Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 01:10, реферат
Организационными формами функционирования межбюджетных отношений являются конкретные виды бюджетов – федеральный, региональный и местный, если иметь ввиду федеративное государство. Воплощая межбюджетные отношения в указанных формах, государство организует бюджетные взаимосвязи по распределению бюджетных ресурсов в распоряжение тех органов власти, которые наделены правом представлять интересы государства и осуществлять возложенные на них функции в интересах общества.
рование ориентировано на достижение стратегических целей и основано на
правовых нормах, определяющих правила поведения субъектов правоотноше-
ний. Сфера бюджетных отношений, субъектами которых являются органы вла-
сти, регламентируется
исключительно нормативно-
В бюджетном законодательстве есть две группы правовых норм, регули-
рующих бюджетные правоотношения в сфере доходов и расходов:
- первая
группа норм определяет
ществления расходов. Причем, этот порядок должен единообразно применяться
на всех уровнях бюджетной системы. На региональном и местном уровнях до-
пускается его конкретизация. Эти нормы составляют институт доходов и ин-
ститут расходов бюджетов;
- вторая
группа норм определяет
ления долей доходов и объема расходов, закрепляемых за каждым уровнем
бюджетной системы. Эта группа правовых норм формирует институт бюджет-
ного регулирования как составную часть межбюджетных отношений.
Основные цели политики межбюджетного регулирования на субфеде-
ральном уровне сформулированы Минфином России как выравнивание бюд-
жетной обеспеченности муниципальных образований, стимулирование дея-
тельности местных органов власти, проведение активной экономической поли-
тики через передачу средств в местные бюджеты на финансирование целевых
программ [10, с. 69].
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
является исходным пунктом системы бюджетного регулирования. В основе по-
литики
государства в сфере
федеральном
уровне лежит принцип
уровня власти, согласно которому объем доходов должен быть достаточен для
решения первостепенных задач. Средством его реализации служит перераспре-
деление ресурсов между бюджетами для выравнивания доходной части ниже-
стоящих бюджетов до необходимого уровня, предполагающего достижение
минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов.
Средства, предназначенные на выравнивание, распределяются между му-
ниципальными
образованиями в целях
печенности
муниципальных образований
имеющих значительную территориальную протяженность с севера на юг, бюд-
жетная обеспеченность муниципальных образований корректируется на индекс
бюджетных расходов. Он показывает, насколько больше или меньше необхо-
димо затратить бюджетных средств в расчете на душу населения в конкретном
муниципальном образовании, с учетом объективных факторов и условий, по
сравнению со средним по региону уровнем для предоставления одного и того
же объема бюджетных услуг.
Одним из способов выравнивания является подтягивание наиболее бед-
ных муниципальных образований до уровня, который определяется объемом
выделенных средств. Другой способ предлагает пропорциональное сокращение
разрыва
подушевой бюджетной
заранее определенным уровнем подушевой бюджетной обеспеченности (на-
пример, средним по региону).
Межбюджетное регулирование в качестве обязательного элемента долж-
но включать стимулирование деятельности местных органов власти, направ-
ленное на повышение мобилизации доходов в бюджет, увеличение налоговой
базы или на достижение иных целей. Для этого в составе общего фонда
средств, передаваемых в местные бюджеты, может быть выделена часть, кото-
рая будет распределяться между муниципальными образованиями в порядке
стимулирования, то есть пропорционально значениям показателя, отражающего
вклад муниципальных образований в достижение поставленных целей. В каче-
стве такого показателя можно использовать объем доходов, сравнительные
темпы экономического роста, создание новых рабочих мест, развитие малого
бизнеса и т.п.
В систему
целей межбюджетного
Минфина России, включается также проведение активной экономической по-
литики через передачу средств в местные бюджеты на финансирование целе-
вых программ. Для этого следует выделить часть средств бюджета, за счет ко-
торых будет осуществляться финансирование целевых программ. Средства, пе-
редаваемые в местные бюджеты на финансирование целевых программ, пред-
ставляют собой целевую финансовую помощь и, соответственно, должны пре-
доставляться в местные бюджеты не в составе общего трансферта, а в виде суб-
сидий или субвенций с указанием программы или статьи расходов, которые
должны быть профинансированы за счет данных средств.
Рассмотренные цели политики в сфере межбюджетных отношений на
субфедеральном уровне, сформулированные Минфином России, скорее, можно
назвать задачами. Цель же бюджетного регулирования может быть обозначена
как обеспечение всем гражданам страны примерно равного уровня государст-
венных услуг, вне зависимости от места их проживания при сохранении заин-
тересованности органов местного самоуправления в самообеспечении.
Механизм бюджетного регулирования представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Механизм бюджетного регулирования
ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ФОРМЫ ИНСТРУМЕНТЫ
Обеспечение всем
гражданам страны
равного доступа к
государственным
услугам вне зави-
симости от места
их проживания
Выравнивание минимальной
бюджетной обеспеченности
Стимулирование деятельно-
сти органов власти, направ-
ленное на увеличение собст-
венных финансовых ресур-
сов, а также на повышение
инвестиционной привлека-
тельности территорий
Вертикальное
выравнивание
Горизонтальное
выравнивание
закрепление налогов за опреде-
ленным уровнем бюджетной
системы;
распределение регулирующих
доходов по уровням бюджетной
системы по единым нормати-
вам;
субвенции из вышестоящего
бюджета на исполнение от-
дельных расходных обяза-
тельств
Дотации
субвенции, субсидии
Целевые программы раз-
вития
С точки зрения целей и инструментов бюджетного регулирования разли-
чают
понятия вертикального и
горизонтальной сбалансированности).
Вертикальное выравнивание трактуется как процесс достижения сбалан-
сированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам
с потенциалом его доходных источников, среди которых акцент делается на на-
логовые поступления. Несоответствие между ними полностью устранить без
внешней корректировки нереально: абсолютное совпадение налогового потен-
циала и объективных потребностей данной территории практически не встреча-
ется.
Принцип вертикальной сбалансированности в бюджетном регулировании
представляет требование как к вышестоящему уровню власти, так и к регио-
нальным и местным властям. В случае, если потенциальные возможности по
обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для фи-
нансирования
выполняемых функций и
вечает тот или иной региональный или местный орган, то вышестоящий уро-
вень власти обязан предоставить нижестоящему уровню власти недостающие
бюджетные ресурсы.
Вертикальная сбалансированность накладывает на региональные и мест-
ные власти, во-первых, ответственность за финансовое обеспечение закреплен-
ных за ними функций и предоставление населению соответствующих услуг ли-
бо непосредственно государственным учреждениям и организациям, либо через
частный сектор, во-вторых, обязанность эффективно и ответственно использо-
вать свои права по сохранению и увеличению собственного доходного потен-
циала.
Таким образом, проблема вертикальной сбалансированности бюджетов
решается как двуединая задача. С одной стороны, вертикальная сбалансирован-
ность предполагает разумное распределение и законодательное закрепление
бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, то есть выравни-
вание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказа-
ния закрепленного за ними набора обязательных общественных услуг. С другой
стороны, обеспечивается выравнивание финансовых возможностей соответст-