Международная борьба с контрабандой культурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «культурные ценности»; - проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования культурных ценностей
§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7
§ 2. Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 80.50 Кб (Скачать)

 — в большинстве  своем через государственную  границу незаконно перемещаются  предметы, ранее похищенные из  музеев или иных мест их  хранения;

 — достаточно часто  вывозятся не отдельные предметы, а целые коллекции;

 — транзитными странами  для вывоза культурных ценностей  из России в основном являются  Финляндия, Беларусь, Закавказье;

 — сокрытие ценностей  производится, как правило, 52 % в багаже  пассажиров, 20 % в личных вещах, 15 % в транспортных средствах, в  одежде 5 %, в грузах 3 %;

 — наиболее часто  предметами контрабанды культурных  ценностей бывают иконы, старинные  монеты, ордена и медали, рукописи, старопечатные и редкие книги,  часы, картины, предметы религиозного  культа и т. д. 25

Проведенное мной исследование путем изучения материалов уголовных дел показывает, что в 17 из 25 изученных случаев контрабанде подвергались иконы, а также предметы религиозного культа; еще в 5 случаях ордена и медали, в 2 случаях — старинные фолианты, 1 случай вывоза погон адмирала.

 Также моё исследование показало, что лишь в 4 из 25 изученных мною случаев, культурные ценности не находились в обычном багаже, предпринималась попытка их сокрытия.

 Связь контрабанды  культурных ценностей с их  хищениями вполне объяснима следующими  причинами:

 — заказчики похищенных  культурных ценностей достаточно  часто находятся за границей;

 — чтобы избежать излишнего риска быть задержанным, для продажи культурные ценности проще вывезти за границу.

 В этой связи необходимо  отметить два аспекта, связанных  с контрабандой культурных ценностей. 

  • Во-первых, частый международный характер данного преступления, объясняется наличием международных связей, облегчающих совершение контрабанды культурных ценностей. С другой стороны, международный характер контрабанды значительно затрудняет борьбу с ней исходя из того, что для ее эффективности необходимо международное сотрудничество, которое изначально выглядит затруднительным. Данное сотрудничество предполагает наличие крепких международных связей между правоохранительными органами различным государств, что, возможно, далеко не всегда по различным причинам (различия в законодательствах, политические проблемы и т. д.). В совокупности все эти аспекты делают деятельность международных групп, специализирующихся на хищении, контрабанде и перепродаже культурных ценностей, эффективной и часто безнаказанной.
  • Во-вторых, контрабанда культурных ценностей достаточно часто является преступлением, совершаемым в соучастии; представляется, что связано это с тем, что совершение данного преступления в одиночку весьма затруднительно, так как требуются необходимые связи, в том числе в таможенных органах, среди торговцев культурными ценностями, среди посредников, занимающихся их перепродажей.

 На это же в своей  работе указывает С. А. Фомичев,  ссылаясь на данные статистики  Главного управления по борьбе  с контрабандой Федеральной таможенной  службы России, которая говорит  о том, что в зарубежных странах  действует около 70 групп, занимающихся  контрабандой культурных ценностей  и их последующей продажей  за границей.

Таким образом, на данный момент уже существуют преступные группы, ориентированные конкретно на контрабанду  культурных ценностей из России, что  должно служить сигналом для государства  в лице его правоохранительных органов  о необходимости более эффективной  борьбы с данным преступлением.

Также весьма логично, что  применительно к России наиболее часто незаконно перемещаемыми  через государственную границу  РФ являются иконы, ордена и медали, старинные книги. Объясняется это  тем, что для культуры России это  наиболее значимые предметы, которые  весьма высоко ценятся на заграничных  аукционах. Второй причиной является то, что иконы, а также ордена и медали часто достаточно просто похитить, так как их охрана оставляет желать лучшего (большинство российских храмов и церквей охраняются недостаточно).

Еще одно обстоятельство, которое  отмечается при изучении проблемы контрабанды  культурных ценностей, — ее высокая  степень латентности.

В теории криминологии под  латентной преступностью понимается «реальная, но скрытая или незарегистрированная часть фактически совершенных преступлений». По степени латентности все преступления подразделяются на:

 — преступления с  минимальной степенью латентности;

 — преступления со  средней степенью латентности;

 — преступления с  высокой степенью латентности.

