Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «культурные ценности»; - проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования культурных ценностей
§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7
§ 2. Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….39
Созданный банк данных похищенных
культурных ценностей пользуется поддержкой
со стороны большинства
Важную роль в деле пресечения контрабанды культурных ценностей может выполнить реализация проекта «Идентификация объекта», являющегося результатом сотрудничества между ЮНЕСКО, ОБСЕ, Советом Европы, Европейским Союзом, Международным советом музеев (ИКОМ) и Интерполом. Документ «Идентификация объекта» представляет собой международный акт, целью которого является упрощение и рационализация описания художественных и антикварных произведений для обнаружения похищенных ценностей. Этот документ необходим для охраны культурных ценностей, поскольку без их точного описания или фотографий возвращение законным владельцам сопряжено с большими трудностями. Документ «Идентификация объекта» может стать в случае его внедрения в национальные правовые системы краеугольным камнем для информационных систем. Конечно же, указанный документ не претендует на то, чтобы подменять собой другие действующие в данной сфере нормативные акты. Он будет служить обеспечению раскрытия преступлений в сферах хищения и контрабанды культурных ценностей путем быстрой регистрации базовых и минимальных данных, необходимых для идентификации и обнаружения художественных произведений на международном рынке.31
В МВД России имеется база данных по культурным ценностям, похищенным в стране (насчитывает порядка 50 тыс. единиц учета, из них около 35 тыс. икон).
Поступающая из зарубежных стран информация по похищенным ценностям включается в данную базу избирательно, в основном это касается произведений искусства, живописи, икон, графики. В то же время не включаются, как правило, культовые предметы, похищенные из католических храмов, предметы археологии, вероятность появления которых на российском рынке чрезвычайно мала.
Определенную роль в деле борьбы с контрабандой предметов старины может выполнить рекомендуемый органами ЮНЕСКО Международный кодекс профессиональной этики для торговцев культурными ценностями. Он позволяет обеспечить согласованность и целостность различных законов, касающихся вопросов приобретения антиквариата, а также обеспечивает торговцам, принявшим Кодекс, международное признание путем использования специального символа. Приобретение культурных ценностей у пользующихся хорошей репутацией торговцев художественными произведениями, добровольно связанных Кодексом профессиональной этики, может быть весомым аргументом при определении того, проявил ли владелец надлежащее внимание в целях установления права на выплату компенсации за культурную ценность, которая была незаконно продана и подлежит реституции.
В рамках СНГ достигнута
договоренность о предоставлении необходимой
информации на унифицированных носителях
для пополнения межгосударственных
оперативно-справочных, дактилоскопических,
криминалистических и иных учетов,
находящихся в ведении МВД
Российской Федерации. Участники межведомственного
соглашения пользуются этой информацией
на безвозмездной основе. Содержание
такого информационного банка
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей.
Как уже отмечалось выше, одной из задач любого государства является обеспечение сохранности ценностей национальной культуры. Естественно, что создаваемые в процессе творчества культурные ценности могут находиться и находятся в обороте, в том числе способны к перемещению через границы многих стран мира, как с целью экспонирования, так и с целью продажи. Однако далеко не все культурные ценности перемещаются легально.
Наиболее страдает от преступных посягательств на культурные ценности среди стран Западной Европы Италия. Это обусловлено тем, что в Италии находится свыше 60 процентов всех произведений искусства. Каждый год в этой стране совершается около восемнадцати тысяч краж картин, статуй, археологических ценностей. Активную деятельность на рынке произведений искусства осуществляют итальянские мафиозные организации. Именно они привели к опустошению ресурсов древнего итальянского искусства.
Причины, названные выше,
объясняют принятие Италией, а также
Великобританией, Германией, Индией, Мексикой
и рядом других стран законов
о вывозе памятников культуры, которые
устанавливают уголовную
В указанных странах вывоз культурных ценностей осуществляется в основном по специальному разрешению (лицензии), но условия получения лицензий во всех государствах различны. Например, в Мексике не выдаются разрешения на вывоз археологических памятников. В Индонезии разрешение на экспорт выдается только на зарегистрированные памятники. В Великобритании установлены следующие правила: необходима лицензия на вывоз с территории страны рукописей любого назначения, документов, архивов, фотографий и негативов, сделанных более чем семьдесят лет назад. Лицензия предусмотрена для древностей любого назначения, датируемых не менее чем за сто лет (включая и произведения искусства), если их стоимость менее 4 тысяч фунтов стерлингов. Из этого правила есть и исключения. Допускается вывоз культурных ценностей в целях научных исследований, обмена и для экспонирования на выставках.33
В Германии согласно Федеральному закону34 предусматривается наличие специального разрешения на вывоз культурных ценностей за границу. Такое разрешение выдается министерством культуры, либо министерством высшего и среднего образования Германии. Если вывоз культурных ценностей из Германии может нанести серьезный ущерб национальному наследию или науке, разрешение на вывоз не выдается. Вывоз из Германии охраняемых предметов за границу без разрешения наказывается тюремным заключением или штрафом. Одновременно производится конфискация вещей, независимо от того, являются они собственностью виновного или третьих лиц. Все художественные произведения и другие культурные ценности (включая архивные материалы), вывоз которых будет рассматриваться как невосполнимая потеря для германского культурного наследия, должны быть занесены в Перечень культурных ценностей, являющихся национальным достоянием. Разрешение на вывоз таких предметов выдается на основе заключения экспертной комиссии, в противном случае такие ценности не могут вывозиться.
