цели экономической деятельности ООН  

Организация Объединенных Наций – самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими  проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится  в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Преамбула Устава ООН гласит, что ее цель –  содействовать экономическому и  социальному прогрессу всех народов. В первой главе Устава «Цели и принципы Устава ООН» поставлена задача осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического порядка. Этому сотрудничеству посвящена отдельная IX глава Устава ООН. В ней поставлены конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными. По некоторым данным, ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН, непосредственно связанных с экономической деятельностью. 

Экономический и социальный совет  ООН (ЭКОСОС) и органы, действующие под  его эгидой.

ЭКОСОС  является одним из шести основных органов ООН, статус которого определен Х главой Устава ООН.

В его  обязанности входит организация  исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления Генеральной Ассамблее ООН, может созывать международные конференции по этим вопросам. Являясь основным координирующим органом в указанной области, ЭКОСОС согласовывает работу с другими организациями ООН, проводит консультации, привлекая в этих целях неправительственные организации, специализирующиеся и заинтересованные в рассматриваемой проблематике. Его полномочия дают возможность предоставить консультативный статус тем из них, в сотрудничестве с которыми он заинтересован. И этим правом совет широко пользуется. Он также создает различные вспомогательные органы, на основе которых сложилась и действует довольно сложная система органов ЭКОСОС. Его членами являются 54 страны, избираемые на трехлетний срок, – они ежегодно обновляются на треть своего состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест – квота Африки, 10 – для Латинской Америки, 11 – для Азии, 13 – для Западной Европы и других стран и 6 – для стран Восточной Европы.

О важности ЭКОСОС в системе органов ООН свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН, а также личного персонала, не считая даже добровольных фондов и иных программ. Главные вопросы ЭКОСОС:

- состояние  мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

- состояние  международной торговли;

- проблемы  охраны окружающей среды; 

- экономическая  и научно-техническая помощь развивающимся  странам; 

- разные  аспекты продовольственной проблемы;

- проблемы  социально-экономической статистики;

- проблемы  народонаселения; 

- проблемы  природных ресурсов;

- проблемы  населенных пунктов; 

- проблемы  планирования и мобилизации финансовых  ресурсов;

- роль  государственного и кооперативного сектора в экономике развивающихся стран;

- региональное  сотрудничество;

- составление  программных социально-экономических  документов;

- разработка  международных стратегий развития  ООН, а также наблюдение за  их реализацией и др.

Место ЭКОСОС в системе органов ООН иллюстрируется, например, тем, что именно он принял решение в начале 70-х годов об исследовании деятельности транснациональных корпораций (ТНК), что стало началом нового направления его экономической деятельности, приведшей к тому, что в структуре ООН появилась специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, а также специальное подразделение в Секретариате ООН по этому вопросу – Центр ООН по ТНК.

Значительно обогатились функции ЭКОСОС после  принятия Генеральной Ассамблеей ООН, Декларации и Программы действий по новому международному экономическому порядку в 1974 г. С этого времени как сама проблема, так и стратегические задачи модернизации международных экономических отношений на справедливой основе стали главной сферой работы ЭКОСОС, его органов и организаций. Совету поручено разрабатывать многие важные документы, в которых исследуются экономические тенденции. В частности, разрабатываются и выдвигаются достаточно конструктивные предложения о реформе мировой валютной системы, о программе «срочных мер» в пользу развивающихся стран, пострадавших от экономического кризиса, о путях ликвидации их задолженности Западу, о проблеме международной задолженности развивающихся стран в целом. Не случайно в рамках диалога «Север-Юг» западные страны сочли необходимым пойти по этому вопросу на определенные уступки. Здесь роль совета значительна.

С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять  больше внимания странам Восточной  Европы, бывшим республикам СССР, новым  государствам СНГ, Балтии, отдельным  новым государствам, издавать исследования по их проблематике. 

Вспомогательные органы ЭКОСОС.

В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют  различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты. Это – Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комитет по неправительственным организациям и др. Они объединены под общим названием «вспомогательные органы ЭКОСОС». Совет координирует также деятельность таких межправительственных органов, как Комитет по науке и технике, Комиссия по населенным пунктам, Всемирный продовольственный совет. Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии. Помимо них в системе ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе. Все эти органы готовят доклады и разрабатывают рекомендации для представления в Совет и Генеральную Ассамблею ООН. 

Региональные  экономические комиссии

В системе  органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская  экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА). 

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

ЕЭК основана в 1947 г. Ее деятельностью руководит  Секретариат во главе с исполнительным секретарем. Размещается в Женеве (Швейцария). В комиссии представлено более 30 стран Европы, а также  США и Канада. В сферу деятельности комиссии входит обширный круг экономических, производственных, транспортных, сельскохозяйственных и иных проблем. В структуре комиссии или в тесной связи с ней действует более 100 вспомогательных рабочих, отраслевых и специальных органов и учреждений. Комиссия играет исключительно важную роль, выступая организатором множества форм сотрудничества между европейскими странами. Роль этой комиссии возрастала в период разрядки международной напряженности: так было после подписания в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Важное значение в осмыслении общечеловеческих проблем имеют такие мероприятия ЕЭК, как Совещание по охране окружающей среды, проведенное в 1979 г. Оно приняло Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (вошла в силу в 1983 г.) и Декларацию о малоотходной и безотходной технологии и повторном использовании отходов. Но по-настоящему реальные условия для эффективной деятельности ЕЭК формируются сегодня, когда создается климат доверия между разными государствами и осуществляются конкретные мероприятия по военно-политической разрядке, дополнению последней интенсивным экономическим и культурным сотрудничеством всех европейских стран. 

Информация о работе Международное сотрудничество и ООН