Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «культурные ценности»; - проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования культурных ценностей
§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7
§ 2. Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….39
Поскольку, как видно из проведенного выше анализа международно-правовых обязательств, две формы защиты культурных ценностей согласно Гаагской конвенции 1954 г. - общая и специальная, первая, базирующаяся на режиме уважения и охраны и последняя , основывающаяся на режиме иммунитета, в своих принципиальных положениях совпадают, то это позволяет говорить по существу о единстве правового регулирования культурных ценностей, имеющих большое значение для культурного наследия того или иного народа, даже в рамках одной Гаагской конвенции 1954 г.
При этом само государство-участник Конвенции в полном соотвествии с принципом суверенитета определяет, имеет та или иная культурная ценность исключительную важность для культурного наследия народов, проживающих на его территории.
Большинство основных положений, характеризующих общий режим защиты и распространяющихся фактически на неограниченное число объектов культурного наследия, несомненно, подлежат применению как в мирное, так и в военное время.
Более того, в Конвенции прямо установлено, что в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, возникшего на территории одной из государств-участников, каждая из сторон, участвующих в конфликте, обязана применять ее положения, по крайней мере, относящиеся к уважению культурных ценностей( ст.19).
Таким образом, уважение культурных ценностей, которое согласно настоящей Конвенции означает для государств-участников строго определенные нормативные обязательства, представляет собой наиболее универсальную часть правового режима культурных ценностей.
Необходимо отметить, что Гаагская конвенция 1954 г. продолжает оставаться одним из краеугольных камней основания международной охраны культурных ценностей, определяя их правовой режим как на национальном, так и на международном уровне. По состоянию на 30.01.2012 г. в ней участвуют 130 государств мира.
Другим краеугольным камнем в системе международной охраны культурных ценностей является Конвенция ЮНЕСКО «О всемирном культурном и природном наследии».
В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции государства-стороны признали, что культурное и природное наследие, находящееся на их территории при полном уважении государственного суверенитета и неущемлении прав, предусмотренных национальным законодательством, являются всеобщим наследием, охрана которого - долг всего международного сообщества. Это фундаментальное положение является стержнем концепции всемирного культурного наследия народов, на которой базируется все современное международное право о сохранении культурных ценностей.
Конвенцией предусматривается
международная охрана, которая согласно
ст.7 понимается как система международного
сотрудничества и помощи государствам
по сохранению и выявлению всемирного
наследия. Для этой цели при ЮНЕСКО
созданы два специальных
Если учесть, что по состоянию на 7 июля 2012 года в Список всемирного наследия внесено 962 объекта Всемирного наследия, а в Конвенции участвуют 157 государств, то фактическую значимость созданной настоящей Конвенцией системы международной охраны, а также ее признание большинством стран мира трудно недооценить.
Научно-правовым фундаментом принципиально новой ступени в системе сохранения, использования, охраны, изучения и популяризации культурных ценностей явилась концепция всемирного культурного достояния (наследия) народов.
Эта научно-правовая концепция, в свою очередь, является логическим следствием развития концепции общего наследия человечества, нормативно закрепленной в современном международном праве. Исходным пунктом становления последней стало выдвижение во второй половине 60-х годов в международном публичном праве понятия “ общее наследие человечества” применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны, других небесных тел и их ресурсов .
В своих научных трудах анализу концепции общего наследия человечества наибольшее внимание уделили Б.М.Клименко, Постышев В.М., Барсегов Ю.Г., Деканозов Р.В., Барчукова Н.К.
И.И. Лукашук считает, что право общего наследия человечества, будучи не отраслью, а скорее общей частью ряда современных отраслей международного права (морского, воздушного, космического, экологического и др.), несомненно получит дальнейшее развитие и ляжет в основу международного правопорядка.
Следует также учесть, что в рамках международного права на современном этапе его развития понятия " культурные ценности " и " культурное наследие " - "культурное достояние " не разграничены. С юридической точки зрения они практически недифференцируемы и почти взаимозаменяемы.
Почти во всех странах континентальной и англо-саксонской систем права в нормативном регулировании внутригосударственной охраны памятников истории и культуры также наблюдается постепенный переход во внутреннем законодательстве к новой ступени, характеризующейся утверждением концепции культурного достояния ( наследия ) народов и носящей в каждой отдельно взятой стране определенное национальное своеобразие.
Не является исключением и Российская Федерация, в законодательстве которой на данный период настоящая концепция закреплена достаточно непоследовательно и фрагментарно.13
На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права и международными обязательствами России можно выделить следующие принципы (исходные начала) и нормы, составляющие фундамент правового режима культурных ценностей в Российской Федерации:
В настоящий период в Российской Федерации только на федеральном уровне насчитывается более 200 правовых актов в той или иной степени регулирующих вопросы выявления, сохранения, использования, охраны, изучения и популяризации культурных ценностей.
Нормативно-правовое регулирование
в указанной сфере
В связи со значительным количественным ростом числа нормативных источников, а также с расширением и качественным углублением предметных областей правового регулирования в рассматриваемой сфере уже сегодня встает насущная проблема кодификации всего действующего законодательства.
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования контрабанды культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей.
Контрабанда культурных ценностей включает в себя незаконное перемещение культурных ценностей через границу различных государств.
Проблема незаконного вывоза из страны культурных ценностей является насущной для многих государств, особенно она свойственна в так называемый переходный период. Не стала исключением из данного правила и Россия, культурные ценности которой с начала 90-х г. стали все чаще и чаще незаконно перемещаться в западные страны. До сих пор в российских музеях, даже самых крупнейших, обнаруживают пропажи культурных ценностей. В большинстве своем они уже были вывезены из России и осели в частных коллекциях. Как указывают С. А. Приданов и С. П. Щерба, согласно сведениям Интерпола, Россия на данный момент занимает третье место в мире по числу преступлений, связанных с хищениями культурных ценностей. В Германии насчитывается 6 000 магазинов, специализирующихся на продаже культурных ценностей, вывезенных из России. Данное обстоятельство указывает на степень общественной опасности преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности, в том числе и контрабанды.22
Согласно статистическим
данным относительно ч. 2 ст. 188 УК
РФ, устанавливающей
2003 г. – 220, 2004 г. – 171, 2005 г. – 165, 2006 г. – 202; 2007 г. – 228; 2008 г. – 254; 2009 г. – 291; 2010 г. – 363; 2011 г. – 595.
Общественная опасность
преступлений в отношении
Во-первых, культурные
достижения государства во
Во-вторых, культурное
воспитание граждан должно
В-третьих, нельзя забывать
и о том, что культурные
Таким образом, степень
общественной опасности
Как отмечает В.В.
Кулыгин, вторым после хищения
по распространенности
— количество попыток
контрабандного вывоза
Информация о работе Международная борьба с контрабандой культурных ценностей