Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «культурные ценности»; - проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования культурных ценностей
§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7
§ 2. Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….39
— в большинстве
своем через государственную
границу незаконно
— достаточно часто
вывозятся не отдельные
— транзитными странами
для вывоза культурных
— сокрытие ценностей производится, как правило, 52 % в багаже пассажиров, 20 % в личных вещах, 15 % в транспортных средствах, в одежде 5 %, в грузах 3 %;
— наиболее часто
предметами контрабанды
Проведенное мной исследование путем изучения материалов уголовных дел показывает, что в 17 из 25 изученных случаев контрабанде подвергались иконы, а также предметы религиозного культа; еще в 5 случаях ордена и медали, в 2 случаях — старинные фолианты, 1 случай вывоза погон адмирала.
Также моё исследование показало, что лишь в 4 из 25 изученных мною случаев, культурные ценности не находились в обычном багаже, предпринималась попытка их сокрытия.
Связь контрабанды
культурных ценностей с их
хищениями вполне объяснима
— заказчики похищенных
культурных ценностей
— чтобы избежать излишнего риска быть задержанным, для продажи культурные ценности проще вывезти за границу.
В этой связи необходимо
отметить два аспекта,
На это же в своей
работе указывает С. А.
Таким образом, на данный момент
уже существуют преступные группы,
ориентированные конкретно на контрабанду
культурных ценностей из России, что
должно служить сигналом для государства
в лице его правоохранительных органов
о необходимости более
Также весьма логично, что применительно к России наиболее часто незаконно перемещаемыми через государственную границу РФ являются иконы, ордена и медали, старинные книги. Объясняется это тем, что для культуры России это наиболее значимые предметы, которые весьма высоко ценятся на заграничных аукционах. Второй причиной является то, что иконы, а также ордена и медали часто достаточно просто похитить, так как их охрана оставляет желать лучшего (большинство российских храмов и церквей охраняются недостаточно).
Еще одно обстоятельство, которое отмечается при изучении проблемы контрабанды культурных ценностей, — ее высокая степень латентности.
В теории криминологии под
латентной преступностью
— преступления с
минимальной степенью
— преступления со средней степенью латентности;
— преступления с высокой степенью латентности.
Традиционно в криминологии
латентность принято
В литературе также
принято выделять объективные
и субъективные причины
Если говорить о
контрабанде культурных
1. Ограниченная возможность
деятельности таможенных, иных органов,
на которые возложена задача
по борьбе с контрабандой
2. Особенность механизма
совершения данного
Среди субъективных
причин латентности
1. Виктимное поведение потерпевшего, которое может получить негативную оценку со стороны как правоохранительных органов, так и общества в целом. Данная причина относится в большей степени не к самой контрабанде культурных ценностей, а к преступлениям, с которыми она, как правило, находится в непосредственной зависимости, то хищения предметов, имеющих особую ценность, мошенничество и т. д. Очень часто к данным лицам, особенно к частным коллекционерам, культурные ценности также попадают незаконными способами, и лица, боясь за то, что их поведение получит негативную, как моральную, так и, возможно, юридическую оценку своего предыдущего поведения, не заявляют о хищении у них культурных ценностей, которые затем контрабандным путем перемещаются за границу.
2. Схожей с первой является
и вторая субъективная причина
латентной преступности –
3. Среди субъективных
причин латентности
Таким образом, высокая степень
латентности контрабанды
Также необходимо отметить, что контрабанда культурных ценностей является проблемой не только для России, но и еще для ряда стран с богатыми культурными традициями. Наиболее отчетливо проблема контрабанды проявляет себя в КНР, откуда регулярно вывозится большое количество культурных ценностей, при этом для КНР характерно наличие не только проблемы контрабанды культурных ценностей, но и иных ограниченных в обороте предметов. На это, в частности, указывает в своей работе Н. Х. Ахметшин. Из КНР регулярно незаконно вывозятся многие предметы старины, они пользуются весьма большой популярностью на европейских аукционах и среди торговцев антиквариатом. Китайский законодатель пошел по пути установления жестких наказаний за данное преступление, вплоть до смертной казни, страх перед которой должен останавливать контрабандистов.
Таким образом, основными чертами, относящимися к состоянию и динамике контрабанды культурных ценностей являются следующие:
— количество попыток
совершения данного
— высокая степень
латентности данного
— высокая степень
общественной опасности
— частое совершение
данного преступления в
— международный характер
контрабанды культурных
— проблема контрабанды культурных ценностей является таковой не только для России и для иных государств с богатым культурным наследием, как правило, не относящимся к странам с развитой экономикой.26
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей.
Вопросам предотвращения контрабанды культурных ценностей придается в последнее время большое значение. По этому поводу принят ряд международно-правовых актов, среди которых можно выделить Конвенцию ЮНЕСКО27, Решение глав правительств государств-участников СНГ28.
Странами СНГ предпринята попытка объединить усилия по пресечению контрабанды культурных ценностей посредством заключения Соглашения.29
Так же рабочей группой по вопросам международного сотрудничества в октябре 2012 года был разработан текст документа Применения Конвенции Организации
Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности государствами-участниками в отношении уголовных преступлений против культурных ценностей. В соответствии с ним ответы государств-участников относительно применения Конвенции против организованной преступности в целях налаживания международного сотрудничества свидетельствуют о том, что лишь немногие страны на регулярной основе применяют ее в рамках дел, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей.30
Исследование возможностей предотвращения контрабанды культурных ценностей позволило мне выявить и международно-правовую проблему: задержанные культурные ценности фактически не возвращаются в страну их происхождения либо законному собственнику. Более того, зачастую возникает парадоксальная ситуация: гражданин России, выезжая из Калининграда в центральные регионы своей страны через Литву и Беларусь (т.е. следуя из России в Россию), может дважды быть подвергнут таможенному досмотру. Причем задержанные культурные ценности (например, незадекларированные) будут обращены в собственность того государства, чью границу он пересек со старинным предметом. Как представляется, данная правовая ситуация должна решаться в соответствии с заключенными международно-правовыми обязательствами: задержанные культурные ценности должны быть реституциированы в страну происхождения либо законному собственнику.
Решающая роль в этом вопросе
принадлежит органам и
Генеральный Секретариат Интерпола разработал банк данных по произведениям искусства: Automatic Search Faciliti (ASF), в котором на начало 2007 г. содержится текстовое и изобразительное описание свыше 23 000 произведений. Это банк данных, который разработан полицией для полиции и к которому имеют возможность обращаться все центральные национальные бюро, имеющие необходимое техническое оборудование. С этой целью разработано программное обеспечение под названием EASYFORM. Кроме того, для распространения среди заинтересованных организаций информации о похищенных художественных произведениях Интерполом разработан также электронный банк данных, который обновляется каждые два месяца и распространяется по подписке. Он включает информацию, которую сообщают Генеральному Секретариату Интерпола государства-члены Интерпола и в отношении которой они дают согласие на публичное распространение в качестве профилактической меры. Также предусматривается возможность наведения справок в каком-либо реестре похищенных культурных ценностей.
Информация о работе Международная борьба с контрабандой культурных ценностей