Международная миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка международной трудовой миграции и выработка подхода к решению основных проблем миграции в России.
Задачи исследования:
- обобщить теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции;
- охарактеризовать правовое обеспечение международной трудовой миграции;
- оценить потребность в иностранной рабочей силе на российском рынке труда:
- установить влияния международной трудовой миграции на экономическое развитие России;
-обосновать направления регулирования международной трудовой миграции в России.

Содержание

Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ……………………………………………………………………
1.1 Основные подходы к изучению международной трудовой миграции
1.2 Правовое обеспечение международной трудовой миграции
2. Россия на международном рынке труда
2.1 Анализ миграционных процессов в России
2.2 Характеристика миграционной ситуации в РФ
2.3 Государственная миграционная политика России
3.ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Основные направления повышения эффективности использования иностранной рабочей силы
3.2 Совершенствование государственной миграционной политики в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Новый супер курсач.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

Для России ситуация осложняется тем, что многие ее потенциальные конкурентные преимущества, связанные с наличием огромной и  богатой разнообразными природными ресурсами территории, не могут быть реализованы при дефиците человеческих ресурсов. Это усиливает одновременно потребность России в трудовых ресурсах и ее миграционную привлекательность в условиях нарастающего демографического давления со стороны перенаселенных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Рост  миграционной активности будет позитивно  влиять не только на использование  человеческого капитала нации, но и  на формирование внешних потоков  мигрантов, качественного и количественного  их состава в связи с ростом конкурентоспособности наемных работников. Важную роль при этом будет иметь реализация организационно-экономических мер, которые призваны способствовать развитию рынка жилья, распространению достоверной информации об условиях жизни и труда в регионах, устранению препятствий, обусловленных высокими расходами при переезде в другую местность и др.21

     Природно-территориальные  и технологические различия условий  хозяйствования в России приводят к  тому, что сокращение дефицита трудовых ресурсов на основе привлечения иностранной рабочей силы в пределах иммиграционной емкости способно становиться важным фактором повышения производительности экономики и выпуска ВВП на одного занятого. 21

  Соблюдение  требований геополитической, социально-экономической  безопасности предполагает переход к управлению миграционными потоками с учетом особенностей пространственного развития страны. При этом потоки международных мигрантов должны направляться в регионы, в которых они не вызывают критические социокультурные изменения; спрос на рабочую силу превышает предложение и имеются вакансии рабочих мест; миграционный приток способствует росту производительности экономики регионов в результате повышения качества человеческого капитала, улучшения его структуры и активизация инновационных процессов .

     В настоящее время не существует методик определения эффективности использования рабочей силы . Существующие методики позволяют только сравнить эффективность от использования иностранной и местной рабочей силы на конкретном предприятии. При этом надо учитывать, что существуют разные факторы, по которым можно оценить эффективность.20 Факторы, по которым можно оценить эффективность использования иностранной рабочей силы в макро-масштабе, показаны на рис. 5.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПРИТОК  ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

       

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Существующая  структура и качественный состав миграционных потоков пока не отвечают стратегическим государственным потребностям.

Включение России в глобальную сеть потоков  международной миграции, превращение ее в страну перемещения нелегальных мигрантов, резко усиливает значимость разработки и реализации мер, направленных на пересечение их незаконной деятельности. Процессы миграции требуют выработки адекватного законодательного регулирования в области государственной миграционной политики.

     В настоящее время действует механизм привлечения и использования  иностранной рабочей силы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1993 г. в Российской Федерации.  Система иммиграционного контроля, введенная данным Указом действует в целях обеспечения государственного регулирования миграционного потока при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. 14

     Действует иммиграционный контроль на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации под руководством органов Федеральной миграционной службы России для идентификации, регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства

     Выдача  разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль над их использованием осуществляются Федеральной миграционной службой России.

     В случае ущемления прав иностранных  работников (угрозы гибели людей или  нанесения ущерба их здоровью) Федеральная  миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или аннулировать его.