Традиционно в криминологии латентность принято подразделять на искусственную и естественную. Искусственная латентность представлена теми преступлениями, которые были выявлены, но по каким-то причинам оказались за пределами уголовной статистики. Естественная латентность представлена преступлениями, которые не регистрируются ввиду того, что не обнаруживаются соответствующими органами. Представляется, что применительно к контрабанде культурных ценностей также можно говорить о высокой степени естественной латентности данного преступления, т. е. оно остается за пределами уголовной статистики в связи с тем, что не обнаруживается соответствующими таможенными органами и органами МВД ввиду особенностей механизма совершения контрабанды культурных ценностей.

 В литературе также  принято выделять объективные  и субъективные причины латентной  преступности.

 Если говорить о  контрабанде культурных ценностей,  то, как представляется, можно выделить  следующие объективные причины  латентности контрабанды культурных  ценностей:

1. Ограниченная возможность  деятельности таможенных, иных органов,  на которые возложена задача  по борьбе с контрабандой культурных  ценностей и сопутствующих ей  преступлений (мошенничество, хищение  предметов, имеющих особую ценность). Это связано как с международным характером данного преступления, что затрудняют поимку преступников и предотвращение преступления ввиду естественных сложностей международного сотрудничества, а также ввиду достаточно частого совершения данного преступления в соучастии (в том числе организованными группами), что предполагает наличие коррупционных связей, в том числе и в среде должностных таможенных органов, что также затрудняет борьбу с контрабандой культурных ценностей.

2. Особенность механизма  совершения данного преступления, т.е. использование специальных  хранилищ, тайников для незаконного  перемещения через государственную  границу культурных ценностей,  что также предполагает сложность  для их обнаружения соответствующими  таможенными органами, а значит, и не всегда контрабанда как  таковая пресекается на границе.  Об этом может свидетельствовать  большое количество культурных  ценностей, вывезенных из России  и оказавшихся в зарубежных  странах, что было уже отмечено мною выше.

 Среди субъективных  причин латентности контрабанды  культурных ценностей можно выделить  следующие:

1. Виктимное поведение потерпевшего, которое может получить негативную оценку со стороны как правоохранительных органов, так и общества в целом. Данная причина относится в большей степени не к самой контрабанде культурных ценностей, а к преступлениям, с которыми она, как правило, находится в непосредственной зависимости, то хищения предметов, имеющих особую ценность, мошенничество и т. д. Очень часто к данным лицам, особенно к частным коллекционерам, культурные ценности также попадают незаконными способами, и лица, боясь за то, что их поведение получит негативную, как моральную, так и, возможно, юридическую оценку своего предыдущего поведения, не заявляют о хищении у них культурных ценностей, которые затем контрабандным путем перемещаются за границу.

2. Схожей с первой является  и вторая субъективная причина  латентной преступности – нежелание  граждан разглашать стороны своей  частной жизни. Как правило,  культурные ценности представляют  большую денежную стоимость, и,  соответственно, обладание ими предполагает  наличие немалых финансовых ресурсов. Заявление в правоохранительные  органы предполагает в определенной  степени раскрытие определенных  сторон частной жизни, указывающих  на денежный достаток их обладателя, что для многих граждан является нежелательным.

3. Среди субъективных  причин латентности контрабанды  культурных ценностей также можно  выделить низкий уровень правосознания  определенной части населения.  О наличии данной причины можно  говорить применительно к большинству  составов преступлений в России  и ко всей латентной преступности  вообще. К сожалению, большинство  граждан рассматривают преступления, не затрагивающие их, как что-то  отстраненное от себя, и, даже  имея возможность оказать помощь  в их раскрытии и предотвращении, не делают этого. 

Таким образом, высокая степень  латентности контрабанды культурных ценностей объясняется объективными и субъективными причинами.

