Международная борьба с контрабандой культурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «культурные ценности»; - проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования культурных ценностей
§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7
§ 2. Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 80.50 Кб (Скачать)

Поскольку, как видно из проведенного выше анализа международно-правовых обязательств, две формы защиты культурных ценностей согласно Гаагской конвенции 1954 г. - общая и специальная, первая, базирующаяся на режиме уважения и  охраны и последняя , основывающаяся на режиме иммунитета, в своих принципиальных положениях совпадают, то это позволяет говорить по существу о единстве правового регулирования культурных ценностей, имеющих большое значение для культурного наследия того или иного народа, даже в рамках одной Гаагской конвенции 1954 г.

При этом само государство-участник Конвенции в полном соотвествии с принципом суверенитета определяет, имеет та или иная культурная ценность исключительную важность для культурного наследия народов, проживающих на его территории.

Большинство основных положений, характеризующих общий режим защиты и распространяющихся фактически на неограниченное число объектов культурного наследия, несомненно, подлежат применению как в мирное, так и в военное время.

Более того, в Конвенции  прямо установлено, что в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, возникшего на территории одной  из государств-участников, каждая из сторон, участвующих в конфликте, обязана  применять ее положения, по крайней  мере, относящиеся к уважению культурных ценностей( ст.19).

Таким образом, уважение культурных ценностей, которое согласно настоящей Конвенции означает для государств-участников строго определенные нормативные обязательства, представляет собой наиболее универсальную часть правового режима культурных ценностей.

Необходимо отметить, что  Гаагская конвенция 1954 г. продолжает оставаться одним из краеугольных камней основания  международной охраны культурных ценностей, определяя их правовой режим как на национальном, так и на международном уровне. По состоянию на 30.01.2012 г. в ней участвуют 130 государств мира.

Другим краеугольным камнем в системе международной охраны культурных ценностей является Конвенция  ЮНЕСКО «О всемирном культурном и природном наследии».

В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции  государства-стороны признали, что  культурное и природное наследие, находящееся на их территории при  полном уважении государственного суверенитета и неущемлении прав, предусмотренных национальным законодательством, являются всеобщим наследием, охрана которого - долг всего международного сообщества. Это фундаментальное положение является стержнем концепции всемирного культурного наследия народов, на которой базируется все современное международное право о сохранении культурных ценностей.

Конвенцией предусматривается  международная охрана, которая согласно ст.7 понимается как система международного сотрудничества и помощи государствам по сохранению и выявлению всемирного наследия. Для этой цели при ЮНЕСКО созданы два специальных международных  межправительственных органа: Комитет  по охране всемирного культурного и  природного наследия, на который возложены  основные функции по включению и  исключению объектов в списки, а  также по рассмотрению заявок и принятию решений о предоставлении той  или иной, в первую очередь, финансовой помощи и Фонд охраны всемирного культурного  и природного наследия, который, будучи специальным целевым фондом, аккумулирует финансовые средства для реализации целей и задач, определенных Конвенцией.12

Если учесть, что по состоянию на 7 июля 2012 года в Список всемирного наследия внесено 962 объекта Всемирного наследия, а в Конвенции участвуют 157 государств, то фактическую значимость созданной настоящей Конвенцией системы международной охраны, а также ее признание большинством стран мира трудно недооценить.

Научно-правовым фундаментом  принципиально новой ступени  в системе сохранения, использования, охраны, изучения и популяризации  культурных ценностей явилась концепция  всемирного культурного достояния (наследия) народов.

Эта научно-правовая концепция, в свою очередь, является логическим следствием развития концепции общего наследия человечества, нормативно закрепленной в современном международном  праве. Исходным пунктом становления  последней стало выдвижение во второй половине 60-х годов в международном  публичном праве понятия “ общее наследие человечества” применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны, других небесных тел и их ресурсов .

В своих научных трудах анализу концепции общего наследия человечества наибольшее внимание уделили  Б.М.Клименко, Постышев В.М., Барсегов Ю.Г., Деканозов Р.В., Барчукова Н.К.

И.И. Лукашук считает, что право общего наследия человечества, будучи не отраслью, а скорее общей частью ряда современных отраслей международного права (морского, воздушного, космического, экологического и др.), несомненно получит дальнейшее развитие и ляжет в основу международного правопорядка.

Следует также учесть, что  в рамках международного права на современном этапе его развития понятия " культурные ценности " и " культурное наследие " - "культурное достояние " не разграничены. С юридической точки зрения они практически недифференцируемы и почти взаимозаменяемы.

Почти во всех странах континентальной  и англо-саксонской систем права  в нормативном регулировании  внутригосударственной охраны памятников истории и культуры также наблюдается  постепенный переход во внутреннем законодательстве к новой ступени, характеризующейся утверждением концепции  культурного достояния ( наследия ) народов и носящей в каждой отдельно взятой стране определенное национальное своеобразие.