     Любой иностранный гражданин, въехавший  в Российскую Федерацию с целью  осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя, на основании полученного работодателем разрешения. 14

     Исключение  составляют следующие категории  граждан:

  • иностранные граждане на должности руководителей предприятий, их заместителей для предприятий с иностранными инвестициями;
  • фициально признанные беженцы;
  • лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
  • лица, подающие ходатайство о предоставлении статуса беженца и получившие разрешение на временное проживание;
  • деятели науки и культуры, работающие на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
  • работники дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской федерации;
  • религиозные деятели, осуществляющие профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;
  • члены экипажей морских и речных судов;
  • студенты, проходящие производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
  • лекторы и инструкторы, читающие курсы лекций и выполняющие другую работу в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • лица, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами. 14

     Привлечение иностранной рабочей силы на предприятия  с иностранными инвестициями в целом  осуществляется в том же порядке, что и в любую другую организацию, зарегистрированную на территории РФ, с одним исключением: руководители этих предприятий, являющиеся иностранными гражданами, не обязаны получать разрешение Федеральной миграционной службы, а сразу могут получить подтверждение территориальной (региональной) миграционной службы, т. е. эта категория, проходит через одноступенчатую систему оформления, что является определенной льготой для предприятий с иностранными инвестициями.

     Федеральная миграционная служба России направляет в соответствующие дипломатические  представительства и консульские  учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу .

     Возможно, необходимы серьезные изменения  в государственной миграционной политике, которые позволят осуществить направления, перечисленные выше, устранив при этом выявленные недостатки.14 
 
 

    3.2 Совершенствование государственной миграционной политики в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России

В настоящее  время при выборе методов регулирования  миграционных процессов предлагается использовать различные концептуальные подходы.

Так, в  рамках концепции административно-правового  регулирования обращается внимание на важность вмешательства государства в процесс миграции на основе сочетания внутригосударственных административно-правовых мер и международных правовых актов и соглашений. 18

Альтернативная  концепция невмешательства исходит  из того, что государственное регулирование  иммиграции и эмиграции квалифицированных кадров несовместимо с правом человека на свободу перемещения. Наконец, в концепции активного регулирования международной миграции предлагается поэтапно решать проблемы с помощью социально-экономических и административно-правовых мер, исходя из условий и перспектив развития страны при соблюдении интересов личности и норм международного права.18

Зарубежная  и отечественная практика говорит  о том, что миграционная политика должна быть, прежде всего, реализована  на государственном уровне и нацелена на то, чтобы воздействовать на динамику человеческого потенциала, направление миграции населения и интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов пространственного развития страны. 6

С помощью  миграционной политики можно регулировать численность и состав населения отдельных территорий не только непосредственно - через направление некоторого количества трудовых ресурсов в регион, но и косвенно - за счет создания благоприятных условий для воспроизводства населения и повышения их миграционной привлекательности.

Для современных  условий приемлемыми и практически  значимыми являются методы косвенного воздействия на процесс трудовой миграции населения, к ним можно  отнести: создание благоприятной для  трудовой, предпринимательской и  инвестиционной деятельности среды, материальных и моральных стимулов и льгот. Предоставление кредитов и ссуд в трудонедефицитных регионах, создание лучших культурно-бытовых и социальных условий и т.д.6

С учетом социально-экономической ситуации для регулирования миграционных потоков могут быть использованы различные экономические, административные и социально-психологические методы.

Экономические методы предполагают воздействие на хозяйственную конъюнктуру (оплату труда, стоимость потребительской  корзины, и т.д.), применение штрафных санкций за нарушение установленного миграционного порядка. Административные методы обеспечивают соблюдение паспортного режима, порядка регистрации, привлечения и использования иностранной рабочей силы, других норм и правил, а также административную ответственность за нарушение действующих нормативных актов. Социально-психологические методы воздействуют на систему предпочтений и ценностных ориентаций людей, формирующих их миграционное поведение.

Государственные меры по регулированию иммиграции в  развитых странах включают: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, институциональные службы по иммиграции рабочей силы и межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.

Мероприятия, регулирующие иммиграцию, прагматичны, они с учетом развития ситуации на рынке рабочей силы устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру трудовой иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Практически все страны регулируют потоки международных мигрантов, применяя сложную систему административных, организационно-правовых и экономических    мер    (рис. 6).   Трудовые    мигранты   по    своему   составу неоднородны. Протекционистские меры принимающих стран обычно распространяются на их отдельные категории.6

 

 

В настоящее время  возникла настоятельная потребность  повышения эффективности управления миграционными процессами и сокращения нелегальных иммигрантов, существенного  возрастания уровня конституционно-правовых гарантий прав соотечественников и других категорий иностранцев, желающих трудиться и жить в России; устранения излишних административных барьеров для специалистов, в притоке которых нуждается наша страна. Необходимо поставить надежные препятствия на въезд криминальных элементов в Россию.

Для нормализации миграционных процессов имеет значение принятие закона  «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также внесение изменений в некоторые положения  действующего Закона «О правовом положении иностранных, граждан в РФ», а также поправки, в соответствии с которыми должны быть признаны утратившими силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».14

Информация о работе Международная миграция