Также необходимо отметить, что контрабанда культурных ценностей  является проблемой не только для  России, но и еще для ряда стран  с богатыми культурными традициями. Наиболее отчетливо проблема контрабанды  проявляет себя в КНР, откуда регулярно  вывозится большое количество культурных ценностей, при этом для КНР характерно наличие не только проблемы контрабанды  культурных ценностей, но и иных ограниченных в обороте предметов. На это, в  частности, указывает в своей  работе Н. Х. Ахметшин. Из КНР регулярно незаконно вывозятся многие предметы старины, они пользуются весьма большой популярностью на европейских аукционах и среди торговцев антиквариатом. Китайский законодатель пошел по пути установления жестких наказаний за данное преступление, вплоть до смертной казни, страх перед которой должен останавливать контрабандистов.

 Таким образом, основными чертами, относящимися к состоянию и динамике контрабанды культурных ценностей являются следующие:

 — количество попыток  совершения данного преступления  остается на стабильном уровне;

 — высокая степень  латентности данного преступления;

 — высокая степень  общественной опасности контрабанды  культурных ценностей;

 — частое совершение  данного преступления в соучастии,  более того, организованными группами;

 — международный характер  контрабанды культурных ценностей;

 — проблема контрабанды  культурных ценностей является  таковой не только для России  и для иных государств с богатым культурным наследием, как правило, не относящимся к странам с развитой экономикой.26

 

 

§ 2. Координация  и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей.

Вопросам предотвращения контрабанды культурных ценностей придается в последнее время большое значение. По этому поводу принят ряд международно-правовых актов, среди которых можно выделить Конвенцию ЮНЕСКО27, Решение глав правительств государств-участников СНГ28.

Странами СНГ предпринята  попытка объединить усилия по пресечению контрабанды культурных ценностей  посредством заключения Соглашения.29

Так же рабочей группой по вопросам международного сотрудничества в октябре 2012 года был разработан текст документа Применения Конвенции Организации

Объединенных Наций против транснациональной организованной

преступности государствами-участниками в отношении уголовных преступлений против культурных ценностей. В соответствии с ним ответы государств-участников относительно применения Конвенции против организованной преступности в целях налаживания международного сотрудничества свидетельствуют о том, что лишь немногие страны на регулярной основе применяют ее в рамках дел, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей.30

Исследование возможностей предотвращения контрабанды культурных ценностей позволило мне выявить и международно-правовую проблему: задержанные культурные ценности фактически не возвращаются в страну их происхождения либо законному собственнику. Более того, зачастую возникает парадоксальная ситуация: гражданин России, выезжая из Калининграда в центральные регионы своей страны через Литву и Беларусь (т.е. следуя из России в Россию), может дважды быть подвергнут таможенному досмотру. Причем задержанные культурные ценности (например, незадекларированные) будут обращены в собственность того государства, чью границу он пересек со старинным предметом. Как представляется, данная правовая ситуация должна решаться в соответствии с заключенными международно-правовыми обязательствами: задержанные культурные ценности должны быть реституциированы в страну происхождения либо законному собственнику.

Решающая роль в этом вопросе  принадлежит органам и международным  организациям, осуществляющим правоохранительную деятельность в сфере предотвращения незаконного оборота культурных ценностей. Например, Интерпол ведет  борьбу с нелегальным оборотом культурных ценностей с 1947 г. Связующим звеном с Интерполом являются создаваемые  в рамках министерств внутренних дел Национальные Центральные Бюро Интерпола.

Генеральный Секретариат  Интерпола разработал банк данных по произведениям искусства: Automatic Search Faciliti (ASF), в котором на начало 2007 г. содержится текстовое и изобразительное описание свыше 23 000 произведений. Это банк данных, который разработан полицией для полиции и к которому имеют возможность обращаться все центральные национальные бюро, имеющие необходимое техническое оборудование. С этой целью разработано программное обеспечение под названием EASYFORM. Кроме того, для распространения среди заинтересованных организаций информации о похищенных художественных произведениях Интерполом разработан также электронный банк данных, который обновляется каждые два месяца и распространяется по подписке. Он включает информацию, которую сообщают Генеральному Секретариату Интерпола государства-члены Интерпола и в отношении которой они дают согласие на публичное распространение в качестве профилактической меры. Также предусматривается возможность наведения справок в каком-либо реестре похищенных культурных ценностей.

Информация о работе Международная борьба с контрабандой культурных ценностей