Не является исключением  и Российская Федерация, в законодательстве которой на данный период настоящая  концепция закреплена достаточно непоследовательно и фрагментарно.13

На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации  в соответствии с общепризнанными  принципами, нормами международного права и международными обязательствами  России можно выделить следующие  принципы (исходные начала) и нормы, составляющие фундамент правового режима культурных ценностей в Российской Федерации:

  • всеобщая обязанность государства, органов местного самоуправления, граждан РФ и лиц без гражданства, а также юридических лиц публичного и частного права по соблюдению правового режима выявления, сохранения, использования, изучения и популяризации культурного наследия и достояния и его передаче будущим поколениям; 14
  • особая ответственность государства за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры;15
  • неотчуждаемый характер особо ценных объектов культурного наследия и объектов культурного достояния народов России; 16
  • целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов; 17
  • возможность законодательного ограничения прав и свобод граждан с целью обеспечения охраны культурных ценностей;
  • возможность ограничения свободы перемещения товаров и услуг на территории РФ для обеспечения охраны культурных ценностей;18
  • ограниченная гражданско-правовая оборотоспособность объектов культурного наследия и достояния;
  • приоритет сохранения культурной ценности объектов культурного наследия перед их коммерческим использованием;
  • при перемене собственника (владельца) объекта культурного наследия (достояния) обязательства по его сохранению следуют за объектом культурного наследия (достояния);
  • приоритет права государства на приобретение культурных ценностей, находящихся в частном владении, при их отчуждении;19
  • обеспечение доступа к культурным ценностям для посетителей в научных, образовательных и иных культурных целях; 20
  • возможность законодательного ограничения доступности культурных ценностей и в силу особого режима пользования.21

В настоящий период в Российской Федерации только на федеральном  уровне насчитывается более 200 правовых актов в той или иной степени  регулирующих вопросы выявления, сохранения, использования, охраны, изучения и популяризации культурных ценностей.

Нормативно-правовое регулирование  в указанной сфере осуществляется в рамках целого ряда подотраслей законодательства о культуре, включая законодательство об антиквариате, законодательство о вывозе и ввозе культурных ценностей, законодательство о библиотечном, архивном, музейном, кино-, фото- и иных фондах, а также в земельном и лесном законодательстве, в законодательстве о недрах, градостроительстве и архитектуре, в законодательстве об охране окружающей среды и в других отраслях.

В связи со значительным количественным ростом числа нормативных  источников, а также с расширением  и качественным углублением предметных областей правового регулирования  в рассматриваемой сфере уже  сегодня встает насущная проблема кодификации  всего действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие вопросы правового регулирования контрабанды культурных ценностей.

§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей.

Контрабанда культурных ценностей  включает  в себя незаконное перемещение  культурных ценностей через границу  различных государств.

Проблема незаконного  вывоза из страны культурных ценностей  является насущной для многих государств, особенно она свойственна в так  называемый переходный период. Не стала  исключением из данного правила  и Россия, культурные ценности которой  с начала 90-х г. стали все чаще и чаще незаконно перемещаться в  западные страны. До сих пор в  российских музеях, даже самых крупнейших, обнаруживают пропажи культурных ценностей. В большинстве своем они уже  были вывезены из России и осели  в частных коллекциях. Как указывают  С. А. Приданов и С. П. Щерба, согласно сведениям Интерпола, Россия на данный момент занимает третье место в мире по числу преступлений, связанных с хищениями культурных ценностей. В Германии насчитывается 6 000 магазинов, специализирующихся на продаже культурных ценностей, вывезенных из России. Данное обстоятельство указывает на степень общественной опасности преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности, в том числе и контрабанды.22

 Согласно статистическим  данным относительно ч. 2 ст. 188 УК  РФ, устанавливающей ответственность  за контрабанду предметов ограниченных  и запрещенных к обороту, за  последние годы наблюдается рост  числа лиц привлеченных к ответственности  по данной статье:

 2003 г. – 220, 2004 г. – 171, 2005 г. – 165, 2006 г. – 202; 2007 г. – 228; 2008 г. – 254; 2009 г. – 291; 2010 г. – 363; 2011 г. – 595.

 Общественная опасность  преступлений в отношении культурных  ценностей включает  еще ряд  аспектов:

 Во-первых, культурные  достижения государства во многом  влияют и на его престиж  на мировом уровне, поэтому неспособность  государства защитить свои ценности, свою культуру говорит в том числе и о неспособности государства поддержать свой престиж. Поэтому, если говорить применительно к России, для государства, претендующего на одно из лидирующих мест в мире, защита собственного культурного наследия, защита того, что создает имидж государству на международной арене, представляется одной из важнейших.

 Во-вторых, культурное  воспитание граждан должно являться  также приоритетным направлением  политики государства. Без знания  собственной истории и культуры  невозможно воспитать патриотизм прежде всего у молодого поколения, поэтому большинство государств стараются не растерять то культурное наследие, которое было приобретено трудами наиболее выдающихся ее граждан. Конституция РФ провозглашает, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям»23, незаконный вывоз культурных ценностей фактически лишает многих граждан их конституционного права на знакомство с культурными ценностями, с культурой собственной страны в целом, что сказывается в том числе и на патриотическом воспитании гражданина.

 В-третьих, нельзя забывать  и о том, что культурные ценности  представляют, как правило, большую  ценность и в стоимостном выражении,  поэтому незаконный вывоз культурных  ценностей – это фактически  вывоз национального богатства  за пределы государства. 

 Таким образом, степень  общественной опасности контрабанды  культурных ценностей представляется  высокой, и, следовательно, предупреждение  и борьба с данным преступлением  должны являться приоритетным  направлением деятельности любого  государства. 24

 Как отмечает В.В.  Кулыгин, вторым после хищения  по распространенности преступлением  в отношении культурных ценностей  является контрабанда. В результате проведенного им исследования судебной практики по контрабанде культурных ценностей, автор делает следующие основные замечания:

 — количество попыток  контрабандного вывоза культурных  ценностей остается на достаточно  высоком уровне;

Информация о работе Международная борьба с контрабандой культурных ценностей