Международная миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка международной трудовой миграции и выработка подхода к решению основных проблем миграции в России.
Задачи исследования:
- обобщить теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции;
- охарактеризовать правовое обеспечение международной трудовой миграции;
- оценить потребность в иностранной рабочей силе на российском рынке труда:
- установить влияния международной трудовой миграции на экономическое развитие России;
-обосновать направления регулирования международной трудовой миграции в России.

Содержание

Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ……………………………………………………………………
1.1 Основные подходы к изучению международной трудовой миграции
1.2 Правовое обеспечение международной трудовой миграции
2. Россия на международном рынке труда
2.1 Анализ миграционных процессов в России
2.2 Характеристика миграционной ситуации в РФ
2.3 Государственная миграционная политика России
3.ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Основные направления повышения эффективности использования иностранной рабочей силы
3.2 Совершенствование государственной миграционной политики в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Новый супер курсач.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

   5) обосновавшиеся трудящиеся мигранты- трудящиеся мигранты, которым после  пребывания в стране трудоустройства  в течение нескольких лет предоставляется  разрешение на проживание (вид  на жительство) в этой стране  с неопределенным сроком и разрешение на работу без особых ограничений. Обосновавшимся трудящимся мигрантам не требуется выезжать из страны трудоустройства, когда у них нет работы и им обычно, предоставляется право воссоединения с членами семьи при выполнении некоторых условий;

   6) высококвалифицированные трудящиеся  мигранты - трудящиеся мигранты, которым,  благодаря их квалификации, предоставляется  режим благоприятствования при  допуске в страну, не являющуюся  их собственной страной, и на  них распространяется меньше  ограничений, касающихся сроков пребывания, перемены места работы и воссоединения семьи.1

   Сложность анализа международной миграции в значительной степени состоит  в высокой эластичности составляющих ее видов и форм. Мигранты могут  менять свой статус в связи с меняющимися условиями жизни, социально-экономическими и политическими изменениями в странах въезда и выезда и т.д.

Таким образом, международная трудовая миграция – это перемещение из одной  страны в другую рабочей силы.

     Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.2

     В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.2

  Международная трудовая миграция приводит к разнообразным  видам и весьма противоречивым социально-экономическим  последствиям, связанных с изменениями  конструкции хозяйственного строя  страны, количественных и качественных характеристик человеческого потенциала и эффективности использования экономических ресурсов и результатов производства.

Непосредственным  выражением экономического эффекта  внешней миграции для принимающей  страны выступает дополнительно  произведенная стоимость валового внутреннего продукта, а также возникающие при этом дополнительные доходы населения, предприятий и бюджетов всех уровней. Вместе с тем, следует принимать во внимание как расходы, которые появляются в связи с организацией выдачи разрешений, так и расходы по задержанию, содержанию и депортации нарушителей установленных правовых норм.2 
 

        

    1.2 Правовое обеспечение международной трудовой миграции

 

Особое  значение в области трудовой миграции имеют различные международные  соглашения, и прежде всего конвенции  и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций.

     Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ N 86, государства  в своих двусторонних договорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

     Положения о трудовых отношениях содержатся и  в других многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений 1998 г. (см. гл. 18), стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать, и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется контракт (т.е. применяется "закон места работы" государства пребывания мигранта).22

     Страны  СНГ заключили многостороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994г.), соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся эмигрантов (1992 г.), соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (1994 г.).

     Россия  заключила двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства: с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией (1993), Арменией (1994) и др.

     Между правительствами РФ и КНР 3 ноября 2000г. было заключено соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001г.

     В качестве примера приведем Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Литовской республики о временной трудовой деятельности от 29 июня 1999г. (вступило в силу с 5 января 2000г.). Согласно ст. 1 этого Соглашения его действие распространяется на граждан РФ и граждан Литовской Республики, постоянно проживающих соответственно на территории РФ и Литовской Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории государства другой страны.9

     Это Соглашение определяет порядок привлечения трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности на территории государства временной трудовой деятельности (ст. 5), устанавливает, что условия труда работника регулируются законодательством государства временной трудовой деятельности и не могут быть менее благоприятными, чем условия, предусмотренные для граждан этого государства (ст. 6), регулирует вопросы медицинского страхования, оказания неотложной медицинской помощи, ввоза инструментов, использования заработанных средств и др.