В Польше вывоз памятника
за границу без разрешения или
невозвращение его в
Во Франции еще в 1975 года в рамках Министерства внутренних дел Франции было создано Центральное Бюро по борьбе с контрабандой произведений и предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение контрабанды; координация деятельности, направленной на борьбу с контрабандой, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны. Структурно, Центральное Бюро входит в состав Интерпола во Франции, что дает ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Центральное Бюро делает на профилактику указанных преступлений.35
В законодательных актах о культурных ценностях разных стран много общего, однако, отдельные различия сохраняются между странами, из которых активно вывозятся культурные ценности, прежде всего, нелегально, и государствами, в которые они ввозятся. Остановлюсь на правовом регулировании, существующем в некоторых из этих государств, как первой, так и второй группы.
К государствам первой группы следует отнести Италию, Грецию, страны Латинской Америки, ряд стран Азии и Африки. Так, в Мексике, Бразилии, Аргентине, Иордании наложен запрет на вывоз определенных категорий культурных ценностей. Особенностью законодательства Италии является свободный реэкспорт предметов в течение пяти лет после их ввоза, что нередко используется для мошеннических операций с ценностями путем первоначального ввоза подделок и последующего вывоза из Италии оригиналов на якобы законном основании.
Ко второй группе относятся такие страны, как Соединенные Штаты Америки (далее – США) и Япония. Несомненно, что одной из стран, в которую активно ввозятся предметы антиквариата, археологические находки со всего мира, является США. Ежегодно границу этой страны пересекают десятки тысяч произведений искусства и предметов старины. Правовое регулирование оборота культурных ценностей осуществляется в США как путем принятия законодательных актов, так и путем вынесения судебных решений (прецедентов), признанными в качестве источников права. Другой страной, активно ввозящей культурные ценности, является Япония, где в 1950 году был принят Закон о защите культурных ценностей. Согласно этому Закону, только ценности, входящие в состав "национального достояния" или в "важную культурную собственность", подлежат экспортному контролю.36
Сравнительное рассмотрение законов многих государств показывает, что перечень культурных ценностей в значительной степени совпадает. Однако в то же время имеются и различия, наличие которых отражает исторические особенности, традиции национальных культур, роль, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей. Неизменным остается одно: Правительство каждой страны заинтересовано в сохранении на своей территории культурного достояния страны, вне зависимости от политического строя, а так же от того или иного исторического периода.
Заключение.
Перед развивающимися государствами стоит сложная проблема поиска оптимальных условий для уголовно-правовой борьбы с преступлениями наносящими ущерб их экономическому развитию.
Эти проблемы связаны не только с совершенствованием уголовного законодательства и практикой его применения органами уголовной юстиции, ибо использование одних лишь мер уголовно-правовой борьбы с преступностью, в частности с экономической, явно недостаточно.
В этом плане, одним из вопросов стоящих перед государствами для обеспечения успешной борьбы с преступлениями наносящими ущерб экономическому развитию государств стоит осуществление успешного международного сотрудничества по борьбе с этим видом противоправных деяний.
В плане уголовно-правовой
борьбы с преступностью процесс
интеграции проявляется в приведении
национального законодательства в
соответствие с требованиями международных
соглашений, имплементации норм международного
права, заключении межгосударственных,
межправительственных и межведомственных
соглашений по оказанию взаимной помощи
по уголовным правоотношениям, участии
в международных организациях (Интерпол),
обмене научно-технической
С учетом вышеизложенного, мне кажется особенно важным, решение наиболее существенных проблем сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей, являющихся наследием наших государств.
Прежде всего, эта проблема
совершенствования
Список использованной литературы.
Информация о работе Международная борьба с контрабандой культурных ценностей