Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка международной трудовой миграции и выработка подхода к решению основных проблем миграции в России.
Задачи исследования:
- обобщить теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции;
- охарактеризовать правовое обеспечение международной трудовой миграции;
- оценить потребность в иностранной рабочей силе на российском рынке труда:
- установить влияния международной трудовой миграции на экономическое развитие России;
-обосновать направления регулирования международной трудовой миграции в России.
Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ……………………………………………………………………
1.1 Основные подходы к изучению международной трудовой миграции
1.2 Правовое обеспечение международной трудовой миграции
2. Россия на международном рынке труда
2.1 Анализ миграционных процессов в России
2.2 Характеристика миграционной ситуации в РФ
2.3 Государственная миграционная политика России
3.ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Основные направления повышения эффективности использования иностранной рабочей силы
3.2 Совершенствование государственной миграционной политики в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России
Заключение
Список использованных источников
За январь-сентябрь 2006г., по данным таблицы 9, число мигрантов внутри России увеличилось на 9,3 тыс.человек, или на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Увеличившийся миграционный прирост компенсировал численные потери населения.
Рис. 3. Замещение естественной убыли населения миграционным ростом,%
Миграционный прирост населения России увеличился на 20,8 тыс.человек, или на 28,1%, что произошло в результате возросшего числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 7,1 тыс.человек, или на 5,5%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 7,0 тыс.человек, или на 5,7%. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 13,8 тыс.человек, или на 25,2%, в том числе в страны вне СНГ - на 13,5 тыс.человек, или на 48,8%.23
Рис. 4. Миграционный прирост в Россию, 2004-2006гг.,тыс.человек
В
январе-сентябре 2006г. было отмечено увеличение
миграционного прироста в обмене
населением практически со всеми
государствами-участниками СНГ, кроме
Беларуси, Казахстана и Киргизии (таблица
10).
Таблица 10
Показатели миграции в РФ в 2005-2006гг, чел.
|
В январе-сентябре 2006г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 5161 человек (в январе-сентябре 2005г. - 8810 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов и беженцев в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,16%.
По данным ФМС России, на 1 октября 2006г. в стране насчитывалось 129,5 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 39% из них (50,3 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 13,8% (17,9 тыс.) - Грузии, 13,4% (17,3 тыс.) - Узбекистана, 7,8% (10,1 тыс.) - Таджикистана. Более 18% (23,5 тыс. человек) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
По среднему варианту прогноза Росстата предполагается формирование общего сальдо внешней миграции за 2005-2025 гг. в размере 6,1 млн. человек, или 305 тыс. человек в год. За данный период сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте составит около 60% от общего сальдо внешних мигрантов. Неравномерность сокращения трудовых ресурсов из-за естественной убыли населения в прогнозируемом периоде (наибольшее их сокращение ожидается в 2012-2015 гг.) требует регулирования потоков внешней миграции таким образом, чтобы они позволяли компенсировать убыль населения в рабочих возрастах.
Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Эта политика осуществляется государством, региональными группировками и другими международными организациями. Миграционная политика — государственная политика в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика — выезд граждан за рубеж.7
Цель миграционной политики — оптимизировать миграционное движение населения для обеспечения соответствия трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов.7
Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями.5
Обратимся к миграционной политике Европейского Союза. Миграционная политика отдельных европейских стран различна. Например, Норвегия, полностью закрыла свои границы для иммигрантов. Великобритания, наоборот, ежегодно увеличивает поток иммигрантов. Большинство европейских государств воспринимают экономических мигрантов как необходимое условие, обеспечивающее потребности рынка труда.
Иммиграционная проблема в Европе политизирована в связи с кризисом модели нации-государства и необходимостью выбора между ценностями прав человека и внутренней безопасности. В европейском общественном мнении сложилось представление о прочных связях иммигрантов с организованной преступностью, терроризмом и исламским фундаментализмом. Вместе с тем развитие единого европейского рынка во многом зависит от свободы передвижения и мобильности трудовых ресурсов. Поэтому миграционная политика стала одним из важных направлений внешней политики Европейского Союза. «Внешнее измерение» этой политики развивается по двум направлениям. В странах-донорах и транзитных государствах при поддержке ЕС устанавливаются более жесткие режимы пограничного контроля, усиливаются меры по борьбе с нелегальной иммиграцией. Второе «предупредительное» направление связано с проведением мероприятий, направленных на управление факторами, заставляющими мигрантов покидать отечество. Проблема миграции становится испытанием для западной модели прав человека и демократии.16
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России, являются Трудовой кодекс РФ (вступивший в силу 1 февраля 2002 г.) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в ряде федеральных законов.
В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.
Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Вывод по главе 2:
Современный международный трудовой обмен характеризуется следующими особенностями:
- к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канаде и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы: страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина, Бразилия и Венесуэла, а также наиболее богатые страны Африканского континента;
-
большинство потоков
-
в последнее время, благодаря
влиянию НТП и глобализации, в
потоках международной
-
мировой проблемой становится
рост нелегальной миграции
Все сказанное выше позволяет сформулировать следующие выводы:
- В эпоху
глобализации еще более
- В перспективе на первый план выдвигается не только желательность, но и необходимость интенсивной иммиграции трудовых ресурсов, соотечественников и представителей других национальностей.
- В перспективе
Россия будет объективно
- Миграционные
процессы, происходящие в России,
должны быть обеспечены
- Для
успешного осуществления
- Российские
регионы отличаются по степени
инновационной активности и