     Выводы  по 1 части:

     Экономический прогресс различных государств становится все более зависимым от мировых  тенденций и закономерностей  общественного развития, активного  взаимодействия отдельных национальных экономик друг с другом. Сегодня  ни одна страна не может существовать, будучи изолированной от мирового сообщества.

Все большее  число стран вовлекается в  орбиту мировых миграций и участвует  в международном обмене трудовыми  ресурсами. В связи, с чем миграция, как многогранный общественный процесс, является предметом исследования и построения различных теорий. Классификации основных научных подходов изучения миграции населения  посвящены работы В.А.Ионцев и И.В.Ивахнюк, являющиеся в настоящее время основой для дальнейших разработок российских специалистов.  Большинство теорий утверждает, что миграция несет в себе существенный положительный импульс для экономического и демографического развития принимающей страны.

     Особое  значение в области трудовой миграции имеют различные международные  соглашения, и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ).

    2. Россия на международном рынке труда

 

          2.1. Анализ миграционных процессов в России 

      Международный обмен трудовыми ресурсами, или  ресурсами рабочей силы является одной из форм внешнеэкономических  связей России. Этот обмен называют также международной трудовой миграцией, которая осуществляется в рамках общего явления - миграционного процесса.

В динамике трудовой миграции иностранных рабочих  в Россию можно выделить 2 этапа.

Первый  этап (до середины 90-х годов) – период ускоренного роста трудовой иммиграции в Россию. Трансформация политической и экономической систем, международное  экономическое сотрудничество, «прозрачность» внешних границ способствовали увеличению притока иностранной рабочей силы. По сравнению с началом 90-х годов число трудящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья возросло почти в 3 раза.

Второй  этап (1996 – 2000 гг.) характеризуется тенденцией сокращения легального использования иностранной рабочей силы. По данным официальной статистики, в 2000г. по сравнению с серединой 90-х годов численность зарегистрированных иностранных работников в стране уменьшилась на четверть, произошло резкое сокращение масштабов привлечения иностранной рабочей силы более чем в половине субъектов Российской Федерации.15

Уменьшение  трудовой иммиграции и легальной  занятости иностранных граждан  обусловлено главным образом  экономическими факторами. К числу  общих причин сокращения регистрируемой иностранной рабочей силы можно отнести:

-     ухудшение финансового положения предприятий, ранее привлекавших трудовых мигрантов, снижение производства сельхозпродукции, уменьшение гражданского строительства;

     -   резкое уменьшение объема иностранных инвестиций в связи с усилением кризисных тенденций в российской экономике;

-   ужесточение требований к приему иностранных работников в связи с          ростом общего числа безработных;

-   переориентация потоков трудовой миграции иностранных граждан с легальных каналов на нелегальные направления и незаконную занятость.

Расширение  использования иностранной рабочей  силы в экономике России обусловлено  целым рядом факторов. С экономической  точки зрения причины внешней  трудовой миграции в Россию можно  свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.15

     Распад  СССР и образование Содружества  Независимых Государств оказали  существенное влияние на миграционные процессы на постсоветском пространстве, трансформируя регулируемые внутренние потоки в нерегулируемые внешние.

     Коренным  образом изменилась структура миграционных потоков, основание которых стали  вынужденные мигранты, подавшие страны Центральной Азии и направлявшиеся главным образом  Россию.

Первый  важный фактор трудовой иммиграции в Россию – ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, это ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

Существующая  в настоящее время на российском рынке труда структура вакансий в первую очередь ориентирована  на рабочих, занятых физическим трудом. Как и в большинстве стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей силы – ее нехватка в отдельных секторах экономики и регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего, это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов.15

Чтобы лучше понять современную трудовую миграцию в Россию, необходимо выделить и охарактеризовать основные тенденции  притока в страну иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, позволит глубже оценить последствия трудового обмена РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья.

По данным государственной статистики, численность  официально зарегистрированной иностранной  рабочей силы, привлеченной в российскую экономику, в 2006г. составила 213,3 тыс. человек, т.е. за последние шесть лет (с 2000-го по 2006г.) возросла в 1,6 раза.23

Информация о работе Международная миграция